Найти тему
Газета Четверг

«В чудесные миры»

Сергей Сочивко о жизни в искусстве и вне его

Омский художник Сергей Сочивко хорошо известен и в нашем городе, и за его пределами. Его картины любят за яркую индивидуальность, незаурядное мастерство и светлую атмосферу, которую они создают. Знаком мастер и читателям «Четверга». А для нынешнего разговора с мастером у нас есть особенно приятный повод. Недавно Сергей Сочивко был удостоен высокого звания «Заслуженный художник Российской Федерации».

-–Сергей Евгеньевич, что для вас значит это звание? Подведение итогов или старт к новым вершинам?

– Это, скорее, не подведение итогов, а определённый этап, с которого, поверив в свои силы, хочется продолжать работать дальше. Высоко держать планку, как я всегда говорю, «художника реалистического направления». Так что будем работать дальше: участвовать в выставках, писать новые картинки. Планов много. Поэтому утром я с радостью прибегаю в мастерскую.

– Открылось второе дыхание?

– Да. Второе дыхание и чувство умиротворения: уже не очень переживаю, что происходит на конкурсах, как оценят твои работы, кто что скажет.

– Неужели бывают и отрицательные отзывы?

– Недоброжелателей хватает – спасибо моему длинному языку. Я же и там, где можно промолчать, обязательно свои «пять копеек» вставлю, за что, бывает, и страдаю.

– Тем не менее вы художник, любимый своими зрителями! Где сегодня почитатели таланта могли наслаждаться вашими картинами?

– В Томске была персональная выставка, в Новосибирске. Десять лет я сотрудничал с галереей «Суворов» в Екатеринбурге, и в Ханты-Мансийске была выставка… В Барнауле был представлен тремя холстами – «Лукоморье. Наши дни», «Сказки озера Чаны» и «Осётр Сибири». Отзывы со стороны простых зрителей были очень тёплые. А уж участие в групповых и прочих я и не считаю. Зональные выставки не пропускаю. Но вот на Россию сейчас пока не прошёл.

– К какой области изобразительного искусства относите своё творчество?

– Я сказочник. И сегодня в разных городах Сибири, России появляется большое количество художников «одной со мной крови», сознательно уходящих в мир фантазий, сказок, иронии, юмора определённого… Мы зрителя зовём за собой в эти чудесные миры. Чтобы человек, путешествуя там, фантазию свою проявлял и возвращался в состояние детства, когда всё кажется таким красивым и радостным, когда ты ощущаешь необыкновенную лёгкость и подвижность. Ты юный, и всё впереди.

И посмотреть на себя нынешнего с другого ракурса – где-то с иронией, с юмором. В этих смешных ситуациях, которые рождаются на моих картинах, я и над собой посмеиваюсь частенько. Заметили, наверное, усатого «мужчину в полном расцвете сил», который принимает активное участие во всём, что происходит на картинах.

– Кстати, о знаменитых усах художника Сочивко. Как и когда они появились?

– Да как выросли в школе, так и ношу.

– Со школы?!

– В десятом классе они проросли. А как в училище поступил – там и бородка стала прорастать. Потом в армию пошёл – там тоже с усами не расстался. С меня невозможно было усы сбрить – я нашёл, что в Уставе написано: «солдат обязан иметь опрятный внешний вид, усы разрешаются, если они являются предметом национальной гордости». Я за это и уцепился. Казак без усов – это не казак. Как бабушка моя говорила: «О! Казак пошёл! Морда бабья – босорылый!»

– Как вышло, что самостоятельными и очень активными персонажами ваших картин стали… грибы?

– Да очень просто! Это было лет тридцать назад. Встречаю как-то на остановке друга моего Пашку с женой. «Привет!» – «Привет!» – «Как дела?» – «Да вот в выходные ездили с коллективом грибы собирать». – «Ну и как, насобирали?» – «Да ну её, эту грибную охоту! «Увеселились» всем коллективом».

И меня как-то сразу «тюкнуло»! Представил, как все приезжают на заказном автобусе в лесок. С напитками, шашлычками и закусками. И пошло веселье! А как зайдёшь в осинничек – там такие подосиновики стоят! Где-то лисички – озорные сестрички, опята – дружные ребята, одних подвидов груздей сколько, рыжики...

– Какие-то новые персонажи просятся на картины?

– Да вот, например, плавучий зоопарк. В 60-е годы в город Омск приплывал зоопарк из Алма-Аты. До Усть-Каменогорска его привозили наземным транспортом, потом перегружали на старенький пароход, который назывался «Роза Люксембург». Он приплывал сюда к пляжу, припарковывался и месяца полтора омичи ходили в этот плавучий зоопарк. Каюты были убраны, на этом месте стояли клетки. Мне про этот зоопарк рассказала моя жена. Ходила туда, когда была маленькой девочкой.

– Но всё же главный персонаж художника Сочивко – старый Омск. Но ведь вы же не омич? Откуда такая любовь к городу?

