Найти в Дзене

Что делать, если ваш товарный знак незаконно используют на маркептплейсе Wildberries? Полная инструкция по защите своих прав.

Оглавление

Вы можете оставить свой вопрос в нашей группе Вконтакте и наши юристы бесплатно оценят вашу ситуацию и подскажут какую позицию избрать:

"Претензии и иски по товарным знакам"(https://vk.com/tzpomosh)

Также, наши юристы оказывают юридическую помощь по делам, связанными с нарушением прав на интеллектуальную собственность.

Нередкая ситуация: вы являетесь собственником товарного знака, который зарегистрировали для добросовестного ведения своего бизнеса. Но бывает так, что появляется конкурент, который незаконно использует ваш товарный знак при реализации товаров на маркетплейсе при нанесении товарного знака непосредственно на товар или при оформлении картинок в карточке товара.

Очевидно, что вы регистрировали товарный знак именно с целью не дать недобросовестным предпринимателям незаконно обогатиться на вашем бренде, предотвратить вероятные имущественные потери от такого рода незаконного использования.

Но вот вы все таки столкнулись с таким нарушением и перед вами сразу же встает вопрос, а что же делать? Какие предпринять действия, чтобы нарушитель прекратил нарушение и возместил вам денежные средства в качестве компенсации, которую вы можете смело требовать на основании ст. 1515 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1515 ГК РФ, правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.


Если кратко, то нужно грамотно предпринять цепочку действий, необходимых для привлечения нарушителя к ответственности, не ошибиться на каждом этапе, правильно собрать и оформить доказательства нарушения, верно определить размер требуемой компенсации и обосновать.

В моей практике по защите предпринимателей от претензий правообладателей я часто сталкиваюсь с тем, что владельцы товарных знаков направляют необоснованные претензии без надлежащей доказательной базы и оформления. Грамотный юрист по авторскому праву это видит и понимает и обязательно использует против правообладателя для того чтобы добиться отказа в выплате или существенно снизить сумму.

Далее рассмотрим порядок действий, выработанный на основании моей многолетней практики споров с товарными знаками на Wildberries (Вайлдберриз), которого необходимо придерживаться для защиты ваших прав.

1. Цифровой Арбитраж (Обращение правообладателя).

Не так давно Wildberries запустил новый сервис, который позволяет правообладателям направить жалобу на нарушение авторских прав, путем размещение продавцом каких-либо карточек товаров, которые по мнению правообладателя, размещены незаконно и нарушают его авторские права.

Согласно пункту 9.4.1. оферты Wildberries, Для взаимодействия правообладателей (в том числе представителей правообладателей) с Продавцом по вопросам нарушения исключительных прав правообладателей на принадлежащие им объекты интеллектуальной собственности, использованные в Товаре или Карточке Товара Продавца, предусмотрен специальный сервис «Цифровой Арбитраж», который состоит из функционала для направления обращений правообладателями непосредственно Продавцу в отношении его Товаров и Карточек Товаров, и функционала для рассмотрения обращений правообладателей Продавцом и предоставления ответа на них (далее – Сервис).
-2

Продавец, получивший такое обращение, обязан в течении 10-ти дней предоставить ответ, в котором обосновать законность использования товарного знака заявителя. Если ответ не будет предоставлен в срок, то обращение передается на рассмотрение юристов Wildberries, которые при подтверждении нарушения блокируют карточку. В итоге мы получаем такое:

"Уважаемый продавец! В связи с непредоставлением ответа Правообладателю на жалобу в Цифровой Арбитраж в течение 10 дней, Ваш товар(ы), указанный(е) в данных жалобах заблокированы к продаже".

Однако и тут не все так просто, не достаточно направить формального обращения и быть уверенным, что администрация Wildberries обязательно встанет на вашу сторону.

Как легко догадаться, деятельность любого маркетплейса направлена на извлечение наибольшей прибыли и следовательно, маркетплейсам невыгодно по первому требованию блокировать карточки спорных товаров, ведь это лишит их прибыли. В связи с чем, в своей практике я часто сталкивался с абсурдными отказами маркетплейсов в удалении карточек, нарушающих права моих клиентов.

При работе с обращением правообладателя необходимо грамотно обосновать наличие нарушения со ссылками на закон, пленумы и судебную практику, подтвердить наличие своих прав, а также оформить доказательства нарушения.

Часто бывает, что ко мне обращаются клиенты, которые хотели бы взыскать компенсацию за нарушение их прав на товарный знак и наказать нарушителя, но по обращению правообладателя карточку товара уже заблокировали, а они забыли банально сделать скриншот карточки, что делает невозможным дальнейшее предъявление финансовых претензий к нарушителю. На данном этапе существует еще множество и других нюансов, несоблюдение которых может полностью обрушить вашу защиту, поэтому к обращению правообладателя стоит отнестись внимательно.

Согласно пункту 43.2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения.

Для доказательства факта нарушения ваших прав, в частности нужно правильно оформить скриншоты нарушения. Судебная практика предъявляет несколько требований к таким скриншотом, чтобы они были приняты в качестве надлежащего доказательства.

-3

Согласно пункту 55 Постановления N 10, при рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ, статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством, в том числе полученные с использованием информационно -телекоммуникационных сетей, в частности сети "Интернет". Допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами , участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно - телекоммуникационной сети ( скриншот ), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения . Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами (статья 67 ГПК РФ, статья 71 АПК РФ).

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами права, суды в последнее время начали принимать как доказательство не заверенные нотариусом скриншоты. Однако, в зависимости от ситуации и самого содержания скриншота, такой скриншот может быть признан в качестве ненадлежащего доказательства.

