Мне кажется что перевод "На грани безумия" более точно отражает картину, нежели дословное - "Неистовый". Этот фильм Романа Полански потерпел финансовый крах, провалившись в прокате. Однако картина не так уж плоха, в отличие от многих прочих у Полански. Ведь что мы знаем о Романе Полански? Маленький любитель несовершеннолетних девочек и наркоман, который как старый озабоченный и злой гном домогался всех и вся, а в промежутках снимал свои фильмы. Иногда они получались, а иногда нет. Иногда его привлекали к ответственности, а чаще всего нет. Кстати, в США Полански до сих пор находится в розыске всё по тем же обвинениям и поэтому плотно засел в Париже.
Но именно в этом фильме, Рома подцепил для себя молодую Эммануэль Сенье, которой дал одну из главных ролей, а после женился на ней, несмотря на разницу в 33 года. Так они и ковыляют вместе: 57-летняя уже Эммануэль и 90-летний Рома. Но вернёмся к фильму...
Доктор Ричард Уокер (Харрисон Форд) - хирург, приезжающий в Париж со своей женой Сондрой (Бетти Бакли) на медицинскую конференцию. Кстати, самой Бакли всего 40 лет, но выглядит она намного старше Форда, хотя он на пять лет её старше. В их отеле Сондра не может открыть свой чемодан, и Уокер определяет, что в аэропорту она взяла не тот. На чемодане Сондры была бирка с её именем, а тут её нет вовсе. "Глупая ты, баба". Пока Уокер принимает душ, Сондре звонят по телефону из холла гостиницы, желая чтобы она спустилась к каким-то мужчинам. Вообще, с самого начала тут какая-то чушь.
Во-первых, с какой стати администратор у стойки говорит каким-то неизвестным с восточным акцентом, что здесь проживает Сондра Уокер да ещё и вызывает её вниз?
Во-вторых, неужели нельзя сделать два шага до душа, который принимает её муж, чтобы сообщить о проблеме, нежели кричать из комнаты и возмущаться что под душем муж ничего не слышит?
В-третьих, зачем как покорная овца уходить с неизвестными, а не поднять шум в густо населённом холле гостиницы?
И таких вопросов тут на самом деле масса. Особенно вопрос, который я озвучу чуть позже, но который просто лишает фильм сюжета, потому что он высосан из пальца. То есть логика совершенно хромает и сама ситуация просто непонятна. Хотя может для Полански это и норма. Но возможно исходя из глупой завязки сюжета, фильм и провалился.
Сам Уокер, приняв душ, кладёт обед на постель и, что символично, на подушку своей супруги выкладывает две розы. Сначала одну, а потом добавляет вторую. Не знаю как там в Париже или США, но во всём прогрессивном мире чётное число цветов кладут на могилу покойника или того, кто им скоро станет. Выходит доктор Уокер сам поставил крест на своей обожаемой старушке-жене. Более того, он засыпает и будит его только какой-то разносчик с туалетными принадлежностями. Только потом, доктор решает пойти поискать свою жену.
Работники отеля ничего не знают. Тот самый администратор у стойки уже ушёл домой. Уокер начинает бродить по ближайшим заведениям, не зная французского языка и пытаясь что-то узнать о своей старушке-жене. Какой-то бомж и алкаш подслушивает его в баре и говорит, что видел, как женщину силой заталкивали в машину в соседнем дворике. Уокер настроен скептически, пока не находит в указанном месте браслет своей жены. Он связывается с парижской полицией и посольством США, но их ответы бюрократичны, и мало надежды, что кто-нибудь станет утруждать себя её поисками. Ну а как они тебе могут помочь в самом деле? Следи за своей женой. Может она решила так эмигрировать, как какой-нибудь барышников?
Пока Уокер сам продолжает поиски (весь первый час фильма он будет тупо бродить и пытаться понять, что всё дело в чемодане), он болтается где ни попадя, пока не натыкается на место убийства, где встречает Мишель (Эммануэль Сенье), которая в аэропорту взяла чемодан Сондры вместо своего. Но на самом деле это Сондра взяла чемодан Мишель. Уокер узнаёт, что Мишель - наркокурьер, но ему всё равно. Мишель неохотно помогает Уокеру в его попытке узнать, что было упаковано в её чемодан и как обменять содержимое на возвращение его похищенной жены. Вот здесь и будет самый главный вопрос: а зачем такие сложности похитителям? Всякому понятно было бы, что чемоданы перепутали и что женщина, чьё имя на бирке не того чемодана вообще не в курсе происходящего. Зачем было её похищать, а потом тайком устраивать шмон в номере отеля? Почему нельзя было сразу поговорить с доктором Уокером и решить всё полюбовно? То есть похищение Сондры - это вообще бред, который ну никак не объяснить. Такое похищение абсолютно бессмысленно.
После их посещения квартиры Мишель, гостиничного номера Уокера и захудалых кабаре выясняется, что контрабандным содержимым являются не наркотики, а электронный выключатель, используемый в качестве детонатора для ядерного оружия, украденный и ввезённый контрабандой внутри сувенирной копии Статуи Свободы по приказу агентов какой-то арабской страны. Полански долго выдумывал такой бред? Американское посольство, работающее с израильскими агентами (ну те же террористы только типа "хорошие"), хочет заполучить драгоценное устройство, и им плевать выживет ли Сондра или нет. Чтобы спасти свою жену, Уокер объединяет усилия с Мишель, которая заинтересована только в получении своей зарплаты. Хотя тут тоже чушь. Уокер предлагал ей две тысячи долларов. Она отказалась, взял лишь одну. А затем стала предъявлять террористам, чтобы те заплатили ей... Извините, но логики мне здесь тоже не уловить: тебе предлагают "спокойные бабки", а ты вымогаешь и у кого!
Фильм заканчивается столкновением на невзрачном острове Лебедь, посреди депрессивной Сены, рядом с парижской статуей Свободы, где Сондру должны освободить в обмен на этот атомный девайс. Однако завязывается перестрелка между арабскими агентами, которые должны были заполучить драгоценное устройство, и секретными агентами израильского Моссада, которые выследили их, чтобы завладеть им. По хорошему надо грохнуть и тех и других. Арабы гибнут в перестрелке, но Мишель тоже ранена из-за своей жадности и глупости. Она умирает вскоре после того, как сунула устройство в карман Уокеру, а Сондра была рядом с ними. В ярости Уокер показывает устройство израильским агентам, прежде чем выбросить его в Сену. Он уносит тело Мишель, готовый покинуть Париж со своей женой.
Звучит музыка Эннио Морриконе. Музыка хорошая, но совершенно не подходит к этому фильму. В итоге мы имеем неплохой триллер, но с достаточно глупым и нелогичным сюжетом. Тем не менее, для коллекции он вполне подойдёт.