Найти тему
РОКЛЯ

Дети подземелья

Согласно традиции канала, 5 мая, в день его основания, РОКЛЯ представляет очередную публикацию, посвященную doom/gothic группе Tiamat (Швеция). На этот раз в центре внимания будет 25-летие альбома "Skeleton Skeletron".

Студийной активности Tiamat ранее были посвящены такие обзоры, как: "Увязнувшие в Диком Меде", "Шумерский плач, ледяной и тяжелый", "В объятиях Глубокого сна", "Сны Скелета", "Возвращение Сына небытия", "Зловещие Облака", "Зимний рассвет", "Сезон гроз и дождей" и "Жертвоприношение". Единственному альбому проекта Lucifire ранее был посвящен обзор "Этот доллар спас мою жизнь".

Рейтинг студийных альбомов группы предлагался в видео-обзоре "Черный рейтинг". Обзор концертной активности группы был сделан в публикации "Черная книга", а поэзии лидера коллектива Йохана Эдлунда - в публикации "Каин".

обложка альбома
обложка альбома

"Skeleton Skeletron" - шестой студийный, и последний альбом Tiamat, из выпущенных в 1990-х. История его создания начинается в конце 1998, когда после года творческого отпуска, Tiamat наконец были готовы к записи нового альбома. Перед этим гитарист Томас Петерссон второй раз ушел из Tiamat, и группа работала в студии втроем (Эдлунд/Скольд/Иверс), пригласив ряд сессионных музыкантов.

Запись была спонтанной работой, материал создавался быстро, без экспериментов, и пластинка получилась с общей атмосферой: полу-акустические баллады "Best Friend Money Can Buy" и "To Have and Have Not", медленные "тяжеляки" "Dust Is Our Fare" и открывающая альбом "Church of Tiamat", кавер на Rolling Stones "Sympathy For the Devil" и астральная "Lucy". Как композитор, Эдлунд отныне больше демонстрировал привязанность к Joy Division, Sisters Of Mercy, Nick Cave и The Cure, тягу к радио-формату, хуковым припевам.

Йохан Эдлунд: «В этот раз, большинство песен я сочинил на гитаре. Честно говоря, я уже немного подзабыл, как это делается. Я купил себе семь прекрасно звучащих и классно выглядящих гитар, к тому же, очень приятно посидеть и поиграть на гитаре, и потом если песня рождается на гитаре, значит ее можно сочинить в абсолютно любом стиле. Многие музыканты говорили об этом до меня, но сам я поверил в «чудо гитары» только сейчас.
Для меня было непросто попробовать сочинять отличные песни в такой манере. Последний альбом был хорош своим звучанием и качественным продюсированием, но другие наши пластинки были ценны прежде всего своими песнями».
«Да, на нашем новом альбоме есть готика, но и рока в нем никак не меньше. Наша троица с удовольствием играла этот основательный веселый рок, очень при этом старалась, и на пластинке это заметно. Какого черта, я всем доволен!»

Новый альбом получил непереводимое название "Skeleton Skeletron", и вышел 11 августа 1999.

Эдлунд: «Мне нужно было куда-то пристроить скелетов из чулана, о которых я захотел рассказать, и поведать об этом в своих песнях. Откуда взялось это странное слово «Skeletron»? Я не знаю, возможно, из-за моей любви к группе «Lynard Skynard»».
«Особого смысла нет. Просто однажды я придумал это словосочетание, и мне понравилось, как оно звучит. Это достаточно удачное название, просто потому что было придумано спонтанно, и никакого глубокого смысла я в него не вкладывал».

Что касается звучания альбома, то можно отметить, что основатель коллектива явно повзрослел и справился со своими переживаниями, и это сказалось на энергетике альбома и его позитивной ауре (даже появилось определение "позитивная эпоха Тиамат"). При желании, в его музыкальной ткани можно найти черты "A Deeper Kind Of Slumber", но в целом, безусловно, он определенно начинает новую главу в истории группы, а не продолжает прежнюю.

Эдлунд: «Записывая новый альбом, мы не имеем привычки оценивать прошлые записи. Стараемся сохранять спонтанность и делать то, что нам по душе в данный конкретный момент времени».
«Я считаю, что на [«A Deeper Kind Of Slumber»] мы несколько отошли от принципов «Tiamat», слишком увлекшись студийными экспериментами. Нам выделили достаточно приличные деньги на запись двух последних альбомов, а это значит, что в ходе записи последнего диска мы могли позволить себе то, что раньше никогда не делали. Например, нанять струнный оркестр, и потом мы слишком увлеклись возней с целым набором новых студийных игрушек.
В этот же раз мы решили не повторять этой ошибки, вообще не повторяться, нам было важно записать и выпустить хорошие песни. Мне не нужен был целый набор разных фишек для того, чтобы моя новая музыка звучала более современно».

