В октябре 2023 исполняется 20 лет восьмому студийному альбому doom/gothic группы Tiamat (Швеция), получившему название "Prеy". В настоящем обзоре предлагается оценка его художественной ценности и описание событий, последовавших за выходом альбома.
Студийной активности Tiamat ранее были посвящены такие обзоры, как: "Увязнувшие в Диком Меде", "Шумерский плач, ледяной и тяжелый", "В объятиях Глубокого сна", "Сны Скелета", "Зловещие Облака" и "Зимний рассвет". Единственному альбому проекта Lucifire ранее был посвящен обзор "Этот доллар спас мою жизнь".
Рейтинг студийных альбомов группы предлагался в видео-обзоре "Черный рейтинг". Обзор концертной активности группы был сделан в публикации "Черная книга", а поэзии лидера коллектива Йохана Эдлунда - в публикации "Каин".
К сожалению, на момент публикации обзора альбом "Prеy" на Яндекс-музыке не представлен. Желающие его послушать могут найти его в Сети, например здесь.
"Prey" - второй из трех альбомов Tiamat, записанных и выпущенных в 2000-х, седьмой и последний студийный альбом группы, выпущенный на германском лэйбле Century Media.
Как ранее говорилось в обзоре "Возвращение Сына небытия", Tiamat не задержались надолго в эпохе предыдущего альбома "Judas Priest" (2002), и вскоре приступили к записи следующей работы.
"Prеy" был записан летом, и вышел 27 октября 2003. Впервые атмосферу будущей пластинки передал предшествовавший ей сингл "Cain", с кавер-версией на песню "Sleeping (in the Fire)" W.A.S.P.
По звучанию и атмосфере "Prey" многим показался похожим на предшественника. Однако, при внимательном рассмотрении, альбом не был разбит на логические "главы", как "Judas Christ", и поэтому звучал более лирично и гомогенно.
Стилистически, "Prey" звучит как хорошо аранжированный и мелодичный gothic rock, с неповторимой для Tiamat атмосферой. Наследие "Wildhoney" осталось на заметном уровне ("Cain", "Wings of Heaven"), влияние Pink Floyd отчетливо как никогда ("Prey", "The Pentagram"), а некоторые вещи ("Prey", "Nihil") звучат как логическое продолжение "A Deeper Kind of Slumber".
Интересный факт: в "The Pentagram" в качестве текста звучит стихотворение Алистера Кроули, на что группа получила специальное разрешение от Ordo Templi Orientis, владельцев интеллектуального наследия создателя "Библии наоборот".
Динамику пластинке задают хитово-риффовые "Love in Chais", "Carry You Cross and I'll Carry Mine", "Light In Extension" и "Clovenhoof", обеспечивающие логическую связь с двумя предыдущими работами.
Наконец, альбому придает цельность наличие в трек-листе трех музыкальных миниатюр ("Ten Thousand Tentacles", "Triple Cross" и "The Garden Of Heathen") - такое встречается только на "Prеy".
Особенно хотелось бы отметить такие произведения, как "Cain" - несомненно, одну из лучших песен группы вообще, ставшую гордостью автора "воздушную" "Divided" со специфической женской чувственностью и тоскливым соло, и "The Pentagram" - наверное, самую недооцененную вещь диска.
На сокращенную версию песни "Cain" был снял замечательный клип.
Тексты песен отражают сложность и невесомость жизни, риторические вопросы вроде "почему я причиняю боль человеку, которого люблю", или "почему все так плохо, когда все так хорошо", экзистенциальные вопросы о жизни и смерти, любви и религии, на которые человек никогда не получит простого ответа.
Таким образом, на альбоме отчетливо "борются" холодное, злобное прошлое группы "металлического периода", и гипнотизм последних работ вместе с присущей им доступной, сжимающей сердце романтикой бренности и философией угасания, словно осязаемая аудио-оболочка "пыталась ужиться" с неуловимым посланием, призванным осознавать и ощущать момент короткой и уникальной жизни.