Правообладатели сейчас также часто пользуются специальными сервисами для ненотариального заверения скриншотов, которые принимают суды в качестве доказательств.

Стоит учитывать, что судебная практика не стоит на месте и постоянно меняется и то, что было актуально сегодня, завтра уже может быть неприменимо.

2. Досудебное урегулирование.

Пример досудебной претензии
Пример досудебной претензии

Вот вы прошли первый этап, и вне зависимости от того была заблокирована карточка или нет по каким-либо причинам, нарушителю необходимо направить досудебную претензию с требованием выплаты компенсации и удаления карточки, если она не была до сих пор удалена.

Давайте рассмотрим что же нам говорит закон о правах собственников товарных знаков при нарушении их прав:

Согласно пункту 1 статьи 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
В соответствии со статьей 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно пункту 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 ГК РФ).

Таким образом, Правообладатель имеет полные права на защиту своего товарного знака, которые вправе реализовывать в досудебном порядке и требовать с виновника выплаты компенсации и прекращения нарушения.

На данном этапе вам необходимо правильно подготовить и направить в адрес нарушителя Досушенную претензию, где грамотно обосновать не только наличие нарушения, приложить доказательную базу, но и определить размер компенсации.

Как верно определить размер компенсации нельзя написать в одной статье, ведь каждая ситуация уникальна и где-то это может быть небольшая сумма, а где-то доходить и до 5 млн. рублей. Ведь если допустить ошибку, то можно получить компенсацию, которая явно не соответствует характеру нарушения и может являться очень заниженной.

В связи с чем, посмотрим что нам говорит закон об определении компенсации:

В силу статьи 1252 ГК РФ компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Из пункта 3 статьи 1250 ГК РФ следует, что в основание ответственности за нарушение исключительных прав входит вина нарушителя. Абзацем вторым данного пункта установлена презумпция вины нарушителя исключительных прав (отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим интеллектуальные права). Данный правовой подход выражен в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности", согласно которому компенсация подлежит взысканию с лица, нарушившего исключительное право на использование произведения, если оно не докажет отсутствие своей вины в этом нарушении.

Таким образом, компенсация определяется в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

3. Судебное разбирательство

-5

Если на втором этапе можно было, хоть я и не рекомендую, обойтись без помощи юриста по авторскому праву, то здесь я вам ни в коем случае не советую идти в суд без наличия углубленных знаний не только процессуального права, но и без понимания общей тенденции споров по взысканию компенсаций за нарушение прав на товарные знаки на маркетплейсах.

Ведь малейшая ошибка может привести не только к тому, что вам откажут в иске, хоть вы можете быть совершено правы, но и ко взысканию с вас в пользу уже нарушителя судебных расходов, после такого отказа.

На просторах судебной практики, я встречал дела, где со стороны Ответчика очевидно усматривалось нарушение, но грамотные юристы Ответчика и не очень опытные юристы Истца доводили дело до того, что суд отказывал в иске и взыскивал уже приличные суммы судебных расходов непосредственно с правообладателя.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из чего, а также положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по требованию о защите права на товарный знак входят следующие обстоятельства: факт принадлежности истцу указанного права и факт его нарушения ответчиком путем использования товарного знака либо обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении товаров, для индивидуализации которых, товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Установление указанных обстоятельств является существенным для дела, от них зависит правильное разрешение спора. При этом вопрос оценки представленных на разрешение спора доказательств на допустимость, относимость и достаточность является компетенцией суда, разрешающего спор.

Однако, тенденция судебного разрешения споров по нарушениям исключительных прав на товарные знаки на маркетплейсах в настоящее время растет. В суды ежедневно поступают десятки исковых заявлений от различных правообладателей. Стоит понимать, что защита своих прав в случае такого нарушения реально и вы можете не только добиться устранения нарушения, но и восстановить свои вероятные имущественные потери, взыскать с нарушителя соответствующую компенсацию.

Стоит понимать, что в судебных спорах не бывает четкой инструкции, каждое дело индивидуально, а порядок действий должен определяться профессиональным юристом, специализирующимся на авторском праве.

Моя практика показывает, что вопрос взыскания компенсации сложен и не до конца сформирован единый подход. Так, например, можно встретить не только разный подход в разных судах по одному и тому же вопросу, но и разный подход у разных судей в одном и том же суде. В связи с чем, к каждому делу нужно подходить строго индивидуально.

ИТОГ: Самое главное при обнаружении нарушения на ваш товарный знак это грамотно разобраться с вашими действиями, досконально все изучить и выбрать позицию, которой будете придерживаться как досудебно, так и в случае суда.

Я понимаю, чтобы во всем этом разобраться, нужно быть юристом с солидным опытом работы в сфере интеллектуального права. Именно поэтому, мы создали группу, где обсуждаем актуальную судебную практику по делам о взыскании компенсации за нарушение прав на товарные знаки, где я помогаю как и Нарушителям бороться с недобросовестными Правообладателями, минимизировать последствия и приходить к выгодному соглашению, так и Правообладателям защищать свои права в случае их нарушения.

Вы можете оставить свой вопрос или написать о сотрудничестве в нашу группу Вконтакте и наши юристы бесплатно оценят вашу ситуацию и подскажут какую позицию избрать для защиты ваших прав: "Претензии и иски по товарным знакам"(https://vk.com/tzpomosh)

Если вас нет в социальной сети "В Контакте", то можете написать нам на электронную почту: patentlawyer@mail.ru