Я уже писала, что моя средняя дочь довольно поздно заговорила. А когда речь все-таки пробилась, то звучало все косо-криво. И основная проблема была не столько со звуками, сколько с грамматикой. Даже в шестилетнем возрасте она могла сказать: “папа пришла” или “какой красивый лампа”. Это при том, что в пять с половиной она уже начала читать.
Нет, ее никто специально не учил. Зачем учить, если мы все видели проблемы с речью? Читать она выучилась сама. В саду, когда поняла, что ее подружка может прочесть короткие надписи типа “почта”, “хлеб”, а она нет. И тоже захотела. В общем, никто из нас не заметил, как ребенок освоил чтение слов из двух слогов. А дальше больше. Но ее речь нас все также удручала.
Вообще если вернуться в самое начало, то к году никаких вопросов к развитию дочки не возникло. Были десяток звукоподражаний и парочка вполне себе слов. К полутора годам это все внезапно исчезло. А ребенок стал чрезмерно самостоятельным. Если надо было что-то достать, то она нагромождала стул на стул и пыталась дотянуться сама. Никого ни о чем не просила. Сейчас я знаю, что это свойство ее характера (называется “сам с усам”), а тогда я испугалась. Начала проверять, есть ли зрительный контакт. Контакт на самом деле был, но от страха мне казалось, что его нет.
К двум годам ребенок все также не говорил. Она, конечно, издавала какие-то звуки, междометия использовала, но вот слов, а уж тем более предложений не было. Представьте мою панику, если первые предложения (из двух слов) у старшей появились к полутора годам, а к двум она уже рассказывала наизусть стишки. А у средней тишина.
Я побежала по специалистам. Невролог в государственной поликлинике сказал, что вы по нижней границе нормы, поэтому расслабляемся и живем дальше. А вот нейропсихолог и логопед (на момент осмотра дочке было уже два с половиной) предположили, что, скорее всего, проблема есть, но она незначительная и корректировке поддается. Главное — занимайтесь с ребенком. Они же обратили мое внимание, что у дочки не очень с мелкой моторикой и координацией. Удивительно, но на моторику и координацию я как раз особого внимания не обращала.
И тогда мы стали развивать мелкую моторику, как не в себя. Крупы, бусы, мозаики, паззлы... Но все это большого энтузиазма у ребенка не вызывало. И тогда в нашем доме появился конструктор “Лего”. Вот его создателям я говорю отдельное материнское спасибо. Я купила сразу обычный лего (не дупло) и ребенку так понравилось строить, что она фанатка лего до сих пор. А лего как раз про мелкую моторику.
Дочка очень быстро научилась собирать всякие разные штуки. Ближе к трем годам появилась речь. Причем, мы до сих пор смеемся, что ее первое слово “Сбербанк”. Мы ехали в машине и вдруг ребенок отчетливо говорит: “Сбейбанк”. Мы в удивлении: “Где сбербанк?”. Она: “Вон сбейбанк”. В этот момент я заподозрила, что у нас ситуация как в анекдоте, где сын молчал до 18 лет — “а раньше вы сахар в чай всегда клали”.
В общем, речь появилась и сразу потоком. И говорила дочка без остановки. Настолько без остановки, что с ней в машине невозможно было ехать — все уставали ее слушать. И мы расслабились. Оказалось рано.
Слов было много, но грамматически они очень плохо связывались. То есть каши во рту не было, а вот понятия рода и падежа ребенку давались с большим трудом. В пять она уже начала серьезно заниматься с логопедом, который ей не звуки ставил (с этим все было как раз отлично), а грамматику. Подвижки были, но небольшие.
И тут в садик пришел фотограф и устроил детям фотосессию со скрипкой. Скрипка была такая маленькая и симпатичная, что дочка захотела себе такую же. Со слухом у нее все было хорошо и я по сарафанному радио нашла хорошую учительницу, которая согласилась посмотреть ребенка.
На прослушивании я увидела, что проблемы с координацией никуда не ушли. Преподавательница мне сказала: “Тут такое дело — слух практически абсолютный, мелкая моторика нормальная, но у скрипачей она должна быть получше. А вот с координацией полный швах. И брать я вас не буду”. Потом она задумалась и снова попросила дочку пропеть наигранную мелодию, потом еще одну и еще. А потом вдруг говорит: “Знаете, ну очень хороший слух, прямо жалко. Давайте я вам дам упражнения на координацию. Вы их дома поделайте и через два месяца приходите. Если будет прогресс, я вас возьму”.
И действительно дала очень хорошие (скучноватые, конечно, для ребенка) упражнения. И мы их делали. Не столько ради скрипки, сколько ради самой координации. Ведь это был второй раз, когда после диагностики совершенно разные люди говорили, что у дочки все не очень хорошо с координацией. Я этого, честно, не замечала. Я видела только мелкую моторику и проблемы с речью.
Через два месяца мы снова пришли к педагогу по скрипке. И она дочку взяла. Сказала, что прогресс заметен. Будем заниматься. А дальше… — хочется написать, что все пошло как по маслу, но нет. Держать правильно смычок дочка училась почти полгода, хотя обычно на это тратится не больше месяца. Вот где все ее проблемы с мелкой моторикой и координацией всплыли.
Но знаете, что произошло дальше? Вместе с правильным захватом смычка появилась правильная речь. Дальше — больше. За год исчезли все проблемы с речью. Я уж не знаю, может, накопительный эффект от логопедических занятий сработал. Но в моем мозгу связка “скрипка-речь” закрепилась навеки. Я уверена, что именно музыка дала толчок. Потому что любое занятие на музыкальном инструменте задействует обе руки, которые должны двигаться скоординированно. Занятия на скрипке заставили дочкин мозг работать.
Проблемы с координацией исчезли через пару лет после поступления в музыкальную школу. Ребенок наконец перестал врезаться в косяки. Правда, до сих пор иногда, если по скрипке берут какое-то сложное произведение, учительница ворчит: “Опять твоя координация нам покоя не дает”. Но то скрипка, а в обычной жизни все отлично.
Конечно, моя дочка не станет профессиональным музыкантом. Не те данные и, в общем, настолько музыкой она не горит, хотя любит ее. Но именно благодаря ей я поняла, что музыкалка не только для общего развития. Она еще и вполне серьезные проблемы помогает решить. Возможно, и без скрипки с лего все наладилось бы и ребенок перерос плохую координацию и слабую мелкую моторику. А если нет? То-то же.
В любом случае у меня сейчас хороший ребенок, развитый в соответствии со всеми возрастными нормами. Поэтому спасибо лего, скрипке и музыкальной школе.