Йохан Эдлунд: «Да, я слышу очень много сравнений с предыдущими работами группы. И думаю, что в каждом есть доля правды. Атмосфера нового альбома порой чем-то напоминает мне атмосферу «A Deeper Kind of Slumber», а порой даже «Wildhoney». Некоторые вещи можно сравнить с тем, что мы делали на наших двух предыдущих пластинках…»
«Для меня «Tiamat» это группа, ориентированная на выпуск альбомов, а не группа выпускающая «песенные наборы». Поэтому нам очень важно, чтобы каждая наша пластинка была цельной, при этом была наполнена множеством разных звуков и полутонов – плавное соединение определенных фрагментов».
Автор утверждал, что на настроение и цельность пластинки повлиял факт записи именно в домашней студии:
«Дома записываешься в более спокойной, расслабленной атмосфере, когда легче раскрепоститься. В этом плане, я думаю, что новый альбом получился показательным, и лучше отображает группу. Здесь есть много партий напоминающих мне атмосферу дисков «A Deeper Kind Of Slumber» и «Wildhoney», и я сочинял песни в похожей манере. Иной раз мне трудно так сочинять, потому что я чувствую себя самовлюбленным, но в этот раз этого не было».
«Наш новый альбом я написал в изоляции, в одиночестве, сидя в своей домашней студии, поэтому в этот раз я не мог убежать от себя самого и своих мыслей. Но на какую бы тему я не сочинял, о себе самом, о религии или о любви, есть в моих песнях общая тема, а именно борьба добра и зла, борьба в своей душе и борьба между собой и остальными».
«Моя свобода художника не то, чем можно торговаться. Мне кажется, поэтому иногда результат моего творчества выходит довольно неплохим. И хочу сказать, что я действительно горжусь некоторыми вещами, которые я создал, и я знаю, что они вышли хорошо. Особенно с точки зрения лирики».
«Как и обычно, я писал о том, что очень важно для меня. На мой взгляд, на эту пластинку большое влияние оказала религия, и это при том, что я сам со своими убеждениями не определился, религия оставляет для меня много вопросов без ответов. А любовь для меня еще сложней – я знаю, что любовная лирика банальна, но у меня получается писать на тему любви не тривиально».
«Я считаю, что этот альбом — это основной саундтрек всей моей жизни. Я очень им горжусь, потому что он во многом звучит как альбом Tiamat, в нем много разнообразных элементов, которые мы использовали в течение многих лет. Он очень искренний, очень личный, и, в то же время, очень серьезный».
«Я думаю, каждый раз, когда мы заходим в студию, мы полностью убеждены, что мы сделаем еще один шедевр. Иначе мы бы этого не делали».
Похоже, что публика и критика тоже оценили эмоциональный посыл "Prey", и новый альбом был принят тепло.
Журнал «Kerrang!» (Великобритания): «Появившись в конце 80-х в Стокгольме, «Tiamat» начинали свою карьеру как black metal команда, и едва ли тогда в их музыке можно было разглядеть зачатки прогрессивных тенденций. Но спустя десятилетие, эта команда превратилась в один из лучших европейских коллективов мрачного рока, группу, которую ценят как среди готов, так и среди металлистов.
Однако, несмотря на свою стабильную популярность, «Tiamat» продолжают шокировать даже своих самых преданных поклонников. В 2002 году они выпустили свой седьмой студийный альбом, «Judas Christ», пластинку с весьма спорным названием для поддержания скандальности. Тем не менее, их песня «Vote For Love», настоящий гимн гармонии, привлек внимание слушателей.
…Немного странный урок не прошел бесследно, и новейшая подборка мрачных гимнов от Эдлунда, альбом «Prey», показывает, что музыка группы становится более неуловимой по своему жанровому определению. Новые песни – это широкий спектр разнообразных влияний «Tiamat», есть здесь и намеки на сочные, печальные текстуры классического диска «Wildhoney», и они прекрасно сочетаются с более прямолинейным, озлобленным роком последних лет».