– Я приехал в Омск в 1986 году, и он поразил меня своей лёгкостью, своим огромным небесным куполом. Просторно здесь. Как мне сказала одна моя студентка из Братска: «Как тут у вас прекрасно! Утром ты видишь, как солнце всходит, вечером наблюдаешь, как оно уходит за горизонт. А у нас из-за горы выглянуло, посветило, раз – и скрылось за другую гору, а ты сидишь в тени, а там ещё солнышко наверху. И сколько здесь воздуха!»

Это действительно поражает. Когда недели две-три пробудешь где-нибудь в горах на Алтае – я всё студентов туда возил на пленэр, – и когда выезжаешь уже к Бийску, позади остались где-то горы, и пошла равнина… Ты пьянеешь от этих бесконечных просторов. Так и хочется на коне по этой степи как ахнуть, чтобы ветер в лицо!

-2

– Персонажи ваших картин, покинув тишину музейных залов, отправились в самую гущу городской суеты – сегодня их можно увидеть на аллее парка имени 30-летия ВЛКСМ.

– Там директор Руслан Щербаков – очень современный, ничего не боится, за словом в карман не лезет. Многие интересные идеи реализует в парке. Говорит: «Ну не ходят люди сейчас на выставки. К сожалению. А в парки приходят десятки тысяч людей каждый день. Пусть идёт человек по аллее и видит творения омских художников». Так появились там 28 баннеров с моими картинами. Потом появятся другие омские художники. Люди останавливаются, смотрят. Хорошая пропаганда изобразительного искусства.

– Ваши персонажи непоседливы. Видно, динамика композиции на ваших картинах столь высока, что герои в буквальном смысле слова разбежались по другим жанрам. Расскажите про анимационный проект «Омичу всё по плечу».

– Директор ГТРК «Иртыш» Елена Моренис позвонила мне и сказала, что есть идея ко Дню народного единства выпустить мультик с моими персонажами. «Ну, – говорю, – давайте я подъеду». Сели за круглый стол и стали обсуждать. Время ограничено, какие-то знаковые сюжеты выбрали. И вот родился первый мультик – «Как омский мужик арбуз вырастил». Эффект получился неожиданно интересный – на всех сибирских каналах он получил очень хорошие отзывы. Сразу возникла идея продолжить эту серию. Так появился мультик с Любочкой «Как омский мужик любовь свою встретил», «Как омский мужик новогодние праздники отмечал» и четвёртый «Как омский мужик отправился за грибами». Озвучивал заслуженный артист России Сергей Оленберг. Вот так получился цикл видеороликов «Омичу всё по плечу». Он даже вышел в финал конкурса ТЭФИ.

– Присмотревшись к деталям, замечаешь, что в одной картине встречаются детали разных эпох.

– А почему бы нет? Этот калейдоскоп как угодно можно крутить. В детстве был у меня такой калейдоскоп, где крутились, как тогда казалось, драгоценные стёклышки, которые складывались в необыкновенные узоры. И я всё удивлялся – как так можно? А потом, когда всё-таки картонная основа поистрепалась, я вскрыл эту трубку, а там оказались какие-то простенькие стекляшки. Но из них рождается сказка.

Как театральный художник, я сам пишу эту пьесу. Сам придумываю драматургию, сам обживаю сцену, выступаю как художник-постановщик. Выстраиваю декорации, размещаю персонажи, одеваю своих актёров, выставляю дополнительные источники освещения… Как учили нас на театральном искусстве.

– Знаю, что вы не только художник талантливый, но и садовод знатный. Что выращиваете на даче?

– Цветов много. Огурцы-помидоры растут – хватит для еды. Жимолость у меня растёт прекрасная – это моя любимая ягода. Крыжовник хороший, вишня, груши. Сейчас вот голубику посадил по всем «правильным канонам». Буду ждать урожая. Дача у меня вместо спорта теперь – совершаю тысячи наклонов и тысячи шагов туда-сюда. Потом сел и слушаешь, как птички поют над головой. Вокруг берёзовый лес. Насажал голубых елей, туй, можжевельников, сосен. Потому что осенью на фоне жёлтого леса их зелень смотрится очень хорошо! И их не трогает шелкопряд!

– Художники считаются людьми увлекающимися. Вы же сколько лет – порядочный семьянин. В чём секрет?

– С таким, как я, столько лет прожить… Это только Ольге Ивановне под силу. Молодец она у меня. 43 года вместе. Работает в театре и там насмотрелась на человеческие страсти, а дома создаёт спокойную атмосферу. Всю жизнь проработала в омской драме, профессионал высшей категории. Одна из немногих, кому приказ о зачислении на работу подписывал ещё легендарный Мигдат Ханжаров. Хотя, если бы она занималась творчеством, у неё тоже получилось бы очень даже неплохо. Но решила, пускай будет в доме один творческий человек.

Беседовала Светлана ЛЫБИНА.

Фото Андрея БАХТЕЕВА.