Согласно традиции канала, 5 мая, в день его основания, РОКЛЯ представляет очередную публикацию, посвященную doom/gothic группе Tiamat (Швеция). На этот раз в центре внимания будет 25-летие альбома "Skeleton Skeletron".
Студийной активности Tiamat ранее были посвящены такие обзоры, как: "Увязнувшие в Диком Меде", "Шумерский плач, ледяной и тяжелый", "В объятиях Глубокого сна", "Сны Скелета", "Возвращение Сына небытия", "Зловещие Облака", "Зимний рассвет", "Сезон гроз и дождей" и "Жертвоприношение". Единственному альбому проекта Lucifire ранее был посвящен обзор "Этот доллар спас мою жизнь".
Рейтинг студийных альбомов группы предлагался в видео-обзоре "Черный рейтинг". Обзор концертной активности группы был сделан в публикации "Черная книга", а поэзии лидера коллектива Йохана Эдлунда - в публикации "Каин".
"Skeleton Skeletron" - шестой студийный, и последний альбом Tiamat, из выпущенных в 1990-х. История его создания начинается в конце 1998, когда после года творческого отпуска, Tiamat наконец были готовы к записи нового альбома. Перед этим гитарист Томас Петерссон второй раз ушел из Tiamat, и группа работала в студии втроем (Эдлунд/Скольд/Иверс), пригласив ряд сессионных музыкантов.
Запись была спонтанной работой, материал создавался быстро, без экспериментов, и пластинка получилась с общей атмосферой: полу-акустические баллады "Best Friend Money Can Buy" и "To Have and Have Not", медленные "тяжеляки" "Dust Is Our Fare" и открывающая альбом "Church of Tiamat", кавер на Rolling Stones "Sympathy For the Devil" и астральная "Lucy". Как композитор, Эдлунд отныне больше демонстрировал привязанность к Joy Division, Sisters Of Mercy, Nick Cave и The Cure, тягу к радио-формату, хуковым припевам.
Йохан Эдлунд: «В этот раз, большинство песен я сочинил на гитаре. Честно говоря, я уже немного подзабыл, как это делается. Я купил себе семь прекрасно звучащих и классно выглядящих гитар, к тому же, очень приятно посидеть и поиграть на гитаре, и потом если песня рождается на гитаре, значит ее можно сочинить в абсолютно любом стиле. Многие музыканты говорили об этом до меня, но сам я поверил в «чудо гитары» только сейчас.
Для меня было непросто попробовать сочинять отличные песни в такой манере. Последний альбом был хорош своим звучанием и качественным продюсированием, но другие наши пластинки были ценны прежде всего своими песнями».
«Да, на нашем новом альбоме есть готика, но и рока в нем никак не меньше. Наша троица с удовольствием играла этот основательный веселый рок, очень при этом старалась, и на пластинке это заметно. Какого черта, я всем доволен!»
Новый альбом получил непереводимое название "Skeleton Skeletron", и вышел 11 августа 1999.
Эдлунд: «Мне нужно было куда-то пристроить скелетов из чулана, о которых я захотел рассказать, и поведать об этом в своих песнях. Откуда взялось это странное слово «Skeletron»? Я не знаю, возможно, из-за моей любви к группе «Lynard Skynard»».
«Особого смысла нет. Просто однажды я придумал это словосочетание, и мне понравилось, как оно звучит. Это достаточно удачное название, просто потому что было придумано спонтанно, и никакого глубокого смысла я в него не вкладывал».
Что касается звучания альбома, то можно отметить, что основатель коллектива явно повзрослел и справился со своими переживаниями, и это сказалось на энергетике альбома и его позитивной ауре (даже появилось определение "позитивная эпоха Тиамат"). При желании, в его музыкальной ткани можно найти черты "A Deeper Kind Of Slumber", но в целом, безусловно, он определенно начинает новую главу в истории группы, а не продолжает прежнюю.
Эдлунд: «Записывая новый альбом, мы не имеем привычки оценивать прошлые записи. Стараемся сохранять спонтанность и делать то, что нам по душе в данный конкретный момент времени».
«Я считаю, что на [«A Deeper Kind Of Slumber»] мы несколько отошли от принципов «Tiamat», слишком увлекшись студийными экспериментами. Нам выделили достаточно приличные деньги на запись двух последних альбомов, а это значит, что в ходе записи последнего диска мы могли позволить себе то, что раньше никогда не делали. Например, нанять струнный оркестр, и потом мы слишком увлеклись возней с целым набором новых студийных игрушек.
