Об этом пишет в своем апрельском отчете Международное энергетическое агентство: в марте бюджет РФ получил только 9.3 млрд долларов, что на два миллиарда меньше, чем в феврале, т.е. минус 20%. Выглядит это странно по двум причинам.
Во-первых, все последние месяцы мировые цены на нефть постепенно, но неуклонно растут. Почем там продается российский бренд Urals точно сказать, разумеется, нельзя - данные закрыты, но очевидно, что он должен дорожать вслед за премиальным Brent.
Во-вторых, чисто физически нефти российские экспортеры продавали больше - плюс три процента или плюс 210 тыс/бар в сутки. То есть качаем/возим больше прежнего, но получаем за это значительно меньше прибыли. Довольно недвусмысленный намек на какие-то трудности в сырьевом экспорте.
Скорее всего, такое падение доходов имеет целый комплекс причин. С одной стороны, тут запрет на экспорт бензина с 1 марта, ведь российским нефтеперерабатывающим заводам в европейской части страны сейчас, мягко говоря, непросто - там постоянно что-то "ломается".
При этом до запрета Россия экспортировала одного только бензина порядка 160 тысяч баррелей в сутки. Не говоря уже про дизель, нафту и прочее, которые обычно производятся на тех же НПЗ. А тут еще посевная на носу - короче, не до прибылей.
С другой стороны, с экспортом сырой нефти тоже все не так гладко. На главном рынке сбыта - индийском - судя по всему идет нешуточная борьба, т.к. традиционно там господствовали продавцы из стран Персидского залива. Радости от прихода российских экспортеров у них не особо, поэтому демпингуют. Плюс недавно Индия отказалась принимать танкеры "Совкомфлота", которые возят нефть, в том числе, и "в серую", работать с некоторыми российскими банками, начала задерживать платежи и вообще не так охотно сотрудничать, как прежде.
Все это, очевидно, ведет к дополнительным скидкам на российскую нефть - желающих связываться с "токсичным продавцом" все меньше, т.к. как-то не хочется влететь под вторичные американские санкции.
Между тем Минфин отчитался о небывалом росте нефтегазовых доходов за первый квартал - за январь-март получено 2.9 трлн рублей, что практически аналогично первым трем месяцам 2022 года. Видимо, все главные "успехи" пришлись на январь и февраль, а потом пошли "поломки" на НПЗ и все стало не так уж радужно. Если подобные "внешние воздействия", как пишет в своем пресс-релизе Новатэк, продолжатся, то есть немалый шанс не только дальнейшего падения нефтегазовых доходов бюджета, но и подорожания бензина внутри страны. О чем разговоры ходят уже давно - как минимум биржевые цены подскочили еще в марте, но покамест не добрались до обычных заправок.
А рост цен на моторное топливо означает, что инфляция будет расти еще бодрее, поскольку подорожает стоимость доставки до тех же "пятерочек" - какие бы поезда и пароходы грузы не возили, их конечная доставка осуществляется все равно на автотранспорте. За 2023 год без всяких "эксцессов" на НПЗ тарифы на грузоперевозки в РФ выросли практически в два раза, что естественном образом "ушло" в конечную розничную цену на все потребительские товары.