Есть такие отрасли, куда лучше не соваться. Не в смысле, что не надо, а в смысле что люди думают что не надо, потому что там какие-то властные хмурые мужики с битами решают свои вопросы, и никого туда не пустят. И все они там крутые до ужаса, связи все дела, и прям купаются в деньгах, все миллиардеры и миллионеры.
В реальности это все страшилки и байки для скучаюших обывателей и немногочисленных стартаперов. И показатель, что этот рынок, теоретически, может быть маржинальным (что не всегда так), но почти всегда - этот рынок очень и очень небольшой.
Скажем, похоронный рынок. В Москве в день умирает 700 человек (к слову - самый крупный теракт за 20 лет это рост дневной смертности на 20%, а от ковида по официальной статистике каждый день умирает 10-20 человек, с пиком в 500-700 человек в 2021-м году). Средняя цена похорон - 70 тысяч рублей, без учета того, что тратят вне индустрии похорон - рестораны, одежду, цветы и прочее, это не их выручка. Т.е. это 500 тысяч долларов в день, из которых значительная часть идет госорганам и на взятки. Ну пускай 300К в день и чистой прибыли там 150 тысяч. 110 миллионов долларов выручки в год итого.
И казалось бы - нифига себе рынок, целых 0,1 миллиарда долларов. А потом понимаешь, что вся эта мафия зарабатывает как одна строительная компания которая строит раз в год человейник на 25 этажей на 5 подъездов. А если разделить 70 тысяч рублей стоимости на 70 лет жизни и на 12 месяцев, выйдет, что человек тратит на свои похороны 83 рубля в месяц - т.е. где-то на уровне между обслуживанием домофона, расходами на ремонт обуви и покупкой пасхальных куличей. Но, почему-то, никто не считает домофонный, обуверемонтный или куличный бизнес топовым. Так, ниша, кормить будет если влезешь удачно и лет 20 поработаешь, но это вообще никакое не IPO.
Почему государство или конкуренты не занимаются этими рынками и не приводят их в порядок? Потому что тут работает обычный экономический закон как для любого другого бизнеса - эти ниши никому глобально неинтересны и выживают только за счет повышенной маржинальности за счет монополии. Точно так же никто не захватывает и не регулирует рынки домофонов и изготовления ключей - они слишком малы даже для крупных холдингов, которых гребут все что попало. Типичные Неуловимые Джо, которые просто никому не нужны. В этом смысле показателен пример такси - серый рынок очень быстро обелился и стал прозрачным за счет крупных агрегаторов, но местные терки за хорошие чеки в аэропортах никого уже не интересуют - ради пары сотен поездок в день с чеком х4 устраивать маски-шоу всем лениво, бизнес вообще не в этом по итогу оказывается, и поэтому суровые Неуловимые Джо с четками продолжают ловить доверчивых туристов, рассказывая о своей неимоверной крутости в отжиме рынка у Яндекса.
По-настоящему мощные ребята занимаются большими рынками. Там, где до обеда в любой день сделок проходит больше, чем в условных похоронах за весь год. И где на стрелки никто не приезжает, потому что это не стрелки, а советы директоров и отраслевые конференции, а споры решаются в тихих ресторанах, а не на пустырях с битами.
Организованная преступность, при всем ее пафосе и страшилках, по экономической классификации - всегда нишевый бизнес, выживающий за счет микромонополии в своей отрасли. И если отрасль внезапно оказалась большой - очень быстро превращается в традиционный бизнес или проигрывает ему же за счет недостаточной управленческой компетенции. Во всех остальных случаях это рынок ИПшников-лавочников со специфичным пиаром и ИПшным подходом к делам.
Про криминальные рынки и Неуловимых Джо
9 апреля 20249 апр 2024
7990
2 мин
16