Найти тему
Царьград

"Чёрные риелторы" всё ещё в деле. Бездомные в Москве появляются из-за охотников за квартирами

Казалось бы, в последние годы в прессе достаточно редко поднимают тему "чёрных риелторов" – и вроде бы эта разновидность аферистов постепенно исчезает. Как бы не так – мошенники по-прежнему вовсю орудуют. В Москве множество бездомных, которые оказываются таковыми как раз по вине недобросовестных (мягко говоря) риелторов. Причём даже схемы за десятилетия практически не изменились.

ФОТО: Aleksey Smyshlyaev/Global Look Press
ФОТО: Aleksey Smyshlyaev/Global Look Press

Каждый десятый бездомный – на пенсии

Как выяснили журналисты, каждый десятый бездомный в Москве – это человек, достигший пенсионного возраста. Если брать эту категорию бомжей, то львиная доля оказалась на улице из-за злоумышленников. Чаще всего – "чёрных риэлторов" и прочих мошенников, которые охотятся за жильём. Не секрет, что жертвами таких аферистов оказываются преимущественно одинокие старички.

Однако есть пожилые люди, которые в статус бездомных перешли без "помощи" преступников. Часть бомжей сами уходят из дома – где им создали невыносимые условия собственные дети или, к примеру, соседи по коммуналке.

ФОТО: Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын/Global Look Press
ФОТО: Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын/Global Look Press

Бывают истории куда сложнее. Как рассказывает основатель и директор центра "Дом друзей" Лана Журкина, часто старики оказываются на улице, заключив договор ренты. Суть сделки на самом деле проста – в обмен на уход до конца жизни пенсионера тот оставляет свою недвижимость попечителю. Однако часто после оформления договора последний начинает так плохо относиться к опекаемому, что тот сбегает из собственного жилья.

"Пожилые думают: квартиру с собой не заберёшь, оставлять её некому, будет хоть какая-то прибавка к пенсии. Но зачастую они получают серьёзные проблемы. И шансов расторгнуть такие договоры мало, практически нет",

- объяснил в комментарии "Известиям" ведущий юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин.

При этом оказаться на улице – ещё не самый страшный вариант. Эксперты говорят: бывает, что после подписания злополучного договора владелец недвижимости очень стремительно и так кстати для попечителя уходит на тот свет.

Бывшая учительница в "рабстве"

Коренная москвичка, всю жизнь проработавшая учителем английского языка, а ныне пенсионерка Елена Эдуардовна сейчас – инвалид третьей группы. У 75-летней женщины нет родственников, она одинока. И этим в своё время воспользовались недобрые люди.

"Я лишилась своего единственного жилья, заключив с риелторской фирмой договор ренты с пожизненным содержанием, когда была больна и почти не вставала с постели",

- вздыхает бывшая учительница.

ФОТО: Zamir Usmanov/Global Look Press
ФОТО: Zamir Usmanov/Global Look Press

Вот только "благодетели" были добренькими только до того момента, как были подписаны нужные бумаги. Сразу после оформления документов Елене Эдуардовне велели "готовить вещи к похоронам". А потом попросту выжили из дома. Растерянная бабушка отправилась на вокзал, где плакала в растерянности, не зная, как жить дальше. Тут-то к ней подошёл ещё один "добрый человек", которому она как на духу и выложила свою грустную историю. Тот представился юристом, посочувствовал и предложил помощь – мол, поехали в деревню, там у меня дом.

"Он привёз, познакомил с женой. Вначале они меня кормили, потом перевели на полуголодный паек и заставили на них работать. Я трудилась у них в огороде, собирала ягоды, крапиву для кур, сортировала картошку. Во дворе жили огромные собаки, убежать было сложно",

- рассказывает Елена Эдуардовна.

Эта история окончилась относительно благополучно: пожилой женщине удалось вырваться обратно в Москву. Ей помогают общественники – сняли жильё. По мере сил бывшая учительница и сама пытается помогать тем, кто оказался в тяжёлой ситуации: волонтёрит в организации, где бесплатно кормят бездомных.

ФОТО: Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын/Global Look Press
ФОТО: Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын/Global Look Press