Simon, Darkside.ru (сохранена авторская орфография): «Если знаменитый Wild Honey сравнивали с Pink Floyd, то этот диск вызывает ассоциации с каким-нибудь сольником Джона Леннона. Альбом в манере лирической исповеди - не частое явление в металле, песни отражают меняющиеся настроения автора, действительно очень личный материал. В таком ключе записывали свои альбомы хорошие группы 60х - начала 70-х годов, когда искренность ставилась во главу угла. В связи с такой концепцией все композиции не похожи друг на друга, аранжировки довольно сдержаны, т.к. подчинены главной идее, а в музыке видны следы самых разных влияний - от тех же Pink Floyd до ранних Paradise Lost. Даже женский вокал выглядит вполне органично, т.к. вполне соответствует настроению тех песен, где появляется.
Звук довольно мощный, ...со времен Wild Honey это первый альбом Tiamat без какого-либо налета попсы. Снова появились мотивы готики, в общем, налицо движение в правильном направлении, вот еще бы нетривиальной мелодики побольше. А в общем, вполне достойная работа».
Наконец, стоит отметить прекрасную обложку альбома, созданную маэстро и отражающую название альбома, которое можно перевести как "жертва" или "добыча". Автор отмечал, что каждый может стать жертвой жизненных обстоятельств и личных драм - об этом, собственно, и тексты песен альбома.
Эдлунд: «Я не контролирую процесс развития группы, она движется туда, куда ведёт её наше подсознание. Каждый раз, когда мы завершаем запись альбома, мне начинает казаться, что я достиг своего предела, и это самый идеальный альбом «Tiamat», с идеальными мелодиями и звуком. Но как только диск сходит с конвейера, мне хочется сжечь весь тираж. В тот момент я вижу его совсем по-другому, и буквально передергиваюсь от тех неровностей и ошибок, которые сделал. В тот момент мой идеальный альбом кажется самым неудачным. Хотя окружающие пытаются убедить меня в обратном. Что ж, видимо, мое творческое эго никогда не сможет найти покоя, и мой поиск идеального звука будет продолжаться всю жизнь».
Андерс Иверс: «Скорее всего, это желание что-то открыть. Мы не думаем о переменах, не думаем, что мы должны попробовать что-то для следующего альбома, это просто то, что происходит. Когда мы идем в студию, мы абсолютно отрезаны от окружающего мира. Какой должна быть песня - тяжелой, акустической, или с основным клавишным звуком? Мы никогда не думаем в ключе изменений, это просто очень естественный процесс творчества».
«Сплоченность нашей группы и общее настроение пластинки, прекрасно сочетаются между собой. «Prey» получился более доступным для понимания и прямолинейным по сравнению с «Judas Christ». Для меня это своего рода возвращение к упрощенной форме, к началу нашей карьеры, и попыткам понять, кто мы такие. Конечно, сейчас мы экспериментировали, но вместе с тем до сих пор не можем привыкнуть к тому, что каждый поход в студию помогает воплотить в жизнь новый набор идей».
Эдлунд: «Я думаю, что у нас, как у группы, есть своя философия. Это нечто отличное от того, что было, когда мы только начинали. Как я уже говорил, будучи black metalгруппой, мы были внутри сцены, это было очень важно. Я бы сказал сейчас, последние лет 10 мы не принадлежим ни к одной из сцен. Мы живем своей жизнью. Мы всегда будем чувствовать себя немного вдалеке от того, что происходит на конкретных сценах».
Иверс: «Я не вижу музыку и лирику отдельно, они должны работать вместе как одно».
Эдлунд: «Я не думаю, что [у нашей музыки] есть конкретное послание. Люди могут найти его сами. В нашей музыке есть многое, но мы никогда ничего не навязываем».
К сожалению, следующий 2004 начался печально: в Италии в автомобильной аварии погиб бывший клавишник группы P.A. Danielson, участвовавший в выступлениях группы в 1994/1996.
Регулярные выступления Tiamat возобновились в конце 2004 - 2005, после летних выступлений на фестивалях, значительная их часть прошла в странах Восточной Европы.