В этот же раз мы решили не повторять этой ошибки, вообще не повторяться, нам было важно записать и выпустить хорошие песни. Мне не нужен был целый набор разных фишек для того, чтобы моя новая музыка звучала более современно».
Все это обеспечило альбому более высокие оценки по сравнению с предшественником, да никто и не ждал после двух (а, по мнению некоторых, и трех) подряд гениальных альбомов нового прорыва – "Skeleton Skeletron" не сенсация, а просто новая добротная работа группы. К тому же, из-за отсутствия Петерссона, композиции не содержали ни одного соло, и упрощение саунда позволило пессимистам утверждать, что именно с этой работы начинается "медленная деградация" коллектива, оптимисты же просто увидели альбом "несколько альтернативным". (К тому же, сам Йохан считал три последние пластинки своими лучшими записями).
Эдлунд: «Я написал пять альбомов о смерти, пора бы подумать и о жизни! В новых текстах есть и религиозные мотивы. Я попытался предать огласке общественности не самые симпатичные стороны своего «Я», потому что у всех у нас имеются мрачные мысли. А очень многие человеческие качества, как, скажем, эгоизм, вообще не поддаются внутренней цензуре.
Одним словом, «Skeleton Skeletron» - альбом о, и для не слишком симпатичных людей, но он очень правдивый».
«Наверное, все дело в нашем фирменном звучании, но я не объясню вам природу этого звука. Приятно, когда приходишь в какой-нибудь готический клуб, а там красивые готические девчонки танцуют под твои песни. Мне лично это очень нравится».
Альбом стал 19-м в германском чарте, 56-м в Швеции, 47-м в Австрии, неоднократно переиздавался на ряде лейблов. Благодаря gothic rock звучанию, "Skeleton Skeletron" явно обратил на себя внимание представителей готической субкультуры, находившейся на пике моды.
«Не сказал бы, что я часто слушаю готику, скорее стараюсь сочинять хорошие песни, те песни, которые можно сыграть на акустической гитаре, и напеть на пикнике.
На прошлом альбоме я активно экспериментировал со звучанием, в нашем распоряжении был целый набор студийных эффектов, и было желание экспериментировать с программами, клавишными и так далее, это было очень интересно.
Но в этот раз мы решили этого не делать, не было такой потребности. Мне было интересней сочинить очень сильные песни. А потом, получилось так, что «Tiamat» зазвучали как некоторые английские группы середины 80-х, а не как «Pink Floyd». Конечно, я говорю о таких группах, как «Joy Division», «Sister Of Mercy»».
Журнал «Terrorizer» (Великобритания): «Тем не менее, альбом «Skeleton Skeletron» остается фирменной работой «Tiamat». Начиная с фирменного пения на этой пластинке, и эксплуатации Эдлундом мрачной динамики, слушателю остается гадать, чья же это запись.
…По сравнению с «A Deeper Kind Of Slumber» новая работа «Tiamat» получилась более органичной. Запись с акустическими барабанами, живой бас-гитарой и настоящими гитарами. Да, по своему звучанию это зловещий альбом, с мрачными клавишными, но это пластинка записанная живыми людьми, способными любить, и ее явно не назовешь плодом студийных экспериментов. Отсюда и особая привлекательность – мрачная честность».
Deemon.ru, Darkside.ru (опубликовано с сокращениями): «На волне шедевральных и пестрящих разными настроениями предыдущих релизов, «Skeleton Skeletron» сразу же кажется вещью простецкой, более приземленной, без наворотов. Сочиненной, как говорится, скорее на классе и опыте, чем на чистом вдохновении. И, чего греха таить, более хитовой и понятной обывательскому уху. Что ж, так оно и есть, но причин строить недовольные гримасы у нас быть не должно, ибо: а) делать качественную музыку Tiamat не перестали и б) группа не изменила себе, продолжая находиться в привычном состоянии творческого поиска, заигрывая с разными стилями и темами и не давая расслабленно заскучать всем тем, кто время от времени обращает на нее внимание.
