Чтобы начать своё дело, не обязательно искать помещение под офис и формировать большую команду — можно организовать бизнес в интернете. В этом случае, площадкой для продажи товаров может стать веб-сайт, социальная сеть или маркетплейсы.
Расскажем, как построить бизнес в интернете с самого нуля и получить стабильный источник дохода.
Варианты бизнеса в интернете
Существует множество видов бизнеса, которые можно вести онлайн. Самыми частыми и привлекательными являются те, что основываются на продаже собственных товаров или услуг. В данном случае платформой для реализации продукта может стать интернет-магазин на собственном сайте, маркетплейс (например, Wildberries или Ozon) или социальная сеть (например, ВКонтакте).
Те, кто ещё не выбрал идею продукта, могут обратиться к партнёрскому маркетингу. Эта форма онлайн-бизнеса подразумевают продвижение и продажу товаров других производителей с определённым процентом от прибыли. Можно рекламировать товар, предлагая его своим знакомым или размещая на своих ресурсах партнёрские ссылки, ведущие на сайт производителя.
Достоинства и недостатки онлайн-бизнеса
Управление бизнесом в интернете имеет ряд преимуществ.
- Низкий уровень входа. Не нужно снимать офисное помещение и набирать большой штат сотрудников, чтобы начать работу в сети. Для создания собственного сайта и рекламной кампании достаточно минимальных первоначальных вложений.
- Много возможностей для автоматизации рабочих процессов. В онлайн-бизнесе небольшой коллектив способен работать быстрее и продуктивнее, благодаря автоматической обработке рутинных задач.
- Высокая прибыльность. В онлайн-бизнесе высокая рентабельность считается нормой (50% и более).
- Гибкость и независимость. Работа в интернете редко требует ограничений по времени или месту. Можно построить свой график так, чтобы максимально минимизировать зависимость от партнёров и поставщиков.
- Рост рынка. Количество потенциальных клиентов и пользователей ежегодно увеличивается.
Но у бизнеса в интернете есть и минусы.
- Высокий уровень конкуренции. Постоянный прирост новых пользователей может стать большой проблемой для новичков, хотя и считается преимуществом для предпринимательства.
- Технические трудности. Иногда на онлайн-порталах могут происходить сбои, из-за которых все действия приходится останавливать. Это может сказаться на продажах, особенно если подобные сбои случаются часто.
- Отсутствие «прямого» контакта с покупателями. Некоторым людям всё ещё сложно доверять интернет-покупкам, они предпочитают встречу с продавцом и проверку товара офлайн. Получить доверие данной категории покупателей будет довольно сложно.
Алгоритм запуска онлайн-бизнеса с нуля
Посмотрим на основные шаги, необходимые для запуска собственного бизнеса в цифровом пространстве.
Выбор ниши
Сначала нужно выбрать продукт или услугу для будущего бизнеса. Это может быть что угодно, от одежды и электроники до услуг по фотографии и образовательных курсов. Личные интересы и наблюдения могут являться отличной отправной точкой, а именно:
- проблемы, с которыми вы лично сталкиваетесь при поиске товаров или услуг, могут стать основой для создания актуальной бизнес-идеи;
- анализ ключевых слов в запросах на сайтах может помочь в определении потребностей аудитории.
Также стоит обратить внимание на товары, которые никогда не теряют своей актуальности. Это, например, одежда, обувь, аксессуары, электроника, игрушки и книги. В последние годы набирают популярность также садовые инструменты, фото- и видеотехника, а также товары из категории «Умный дом».
Особенности товаров или услуг влияют на сложность организации онлайн-бизнеса:
- Цена. Продукты с низкой стоимостью легче продать, но слишком низкая цена может не покрыть затрат. Важно, чтобы стоимость доставки была менее половины стоимости продукта.
- Размер. Мелкие товары легче перевозить и хранить, особенно если у вас нет склада на момент запуска бизнеса.
- Повторные продажи. Некоторые продукты могут обеспечить возвращение клиентов. Это всегда легче, чем привлечение новых клиентов.
- Развитие. Некоторые товары могут открыть возможности для расширения ассортимента и привлечения большего числа клиентов.
Следует помнить, что некоторые категории товаров закон запрещает продавать в интернете. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, оружие, взрывчатые вещества, драгоценные металлы и камни, психотропные вещества, некоторые виды лекарств (например, рецептурные препараты).
Анализ рынка
После выбора ниши нужно исследовать рынок, конкурентов и целевую аудиторию.
Проверьте стабильность рынка, оцените практичность продукта и возможные проблемы при его реализации.
Изучите конкурентов: их методы продвижения, распространённые ошибки, способы решения проблем, ценовые стратегии и отзывы клиентов. Эта информация поможет сформировать уникальное предложение и построить успешный бизнес-план.