Шоу в польском Кракове в январе 2005 было профессионально записано для DVD "Church Of Tiamat" (также существует бутлег с записью аналогичного выступления в Будапеште).
Кстати, Томас Петерссон не смог принять участие в перовом отрезке тура, и его заменял Фредрик Окессон.
Фредерик Акессон (Fredrik "Kulle" Akesson) родился 18 июля 1972 в Стокгольме, и участвовал в проектах John Norum, Krux и Opeth.
Интересный факт: 1 апреля 2005 на официальном сайте было объявлено о «роспуске группы в связи с религиозными разногласиями», но это оказалось мрачной шуткой.
Концерты в разных "связках" (включая Pain, Sirenia и Theatre of Tragedy) и выступления на европейских фестивалях растянулись на весь этот период, и на радость российским поклонникам были отмечены появлением группы 11 ноября 2005 в Москве, и 12 – в Петербурге. (В Москве Tiamat выступили во второй и последний раз в культовом ДК имени Горбунова).
Тем временем, песня "Cain" использована в качестве саундтрека к игре "Vampire: The Masquerade Bloodlines" (2005, Troika Games).
24 апреля 2006 на Century Media состоялся выход насыщенно оформленного и весьма успешного DVD "Church of Tiamat" (посвящен памяти P.A. Danielson). Кроме записи 15-песенного польского концерта, диск включал массу бонусов: видео из студии и ранних выступлений, фото, интервью и т. п., и занял успешное 5-е место в шведском чарте.
В 2006/2007 в жизни музыкантов и группы произошли заметные изменения:
- У басиста Андерса Иверса и гитариста Томаса Петерссона родились дети. (После заключения брака Петерссон изменил фамилию на Вайрессон).
- В августе 2006 Йохан переехал из Германии на постоянное место жительства в Грецию.
- В декабре 2006 – январе 2007 Йоханом записано 4 новых demo для нового альбома Lucyfire: "Thunder & Lightning", "All the Children Sing", "Codeine" и "Black Gold", но дальше этого дело не пошло – выпускающие лэйблы материалом не заинтересовались.
- Параллельно Эдлунд работал над двумя demo сольных акустических песен на шведском языке. На его myspace-страничке была доступна для прослушивания композиция "Varldens Vackraste Par", но и здесь продолжения не было.
- Группа подготовила 5 новых demo для нового альбома.
- В концертном составе группы место за клавишами занимал британский виртуоз Martin Powell.
Мартин Пауэлл (Martin Curtis-Powell) родился 19 июля 1973 в британском Шеффилде и наиболее известен по участию в таких проектах, как Cradle of Filth, Cryptal Darkness, My Dying Bride и других.
7 июля Tiamat выступили хэдлайнерами на metal фесте Pushkin Drive Open Air, который состоялся в Санкт-Петербурге.
В общем и целом, с момента выхода альбома и по настоящий момент, на концертах группы из "Prey" исполнялись все песни, кроме "Light In Extension" и "The Pentagram", а также трех миниатюр, о которых говорилось выше.
Так для группы закончилась долгая эпоха "Prey", и у Tiamat начался "Сезон гроз и дождей".
В заключении обзора хотелось бы поделиться взглядами ведущего канала на альбом "Prey".
На взгляд автора этих строк, проверенный временем, "Prey" уверенно свидетельствует о дальнейшем движении группы вперед, и демонстрирует убедительный синтез ее лучших времен, в лице "Prey" и "A Deeper Kind of Slumber", с "позитивной эпохой" следующих двух альбомов. Однако, это нисколько не создает нестабильности: одновременно с синтезом старых этапов творчества, создается нечто неуловимо новое.
"Prey" - очень цельное художественное произведение, больше чем музыкальный альбом. Это логично выстроенное и очень личное повествование, с глубокой музыкальной тканью и прекрасной драматургией.
При всем уважении к двум последним работам Tiamat, "Prey" - последняя глубокая (если не самая глубокая), и удивительно изысканная пластинка группы. И остается даже немного позавидовать тем, кто еще ее не оценил - впереди их ждет удивительное открытие.