Найти тему
Ксения Горшкова

ПСИХОЛОГИЯ МАРКЕТИНГА

Автор: Горшкова К.М.,

г. Нижний Новгород, ГБПОУ НГК

студент, 1 курс

Научный руководитель: Дружинина С.Е., преподаватель ГБПОУ НГК

В современном мире большая часть реализуемых товаров строится на маркетинге: как, что и почему мы покупаем определённый товар. Растёт необходимость в осмыслении способов продвижения товаров и услуг, поскольку с каждым разом всё сложнее завоевать доверие и внимание потенциальных покупателей [3, с. 2]. Для эффективного продвижения любого продукта необходимы инновационные подходы и технологии в области маркетинга [2, с. 2].

Существует огромное количество понятий слова "маркетинг", но самый часто используемый звучит так: маркетинг – это процесс выявления потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли. То есть, всё, что связано с продвижением товара (правильно подобранный логотип, упаковка, знаки, шрифт, символы, приёмы рекламы) и является маркетингом.

Сейчас каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его товары были наиболее популярны и востребованы, таким образом на рынке происходит конкуренция, которая заставляет придумывать новейшие способы психологического воздействия товара на людей.

Психология и маркетинг взаимосвязаны друг с другом. Психология изучает психику человека на основе взаимодействия людей с окружающим миром, как работает мозг, как человек реагирует на давление со стороны и как это влияет на его поведение. Маркетинг интересует практически тоже самое, только в менее узком секторе.

Психология маркетинга основана на достижениях таких направлений, как: [1]

1.Когнитивная психология;

2. Транзакционная психология;

3. Социальная психология.

Для маркетинга выделяют 4 наиболее важные цели: максимизация потребления, максимизация потребительской удовлетворённости, максимизация выбора потребителей и улучшение качества жизни. Чтобы углублённо понимать, для чего нужен маркетинг, стоит разобрать каждую цель и смысл её существования. Важно обозначить, что без одной цели не может быть другой, все они связаны.

Изначально, компании или предпринимателю важно знать о маркетинговом комплексе, который поможет распродать большое количество товара по максимальной цене. В его понятии лежат 4 маркетинговые инструмента:

1. Цена (price)

2. Продукт (produkt)

3. Продвижение (promotion)

4. Места продажи (place)

Концепция «4Р» помогает фирмам создавать базовую маркетинговую стратегию. Но чтобы покупатель был заинтересован товаром, нужно использовать правильные методы по продвижению и влиянию товара.

Наиболее распространёнными методами являются:

1. Цвет и свет. Чтобы товар выглядел более привлекательно, его определённым образом подсвечивают и делают в таком цвете, который точно зацепит покупателя. Различия психоэмоциональных реакций на различные цвета и легли в основу всей рекламы. Например, синий создаёт чувство надёжности и подходит для банков и крупного бизнеса, а красный - энергичный, его часто используют в продажах.

2. Когнитивная ловушка цены. Это самый распространённый метод в маркетинге. Например, товар за 499 рублей психологически воспринимается дешевле, чем товар за 500 рублей. Т. е. товар с не круглой ценой выглядит более привлекательным и будет раскупаться быстрее.

3. Стадный инстинкт. Главная задача этого метода — убедить потенциального клиента, что вам как продавцу можно доверять исходя из того, что многие отзываются о вас хорошо [4]. В процессе выбора многие изучают отзывы не столько, чтобы узнать полезную для себя информацию, сколько убедится в том, что большинство покупателей остались довольны выбором [5]. Также в рекламе часто используют такие фразы, как: "Продано миллионам покупателям" и "Проверено экспертами",

4. Искусственный дефицит. Суть метода - это упущение скидки, которая здесь и сейчас. Игра на жадности вызывает иллюзию упущенной выгоды и подталкивает человека совершить покупку немедленно [4].

5. Приманка выгоды. Когда на какой-либо товар падает спрос, продавцы используют такие слова, как: "Купи один, второй получи в подарок", "1+1=3". Продавец поднимает цену на товар, что приравнивается к цене двух покупок этого товара и после второй они могут отдать бесплатно, ведь на самом деле вы за него уже заплатили, но выгода всегда будет действовать на человека в большей степени.

7. Продуманное расположение товаров. Продавцам очень выгодно, чтобы вы дольше ходили по магазину. Для этого они ставят ходовые товары, например, молоко, хлеб, масло, в самые дальние углы магазина. Таким образом, покупатель обходит весь магазин и пока идёт до хлеба с маслом, он наберёт всяких прочих товаров себе в корзину.

8. Провокация взгляда. Обычно на товары со скидками устанавливают ценники жёлтого или красного цвета. Жёлтые и красные ценники очень сильно выделяются на фоне белых, поэтому заостряют на себе большое внимание. Также цветные ценники обычно сопровождаются провокационными надписями, такие как «ЛУЧШАЯ ЦЕНА», «ВЫГОДНО», «СКИДКА» и т. д.

На основе методов и психологических феноменов продавец сможет больше расположить к себе покупателя, что очень повлияет на рост продажи продукта.

В ходе изучения психологии маркетинга был проведён опрос среди студентов ГБПОУ НГК, посвящённый тому, как на покупателей действуют методы маркетинга. В нём поучаствовало 115 человек. Благодаря опросу становится понятно, что люди ведутся на уловки маркетологов, но самые популярные методы стали «сдавать свои планки» с первых позиций. Например, цвет и свет часто активно влиял на подсознание человека, что заставляло купить его этот товар, но по результатам опроса мы увидели, что только 1,8% обращает на это внимание. Также производителям стоит задумать над качеством товара, а не над его ценой. Большая часть опрошенных людей подтвердило своим голосованием, что доверяют качеству, а не товару по скидке. А самым действенным методом оказался «Когнитивная ловушка цены». Не такая большая разница в ценниках 999 и 1000 рублей, но «привлекательной» всё-таки считают 999 рублей. Возможно, это не самый прибыльный метод, за то самый действенный.

Литература:

1. Высшая школа экономики: [сайт]. – 2023. – URL: https://marketing.hse.ru/blog/psihologija-marketinga#section3 (дата обращения: 07.04.2024). – Текст: электронный.

2. Кривоногова А. Е.Психология в маркетинге / Кривоногова А. Е. – Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. – 2018. – URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-v-marketinge/viewer (дата обращения: 07.04.2024)

3. Теруков И. С.Теоретические аспекты современных маркетинговых коммуникационных моделей продвижения / Теруков И. С. – Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-sovremennyh-marketingovyh-kommunikatsionnyh-modeley-prodvizheniya/viewer (дата обращения: 07.04.2024).

4. alexbedrin.com: [сайт] – 2020. – URL: https://alexbedrin.com/pochemu-my-vedemsya-na-reklamu-psixologiya-marketinga-v-teorii-i-na-praktike/ (дата обращения 07.04.2024). – Текст: электронный.

5. Высшая школа экономики: [сайт]. – 2023. – URL: https://marketing.hse.ru/blog/psihologija-marketinga/ (дата обращения: 07.04.2024). – Текст: электронный.