После этого определитесь с целевой аудиторией — потенциальными клиентами. Узнайте, кому может быть полезен и интересен ваш продукт, чтобы впоследствии корректно спланировать рекламную кампанию и маркетинг.
Поиск поставщиков
Если вы не производите товар самостоятельно, вам понадобятся поставщики. Вы можете найти их самостоятельно в интернете, на специализированных выставках или через конкурентов. Обязательно уточните условия сотрудничества и получите актуальные прайс-листы.
Есть несколько типов поставщиков и, соответственно, разные модели взаимодействия.
- Производитель Эта модель базируется на договоре между предпринимателем и производителем продукции. Главная сложность такой схемы заключается в том, что производители предпочитают заключать сделки на большие партии товара, отказываясь от маленьких заказов.
- Дистрибьютор. Это поставщик, который приобретает товары от производителя или от оптовика, а затем распространяет их на рынке розничной торговли. Сотрудничество с дистрибьютором отличается большей гибкостью и позволяет оперативно устранять возникающие проблемы, а также делать заказы небольшими объёмами.
- Дропшиппинг. Здесь товар передаётся от поставщика прямо к покупателю через интернет-магазин, выступающий в роли посредника. Задача предпринимателя — обрабатывать заказы и передавать информацию между клиентом и поставщиком. В таком случае риски уменьшаются, но и потенциал доходов тоже становится ниже.
Темпы доставки и цены на товары значительно различаются в зависимости от местонахождения участников. К примеру, у российских поставщиков скорость доставки будет быстрее, чем у зарубежных продавцов, несмотря на то, что последние предлагают товары по более низким ценам.
Начинающим бизнесменам рекомендуется начать сотрудничество с местными поставщиками, несмотря на более высокие цены. Работу с иностранцами стоит начинать после того, как предпочтения покупателей станут понятнее и потребуется расширение ассортимента товаров.
Рекомендуем обратить внимание на сервисы электронного документооборота (ЭДО) от АО «Астрал» — «1С-ЭДО» и «Доки». С их помощью можно перевести взаимодействие с поставщиками и прочими контрагентами в цифровой формат и обмениваться юридически значимыми электронными документами без дублирования на бумаге.
Создайте бизнес-план
Чтобы создать успешный онлайн-бизнес, важно заранее продумать стратегию развития и составить бизнес-план — документ, в котором подробно описано следующее:
- информация о руководителе или создателе бизнеса;
- описание предполагаемых товаров и услуг;
- анализ рынка;
- предварительная оценка финансовых расчётов.
Бизнес-план должен быть готов к началу запуска, непосредственно перед регистрацией бизнеса.
Законодательство и регистрация бизнеса
Юридическая сторона запуска бизнеса может быть сложной, но ей стоит уделить особое внимание, чтобы в будущем всё было в рамках закона. Необходимо изучить необходимые законы, выбрать тип собственности бизнеса (организационно-правовую форму или ОПФ) и пройти процесс государственной регистрации.
В зависимости от специфики вашего бизнеса выберите соответствующую ОПФ. Например, если ваши планы предполагают массовое производство и продажу электроники, лучше выбрать ООО. Если вы планируете делать уникальные десерты на заказ, целесообразнее ограничиться ИП. Подробнее о том, как выбрать форму организации бизнеса, можно прочесть в отдельном материале.
Онлайн-сервис «Регистрация бизнеса» поможет зарегистрировать ИП или ООО без личного посещения ИФНС. Подготовкой документов и решением организационных вопросов займутся специалисты сервиса, пользователю нужно будет лишь подписать необходимые документы после их проверки.
Также рекомендуем услугу получения квалифицированной электронной подписи (КЭП) ФНС. Оставьте заявку на сайте, и специалисты сервиса свяжутся с вами, чтобы проконсультировать по всем вопросам получения КЭП.
Код ОКВЭД
ОКВЭД — это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, включающий перечень кодов, соответствующих всем возможным в РФ видам деятельности. В процессе регистрации каждая компания должна указать один основной и несколько дополнительных кодов ОКВЭД.
Определение налогового режима
После завершения процедуры регистрации важно выбрать систему налогообложения (СНО). Это ключевой момент, так как неверно выбранный режим налогообложения может привести к большим финансовым потерям и упущенному времени.
Если при регистрации не был указан определённый налоговый режим, то по умолчанию предпринимателям и юридическим лицам присваивается общая система налогообложения (ОСНО), которая представляет собой наибольшую налоговую нагрузку. При этом налог на прибыль для организаций составляет 20%, а для индивидуальных предпринимателей — 13%.
В течение 30 дней с момента регистрации или с начала нового года предприниматели и юридические лица могут перейти на упрощённую систему налогообложения (УСН), которая предусматривает оплату налога в зависимости от выбранного объекта налогообложения:
«Доходы» — ставка 6%;
«Доходы минус расходы» — ставка 15%.
В Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане с 2022 года доступен экспериментальный спецрежим — автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН). Она позволяет организациям и ИП не считать налог, не платить страховые взносы за работников и не сдавать отчётность. Налоговая ставка на АУСН — 8% на объекте «Доходы» и 20% на объекте «Доходы минус расходы».
Те, чья численность работников не превышает 15 человек, могут рассмотреть возможность перехода на патентную систему налогообложения (ПСН) со ставкой 6%. Однако этот режим неприменим для продажи определённых подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке (ст. 181 НК РФ и ст. 346.43 НК РФ).
Воспользуйтесь удобными решениями от АО «Астрал» и автоматизируйте процессы налогового и бухгалтерского учёта. Если вы используете в своей работе программы «1С:Предприятие», для вас отличным выбором станет интегрированный модуль «1С-Отчётность», позволяющий создавать и отправлять отчётные документы во все контролирующие органы прямо из интерфейса 1С. А тем, кто хочет работать с документами без привязки к одному рабочему месту, предлагаем онлайн-сервис «Астрал Отчёт 5.0», который обеспечивает безопасное хранение всех необходимых документов в облаке.
Открытие корпоративного счёта в банке
Необходимость открытия расчётного (корпоративного) счёта для онлайн-бизнеса не подлежит сомнению. Он требуется для проведения онлайн-транзакций, оплаты налогов и зарплаты сотрудников, а также для совершения операций с контрагентами (покупка товаров, аренда склада и т.п.). Выберите подходящий банк, подготовьте необходимые документы и получите банковские реквизиты своего корпоративного счёта.
Регистрация на сайте Роскомнадзора
В области онлайн-бизнеса, где при формировании заказов требуется собирать личные данные клиентов, есть необходимость регистрации в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора. Перед началом работы необходимо подать заявление на сайте ведомства.
В дальнейшем на вашем сайте должна быть размещена следующая информация:
- уведомление об использовании cookie-файлов;
- политика обработки персональных данных;
- согласие пользователя на обработку персональных данных.
Выбрать платформу для ведения бизнеса
В зависимости от поставленных задач и объёмов товарооборота, дистанционный бизнес можно открыть и вести на разных платформах. Ниже представлена таблица с наглядным сравнением различных интернет-площадок.
Тестирование проекта
Перед началом инвестиций и запуском бизнеса его необходимо протестировать. Главная цель здесь — узнать, есть ли спрос на ваш продукт и насколько выбранная вами платформа эффективна. Более того, тестирование — это отличная возможность собрать предзаказы раньше основного запуска.
Используйте свой сайт или социальные сети для размещения товаров и формы обратной связи, а затем запустите рекламную кампанию. Такой небольшой инвестиционный шаг позволит вам оперативно оценить потенциал вашего предприятия.
Анализ результата
После проведения тестирования вы можете выделить два основных критерия:
- количество людей, проявивших интерес к вашей рекламе и стоимость каждого из них;
- количество клиентов, оставивших свои контактные данные для оформления заказа, и стоимость каждого из них.
Необходимо отслеживать эти данные не только на этапе тестирования, но и после запуска. Регулярный анализ этих показателей позволяет вовремя корректировать маркетинговую стратегию и улучшать методы продвижения продукта.
Способы продвижения онлайн-бизнеса
Способов продвижения онлайн-бизнеса достаточно много, но вот самые действенные из них:
- SEO — применение ключевых слов для оптимизации сайта под требования поисковых систем;
- контекстная и таргетированная реклама — баннеры, основанные на запросах и интересах пользователей;
- контент-маркетинг — создание и размещение контента, способного привлечь целевую аудиторию;
- SMM — продвижение бизнеса через соцсети;
- Email-маркетинг — рассылка сообщений по электронной почте для создания интерактивности с клиентурой.
Рекомендации для новичков
Вот несколько советов новичкам о том, как безопасно начать онлайн-бизнес:
- Выбирайте товары для продажи, которые не являются сложными (избегайте товаров, имеющих сезонный спрос, товаров с ограниченным сроком годности, крупногабаритных товаров и тех, что требуют цифровой маркировки).
- Постоянно следите и улучшайте показатели конверсии. Не забывайте, что доход вашего бизнеса прямо связан с этим показателем.
- Защита данных клиентов должна быть на высоком уровне. Утечка данных клиентов — это серьёзный промах, способный уронить доверие клиентов.
- Улучшайте качество сервиса. Для большинства клиентов качество сервиса и отзывчивый персонал играют важную роль. Тщательно контролируйте деятельность персонала, оценивайте скорость и качество обслуживания. При необходимости проводите тренинги. Если загрузка слишком велика, то некоторые задачи по обработке заявок можно автоматизировать, используя чат-бота.