Найти в Дзене
Балканист

Джердап в немецком прицеле: как «Железные ворота» стали первой целью Германии в Апрельской войне 1941 года

Виктор Бобров | Балканист

6 апреля исполнилось ровно 83 года со дня нападения Германии и её сателлитов на королевскую Югославию. Тогда, весной 1941-го, немецкая агрессия началась в «лучших традициях» блицкрига: немцы напали в воскресенье рано утром, проведя массированные воздушные налёты на всю территорию Югославии. О героических югославских лётчиках, принявших на себя первый удар люфтваффе, «Балканист» уже писал.

О подвигах пилотов в небе над Белградом известно достаточно широко. Знают историки и о доблести моряков югославского флота - Милана Спасича и Сергея Машеры, которые взорвали эсминец «Загреб», чтобы он не попал в руки оккупантам (и об этом «Балканист» рассказывал).

Куда менее известен тот факт, что первый сухопутный бой Апрельской войны состоялся ещё до бомбардировки Белграда, в ночь с 5 на 6 апреля. Местом этого боя стало весьма удалённое и от Белграда, и от других крупных городов место - ущелье Железные ворота (Джердап) и находившийся возле ущелья Сипский канал, это была граница Югославии и Румынии на Дунае.

Почему же именно там, в одном из самых опасных мест на Дунае, немцы решили нанести первый удар? А дело было именно в самой реке. Судоходство в этом месте, где Дунай сначала расширяется неподалёку от крепости Голубац, а затем резко сужается и углубляется, всегда было сложным. Без местных лоцманов грузовые корабли ходили редко. Немало кораблей и лодок билось о мощные прибрежные скалы Железных ворот.

В конце XIX века для облегчения прохода кораблей по Джердапу на сербском берегу Дуная был прорыт Сипский канал. Его длина составила около 2 километров. В годы Первой мировой войны немецкие оккупанты оборудовали вдоль канала железнодорожную линию - паровозы тянули вверх по течению реки суда, чтобы ускорить их проход. После Первой мировой канал продолжал работать и был важным элементом дунайского судоходства.

-2
Строительство канала. Общественное достояние
Строительство канала. Общественное достояние

Контролю над Дунаем фашистская Германия придавала очень большое значение. Об этом знали англичане, и, пока Югославия и Румыния оставались вне войны, Лондон старался всячески усложнить немцам использование Джердапа, чтобы снизить скорость прохождения их грузов. Англичане подкупали местных лоцманов, чтобы те просто увольнялись, а без лоцманов всё судоходство на Джердапе просто остановилось бы. Активность также проявляли британские агенты и разведчики, работавшие «в поле».

Источник: The British Library
Источник: The British Library

Разумеется, Германия знала о планах англичан по саботажу судоходства. Были у немцев и свои планы. Они ещё за несколько месяцев до вторжения в Югославию приготовились к атаке на Джердап, чтобы обезопасить свои грузоперевозки по Дунаю. Офицеры немецкого диверсионного полка «Бранденбург» открыто изучали систему охраны Сипского канала, глядя в бинокли с румынской стороны.

1921 год. Источник: fortepan.hu
1921 год. Источник: fortepan.hu

Судя по всему, немцам удалось завербовать ценного агента - начальника среза (название района в Югославии тех лет) Леонида Чудновского, эмигранта из России. Чудновский организовал 5 апреля пьянку для офицеров югославской армии, которые командовали подразделениями охраны Сипского канала.

Ночью с 5 на 6 апреля 54 немецких диверсанта отплыли от румынской Оршовы на нескольких лодках, заранее переодевшись в простую народную одежду сербского покроя. Без помех переправившись через Дунай, немцы рассыпались по берегу и начали атаку на югославские объекты. Первым делом диверсанты ворвались в Кладово и перебили всех или почти всех офицеров, включая тех, кто и так был мертвецки пьян.

Затем немцы перерезали телефонный и телеграфный кабель между Кладово и Сипским каналом, а потом напали и на охрану канала (она состояла из пехотной роты и артиллерийского взвода). После небольшого сопротивления диверсанты быстро овладели нужными объектами. Командир югославского артиллерийского взвода, поручик Тодорович застрелился, поняв, в каком положении оказался он сам и его подчинённые. Часть югославских солдат погибла, часть была взята в плен. Охрана Сипского канала не успела столкнуть в воду тяжёлые паровозы, чтобы хоть как-то помешать судоходству на Дунае. Команды югославских речных кораблей пытались затопить свои суда, но от этого тоже было мало толку, к тому же уровень воды в Дунае был той весной довольно высоким.

Канал в 1949 году. Источник: fortepan.hu
Канал в 1949 году. Источник: fortepan.hu

После первого шока югославские солдаты попытались отбить Кладово и Сипский канал, так как по численности не уступали немецким диверсантам. Но контратака не увенчалась успехом, и части королевской армии начали отходить от побережья, рассыпаясь на мелкие группы и бросая оружие.

Интересно, что жители Кладова, увидев начавшееся вторжение и гибель солдат и офицеров, побежали в посёлок Ябуковац, чтобы записаться в стоявшее там армейское подразделение. Оттуда кладовчан буквально выгнали (югославская армия разваливалась без особого сопротивления), и им пришлось вернуться в свой опустевший городок, где на некоторых домах уже развевались белые флаги.

Кладово более трёх лет провело под оккупацией и было освобождено в сентябре 1944 года. Сипский канал был затоплен во время строительства Джедапской ГЭС в 1960-е годы, когда уровень воды в Дунае заметно поднялся и скрыл канал.

Леонид Чудновский, судя по имеющейся информации, успешно пережил Вторую мировую войну, а после войны быстро сменил немецких «работодателей» на американских. В Штаты он и переехал, там его следы теряются. О доюгославском прошлом Чудновского есть данные, что у него были родственники-революционеры, но сам он в этом не участвовал, а, более того, служил в царской армии в Первую мировую, а затем воевал в Добровольческой армии, после чего и эмигрировал на Балканы. Почему Леонид Чудновский, сделавший хорошую карьеру в Югославии, решил так подло сыграть против своей новой родины, - загадка. Впрочем, в годы Второй мировой войны большинство русских эмигрантов в Югославии приняло сторону немцев, и Чудновский стал лишь одним из многих таких запутавшихся наших бывших соотечественников.

При подготовке статьи использованы материалы сербских историков Милана Гулича и Милоша Петровича.