Итак, после впечатляюще многоплановых альбомов «Wildhoney» & «A Deeper Kind of Slumber» шведы предложили гораздо более ровный по звучанию материал, поработав над дизайном на манер голливудского кино и собственным около-готическим имиджем. Песни в основном спокойны, мелодичны, узнаваемы. Помнится, в одном из интервью, как раз того времени, Йохан Эдлунд говорил, что подустал от внутренних и окружающих депрессии и мрака и хотел бы музыкой Tiamat иллюстрировать немного иной взгляд на мир. Так что не стоит удивляться, что «Скелетон» зазвучал довольно строго и минималистично, а местами даже слегка танцевально.
В общем, очень добротная получилась пластинка. Любители поностальгировать, - помните, что шедевры с периодичностью раз в пять минут не создаются (что, отчасти, как раз и делает их шедеврами). Возможно, именно благодаря тому, что Tiamat сменили курс, мы еще сильнее убеждаемся в абсолютной незабываемости релизов '92, '94 и '97 годов. Так или иначе, всегда приятно иметь дело со свободными людьми, коими и являются эти скандинавы.
Не секрет, что духовный наставник и идейный вдохновитель коллектива Йохан Эдлунд много времени посвящает музыке, но никогда особо не вникая в тонкости музыкального бизнеса. Наверное, поэтому он никогда и не находился на волнах мод и вершинах продаж. Зато к числу тех, кто вкладывает в свои работы душу, он относится однозначно».
В 1999 барабанщик Ларс, басист Андерс и гитарист Томас (который вновь присоединился к группе) стали постоянными членами Tiamat. На 9 лет сложился самый стабильный и наиболее продуктивный состав группы: Эдлунд/Иверс/Петерссон/Скольд.
Вообще, стилистики gothic rock Tiamat стали придерживаться с первого же сингла "Brighter Than the Sun" (с не вошедшей в альбом "Children of the Underworld"), хотя сами участники группы предпочитали термин independent rock. (Сингл предшествовал альбому, и вышел 30 июня 1999).
Эдлунд: «Наша песня «Brighter Than The Sun» рассказывает о прошлогодних событиях. Я тогда валял дурака, откровенно ленился. Я расстраивался из-за того, что у меня было так много возможностей и не на что было жаловаться, но порою, это печально, потому что я просыпаюсь утром, у меня дел невпроворот, однако же я остаюсь в постели, и смотрю телек.
Потом я начал читать о писателе Хемингуэе, и очень проникся его жизнью. Я узнал о том, что он пережил две авиакатастрофы, получил Нобелевскую Премию, путешествовал по миру, охотился на львов, но в конечном итоге оказался безумным алкоголиком, а потом взял и застрелился. Мне нужно было написать об этом песню».
Так что, сама песня стала предметом особой гордости автора, и к ней был снят оригинальный профессиональный клип.
Эдлунд: «Изначально планировалось, что я буду сражаться с Линкольном. Но когда клипмейкер выбрал место, оно оказалось очень пыльным и грязным, так что нам отказали в аренде Линкольна. Но зато мы сумели арендовать этот автомобиль-монстр. Место, где мы снимали видео, было индустриальной областью, так что достать такое авто не составило труда. (Смеется). Это настоящее чудовище! Мне кажется, что идея была удачной».
За альбомом последовал второй сингл – "For Her Pleassure", вышедший 8 ноября 1999, и включавший, кроме одноименной композиции, три танцевальных ремикса.
Между тем, после двух с лишним лет отсутствия на сцене, в ноябре 1999, Tiamat начали европейские гастроли.
К большому сожалению, многолетнему исследователю истории группы и автору этих срок, не удалось найти никаких документальных свидетельств (афиши, билеты, фото, записи) выступлений Tiamat периода 1999-2001. Поэтому, имеет смысл привести полный, и весьма краткий, список концертных выступлений этого периода здесь.
Тогда же начал работу официальный сайт группы churchoftiamat.com (ныне не существует).
В целом, период "Skeleton Skeletron" остается наименее изученной эпохой Tiamat. Вместе с тем, он открывает нам группу в том виде, в котором она просуществовала следующие 15 лет, то есть основную часть своей истории. Он показывает масштабную эволюцию звучания группы от дебютника, и до конца 1990-х.
Ему выпала непростая доля "просто альбома" Tiamat, судьба остаться в истории как самая минималистичная работа группы, но со своей атмосферой (ведь, неповторимая атмосфера свойственная каждой пластинке этого коллектива).
Также, РОКЛЯ с радостью сообщает, что Tiamat - единственная группа, все студийные работы которой получили освещение на канале в форме отдельных обзоров.