Прошло уже много времени, а меня всё ещё бомбит и подкидывает при воспоминании об этой сверхнаглости. В двух словах выглядит это так: «Дай мне денег, чтобы я не мешал(а) тебе продавать твою дачу». Причём денег – это 100, а то и 200 тысяч в зависимости от наглости и аппетита хотящего. Это уже не ногтики сделать и бороду подбрить.
От них страдают и покупатели. Представьте себе, что объехали вы 10 - 20 объектов, выбрали понравившуюся дачу. Легла она вам на сердце, отозвалась в душе. Детство у бабушки вспомнили, да мало ли... Но вы не юрист и впервые столкнулись с такой масштабной покупкой.
А тут ещё мошенники всякие. И, для того, чтобы обезопасить себя, приходите вы в надёжную гавань – агентство недвижимости за сопровождением сделки. Договор заключаете. Чтобы проверили всё. А через время вам говорят, что дача, которую вы выбрали и уже в мечтах грядочки разбили, любимый комод разместили и гамак повесили – проблемная, и её лучше не брать.
Или, как вариант, что продавец, тать и убивец, цену задрал…
С этой отвратительной уловкой я столкнулась в прошлом году, выставив на продажу нашу дачу. У тех, кто скажет, что всё, описанное ниже, нормальный ход событий, я спрошу:
- А часто ли вы за один телефонный звонок, за пару шевелений пальчиком, зарабатываете 100 – 200 тысяч? Причём обманом?
Честно, когда мы завершили эпопею, даже вспоминать обо всей этой дряни не хотелось. Но потом я подумала, что вот сейчас опять люди дачами интересуются. Пусть хотя бы знают, что их ожидать может.
Для справки:
Есть два вида «помощников» на рынке недвижимости: частники и агентства. Частники - это юристы и риелторы, работающие на себя. Их контакты чаще всего передают по сарафанному радио. Им нет смысла обманывать клиента, так как хорошее реноме – это их хлебушек, и они дорожат своей репутацией.
И есть агентства недвижимости. В которых документы проверяют юристы агентства, а всеми хлопотами по сбору документов, показу объектов, общению с клиентами занимаются бегунки – мелкие клерки.
У них порой и образования специального нет, простые «ноги». Вот эти-то микроагенты подобными вещами и промышляют. Мало того, что они обманывают оплативших услуги агентства людей, эти «дельцы» марают репутацию честных агентов!
Больше всего в нашей эпопее с продажей дачи засветились бегунки от крупного агентства «Э». То ли им там мало платят, то ли политика агентства такая – не знаю. Но на всякий случай полное имя агентства не пишу (вдруг оно не при делах).
К продаже дачи мы подготовились основательно. У нас были готовы абсолютно все документы и справки, которые могут потребоваться при продаже дачи. К тому же нашу сторону сопровождала юрист по земельным делам, которой мы доверяем. Сбор и состояние документов курировала она.
Участок размежёван, все строения вынесены в натуру и есть на карте, споров с соседями нет. Пишу об этом подробно, чтобы было понятно, что хлопот с оформлением не было. Только договор составить и подать на регистрацию. Всё прозрачно.
Мы планировали продать дачу за лето, в идеале – за месяц, без лишних хлопот. Для этого я собрала статистику по нашей округе, выбрала подходящие дома и выставила цену чуть ниже рынка.
И, сразу после того, как разместила объявление, пошли звонки. Часть была от агентов, предлагающих свои услуги. Но нам они не требовались.
Первый же реальный покупатель был готов внести аванс. Но предупредил, что будет покупать через агентство. Для связи я оставила ему свой «временный» номер.
На сайтах объявлений (Циан, Авито) продавец в объявлении оставляет номер телефона. Сайт во избежание мошеннических звонков меняет его на подменный, который отображается в объявлении.
Покупатель набирает подменный, но звонки идут на номер продавца. Это удобно при первом звонке. Но при выходе на сделку, при дальнейшем общении с покупателем, постоянно общаться через номер сайта неудобно. Но и светить свой номер не хочется (сумма сделки не маленькая).