Все это обеспечило альбому более высокие оценки по сравнению с предшественником, да никто и не ждал после двух (а, по мнению некоторых, и трех) подряд гениальных альбомов нового прорыва – "Skeleton Skeletron" не сенсация, а просто новая добротная работа группы. К тому же, из-за отсутствия Петерссона, композиции не содержали ни одного соло, и упрощение саунда позволило пессимистам утверждать, что именно с этой работы начинается "медленная деградация" коллектива, оптимисты же просто увидели альбом "несколько альтернативным". (К тому же, сам Йохан считал три последние пластинки своими лучшими записями).

Эдлунд: «Я написал пять альбомов о смерти, пора бы подумать и о жизни! В новых текстах есть и религиозные мотивы. Я попытался предать огласке общественности не самые симпатичные стороны своего «Я», потому что у всех у нас имеются мрачные мысли. А очень многие человеческие качества, как, скажем, эгоизм, вообще не поддаются внутренней цензуре.
Одним словом, «Skeleton Skeletron» - альбом о, и для не слишком симпатичных людей, но он очень правдивый».
«Наверное, все дело в нашем фирменном звучании, но я не объясню вам природу этого звука. Приятно, когда приходишь в какой-нибудь готический клуб, а там красивые готические девчонки танцуют под твои песни. Мне лично это очень нравится».

Альбом стал 19-м в германском чарте, 56-м в Швеции, 47-м в Австрии, неоднократно переиздавался на ряде лейблов. Благодаря gothic rock звучанию, "Skeleton Skeletron" явно обратил на себя внимание представителей готической субкультуры, находившейся на пике моды.

«Не сказал бы, что я часто слушаю готику, скорее стараюсь сочинять хорошие песни, те песни, которые можно сыграть на акустической гитаре, и напеть на пикнике.
На прошлом альбоме я активно экспериментировал со звучанием, в нашем распоряжении был целый набор студийных эффектов, и было желание экспериментировать с программами, клавишными и так далее, это было очень интересно.
Но в этот раз мы решили этого не делать, не было такой потребности. Мне было интересней сочинить очень сильные песни. А потом, получилось так, что «Tiamat» зазвучали как некоторые английские группы середины 80-х, а не как «Pink Floyd». Конечно, я говорю о таких группах, как «Joy Division», «Sister Of Mercy»».
в конце 1990-х - начале 2000-х Tiamat выглядели и звучали как gothic группа
в конце 1990-х - начале 2000-х Tiamat выглядели и звучали как gothic группа
Журнал «Terrorizer» (Великобритания): «Тем не менее, альбом «Skeleton Skeletron» остается фирменной работой «Tiamat». Начиная с фирменного пения на этой пластинке, и эксплуатации Эдлундом мрачной динамики, слушателю остается гадать, чья же это запись.
…По сравнению с «A Deeper Kind Of Slumber» новая работа «Tiamat» получилась более органичной. Запись с акустическими барабанами, живой бас-гитарой и настоящими гитарами. Да, по своему звучанию это зловещий альбом, с мрачными клавишными, но это пластинка записанная живыми людьми, способными любить, и ее явно не назовешь плодом студийных экспериментов. Отсюда и особая привлекательность – мрачная честность».
Deemon.ru, Darkside.ru (опубликовано с сокращениями): «На волне шедевральных и пестрящих разными настроениями предыдущих релизов, «Skeleton Skeletron» сразу же кажется вещью простецкой, более приземленной, без наворотов. Сочиненной, как говорится, скорее на классе и опыте, чем на чистом вдохновении. И, чего греха таить, более хитовой и понятной обывательскому уху. Что ж, так оно и есть, но причин строить недовольные гримасы у нас быть не должно, ибо: а) делать качественную музыку Tiamat не перестали и б) группа не изменила себе, продолжая находиться в привычном состоянии творческого поиска, заигрывая с разными стилями и темами и не давая расслабленно заскучать всем тем, кто время от времени обращает на нее внимание.
Итак, после впечатляюще многоплановых альбомов «Wildhoney» & «A Deeper Kind of Slumber» шведы предложили гораздо более ровный по звучанию материал, поработав над дизайном на манер голливудского кино и собственным около-готическим имиджем. Песни в основном спокойны, мелодичны, узнаваемы. Помнится, в одном из интервью, как раз того времени, Йохан Эдлунд говорил, что подустал от внутренних и окружающих депрессии и мрака и хотел бы музыкой Tiamat иллюстрировать немного иной взгляд на мир. Так что не стоит удивляться, что «Скелетон» зазвучал довольно строго и минималистично, а местами даже слегка танцевально.
В общем, очень добротная получилась пластинка. Любители поностальгировать, - помните, что шедевры с периодичностью раз в пять минут не создаются (что, отчасти, как раз и делает их шедеврами). Возможно, именно благодаря тому, что Tiamat сменили курс, мы еще сильнее убеждаемся в абсолютной незабываемости релизов '92, '94 и '97 годов. Так или иначе, всегда приятно иметь дело со свободными людьми, коими и являются эти скандинавы.
Не секрет, что духовный наставник и идейный вдохновитель коллектива Йохан Эдлунд много времени посвящает музыке, но никогда особо не вникая в тонкости музыкального бизнеса. Наверное, поэтому он никогда и не находился на волнах мод и вершинах продаж. Зато к числу тех, кто вкладывает в свои работы душу, он относится однозначно».

