Один из очень частых вопросов руководителей - это вопрос о том, как разговорить сотрудников. Потому что они молчат.
Не делятся идеями, не сообщают вовремя о каких-то проблемах и сбоях, не высказывают мнений по поводу нововведений, не дают обратную связь по работе коллег и подрядчиков, не выдвигают инициатив и т.п. Причём часто не просто сами этого не делают, но ещё и не отвечают на прямые вопросы, либо отговариваются короткими формальными ответами, если к ним приходит руководитель (или, скажем, внешние аудиторы).
Перечислю причины такого поведения, с которыми чаще всего встречаюсь.
"Всё, что вы скажете, будет использовано против вас"
Ну и начну конечно с токсичных культур.
Само собой, есть руководители, которые в ответ на каждое мнение, вопрос, попытку обратной связи и какое угодно высказывание сотрудника орут, скандалят, оскорбляют и не слышат никого кроме себя.
Но нередко встречаются и такие серпентарии коллективы, в которых именно равные по статусу коллеги высмеивают любую идею и любой комментарий, вырывают из контекста высказывания и потом припоминают их в самый неподходящий момент, угрожают помехами в работе, если человек не замолчит и т.п.
Естественно, когда за каждой попыткой что-то сказать или предложить идёт негативное стимулирование, - люди быстро учатся молчать или отговариваться общими размытыми фразами.
"Инициатива наказуема"
Здесь несколько другая история. Не про эмоциональное подавление/манипулирование/страхи, а про дополнительную нагрузку.
Есть такие руководители, которые вполне себе адекватны в повседневном управлении, но вот только в ответ на каждую идею/предложение/высказывание и т.п. сразу же придумывают новую задачу/проект для говорящего. То есть на любой комментарий отвечают что-то вроде "О, классная идея/важный момент/этим точно надо заняться! Распиши план действий и приступай!".
Часто эти руководители сами по себе очень любят внедрять что-то новое, что-то планировать, расписывать, улучшать, - и им подчас кажется, что и для любого сотрудника такого рода задачи - классная мотивация.
Вот только сотрудники, загруженные текущими задачами, очень быстро приучаются держать язык за зубами, чтобы им не поручили ещё десяток великих прожектов)
"Молчи, а то украдут"
Ещё одна весьма нередкая история - это культура, настроенная на присвоении чужих идей, самоутверждение за счёт чужих результатов и подсиживание более слабых в интригах "конкурентов".
В этом случае коллеги, а то и руководители только и ждут высказанной кем-то умной мысли/идеи/инициативы, чтобы быстрее ветра побежать куда надо и сделать вид, что это они придумали. Например, потому что идеи хорошо поощряются и по умолчанию присваиваются тому, кто пришёл первым.
В этом случае сотрудники, работающие давно, привыкают играть в шпионов, а пришедшим новичкам со всех сторон транслируется "Молчи, если не хочешь, чтобы кто-то украл твои идеи!" (ну или наоборот, из новичка их вытягивают и присваивают, и он быстро на опыте понимает, что лучше молчать).
Кстати, в таких культурах обычно отсутствуют и общие базы знаний/документов и пр., потому что их держат под семью замками.
"А что, так можно было?!"
Не могу обойти вниманием и ситуацию, в которой сотрудники просто не умеют высказываться/не знают, что это кому-то нужно.
Часто это про какую-то из предыдущих проблем в прошлом (например, авторитарного манипулятивного руководителя), которая уже давно перестала существовать (руководитель сменился), но привычка молчать осталась.
Или же про долгий период "впахивания" (такое часто бывает в кризисы), когда было не до идей/мнений/обратной связи, потому что нужно было ставить бизнес на ноги/спасать/выживать, огромные усилия вкладывая просто в ежедневную рабочую рутину.
Потом времена сменились, вроде пора что-то менять/улучшать, но даже мысли не возникает поделиться своими идеями.
"Закрой рот и ешь суп!"
Но самая частая причина, с которой я встречаюсь - это просто фоновое обесценивание любых мнений и высказываний со стороны руководства, стремление отмахнуться от них на уровне "да потом", "некогда мне тебя слушать", "да кому это у нас нужно", "делай как принято" и т.п. Говоря простыми словами - полный пофигизм по отношению к попыткам сотрудников что-то сказать.
Такая история часто связана с выгоранием или перегрузкой самого руководителя, который с трудом разруливает текущие задачи и даже подумать не может о каких-то улучшениях или идеях.
Или со страхом руководителя, что его обойдут/подсидят и т.п., и исходящими из него неосознанными попытками "замять" любую активность сотрудников, выходящую за рамки привычного типового процесса.
В подобной ситуации сотрудники очень быстро привыкают, что от их идей/комментариев/мнений либо сразу отмахиваются, либо "кладут под сукно" примерно навсегда, и со временем начинают работать молча. А даже если их вдруг начинают о чём-то спрашивают, они считают бессмысленным что-либо говорить и предлагать.
По каким ещё причинам, на ваш взгляд, сотрудники могут категорически не хотеть высказываться?