Поэтому муж купил мне отдельный номер для общения с покупателями на время продаж, так сказать, «временный». Его (вместо указанного в объявлении) я оставляла выразившим желание приобрести нашу дачу покупателям. Чтобы они звонили не через объявление, а напрямую мне.
Звонки с сайтов идут, а от того покупателя ни слуху, ни духу. Ну ладно с ним. Потом было ещё несколько горячо желающих купить дачу. И тоже через агентства. И снова они пропали. То есть люди смотрят, фотографируют документы, их всё устраивает, они берут номер продавца, идут в агентство и… пропадают.
Так я и не поняла бы, в чём фишка, если бы не случай. У очередного желающего была сложная ипотека в не очень распространённом банке. Поэтому они планировали покупать через агентство «Э». Очень спешили и боялись, чтобы дачу не перекупили.
И вот, буквально, не успел затихнуть вдали шум мотора, как мне звонит агент из «Э» и говорит, что у него есть покупатель на нашу дачу, которого всё устраивает, но у него сложная ипотека в том самом банке.
Мы обсудили все нюансы. А потом вдруг агентка мне предлагает поднять цену дачи… на 200 тысяч.
Моему удивлению не было предела! Мы с покупателями обсудили и зафиксировали цену, договорились, они посмотрели и сфотографировали все документы на дачу. И тут я буду так поступать??? Нет, конечно. Слово сказано.
Хорошо, говорит, тогда платите мне 200 тысяч…
- За что???
- А за сопровождение сделки, за подготовку документов, за объявление.
- Но у нас свой юрист. Он будет с нашей стороны проводить сделку.
- За то, что я вам покупателя нашла…
Такой вот у нас интересный разговор состоялся.
Но главным аргументом стал телефонный номер. Звонок от бегунка из «Э» пришел не на тот номер, который был в объявлении, а на «временный». Который я давала покупателю и в базах он никак не фигурировал.
Если бы не «временный» номер, я бы так и не догадалась о схеме обогащения нечистоплотных агентов.
Позже, просмотрев телефонную книгу, я проверила свою догадку. Оказалось, что спустя небольшое время после всех «созревших для покупки» покупателей, которые планировали совершать сделку через агентства, но неожиданно сваливших в закат, были звонки с неизвестных номеров на мой «временный». И таких «парных» звонков я насчитала 12 (всего до покупки было штук 50 просмотров)! То есть 12 семей из-за непомерной алчности агентов лишились понравившейся дачи.
В телефонном разговоре почуявшие наживу микроагенты разговаривали агрессивно, давили, запугивали трудностями или обещали ускорить сделку. Стиль общения надменный и неприятный. И, вероятно, уставшие от натиска продавцы часто уступают.
Получив от меня отказ, агентка просто развалила практически готовую сделку. Сделать это легко. Достаточно напугать неискушённого покупателя любой выдуманной проблемой.
В итоге, спустя 3 месяца мытарств, мы нашли своего покупателя. Он сначала долго выяснял, не агент ли я (дача на мужа оформлена), потом заявил, что ни с одним агентосом дела иметь не будет. Сделка прошла быстро. Мы получили деньги, покупатели – готовую к проживанию добротную дачу. Там они и провели остаток лета, не вкладываясь в стройку.
Для чего я это пишу? Для широкой огласки. Чем больше народу узнает об этой подлой уловке, тем больше шансов, что лавку нечестного обогащения мелких агентов так или иначе прихлопнут (особенно, если барыши идут мимо кассы агентства). Мало того, что они обманывают оплативших их услуги клиентов, своими действиями оно наносят ущерб репутации.
Подозреваю, что шуму (и недовольных оглаской) будет много. Поэтому, если считаете информацию важной, ставьте лайки и делайте репосты, чтобы обезопасить потенциальных покупателей и продавцов.
Весна же сейчас. Время обретения дачи!