В 1999 барабанщик Ларс, басист Андерс и гитарист Томас (который вновь присоединился к группе) стали постоянными членами Tiamat. На 9 лет сложился самый стабильный и наиболее продуктивный состав группы: Эдлунд/Иверс/Петерссон/Скольд.

обложка сингла
обложка сингла

Вообще, стилистики gothic rock Tiamat стали придерживаться с первого же сингла "Brighter Than the Sun" (с не вошедшей в альбом "Children of the Underworld"), хотя сами участники группы предпочитали термин independent rock. (Сингл предшествовал альбому, и вышел 30 июня 1999).

Эдлунд: «Наша песня «Brighter Than The Sun» рассказывает о прошлогодних событиях. Я тогда валял дурака, откровенно ленился. Я расстраивался из-за того, что у меня было так много возможностей и не на что было жаловаться, но порою, это печально, потому что я просыпаюсь утром, у меня дел невпроворот, однако же я остаюсь в постели, и смотрю телек.
Потом я начал читать о писателе Хемингуэе, и очень проникся его жизнью. Я узнал о том, что он пережил две авиакатастрофы, получил Нобелевскую Премию, путешествовал по миру, охотился на львов, но в конечном итоге оказался безумным алкоголиком, а потом взял и застрелился. Мне нужно было написать об этом песню».

Так что, сама песня стала предметом особой гордости автора, и к ней был снят оригинальный профессиональный клип.

Эдлунд: «Изначально планировалось, что я буду сражаться с Линкольном. Но когда клипмейкер выбрал место, оно оказалось очень пыльным и грязным, так что нам отказали в аренде Линкольна. Но зато мы сумели арендовать этот автомобиль-монстр. Место, где мы снимали видео, было индустриальной областью, так что достать такое авто не составило труда. (Смеется). Это настоящее чудовище! Мне кажется, что идея была удачной».

За альбомом последовал второй сингл "For Her Pleassure", вышедший 8 ноября 1999, и включавший, кроме одноименной композиции, три танцевальных ремикса.

обложка сингла
обложка сингла

Между тем, после двух с лишним лет отсутствия на сцене, в ноябре 1999, Tiamat начали европейские гастроли.

К большому сожалению, многолетнему исследователю истории группы и автору этих срок, не удалось найти никаких документальных свидетельств (афиши, билеты, фото, записи) выступлений Tiamat периода 1999-2001. Поэтому, имеет смысл привести полный, и весьма краткий, список концертных выступлений этого периода здесь.
список концертных выступлений Tiamat 1999-2001
список концертных выступлений Tiamat 1999-2001

Тогда же начал работу официальный сайт группы churchoftiamat.com (ныне не существует).

В целом, период "Skeleton Skeletron" остается наименее изученной эпохой Tiamat. Вместе с тем, он открывает нам группу в том виде, в котором она просуществовала следующие 15 лет, то есть основную часть своей истории. Он показывает масштабную эволюцию звучания группы от дебютника, и до конца 1990-х.
Ему выпала непростая доля "просто альбома" Tiamat, судьба остаться в истории как самая минималистичная работа группы, но со своей атмосферой (ведь, неповторимая атмосфера свойственная каждой пластинке этого коллектива).
Также, РОКЛЯ с радостью сообщает, что Tiamat - единственная группа, все студийные работы которой получили освещение на канале в форме отдельных обзоров.