Найти тему
Конфуз Петра Великого

«Сатанинское буйство и молитва» Григория Распутина. Что от бога, что от сатаны, а что от человека?

Оглавление

«Как могло в нём соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге тёмное всё же одолело» - из документов Архиерейского собора.

Григорий Распутин в молодости. Источник: www.gordeevtour.ru
Григорий Распутин в молодости. Источник: www.gordeevtour.ru

Дорога из Покровского в Петербург со всеми остановками

В биографии Григория Распутина много белых пятен. Неизвестна, например, точная дата его рождения, ничтожно мало информации о его детстве и юности. Тем не менее, незаурядная личность продолжает привлекать внимание и интерес. В селе Покровском Тюменской области создан частный музей, посвященный сибирскому «старцу». Про него снято несколько фильмов, с Алексеем Петренко, Жераром Депардье, Иваном Охлобыстиным, Владимиром Машковым в главной роли, что уж говорить о многочисленных литературных, научных и околонаучных публикациях. Представим и мы своё видение судьбы Григория Распутина, а точнее, своё объяснение того, как человек, рождённый в бедной глуши и не имевший никакого образования, сумел стать влиятельнейшей фигурой Российской империи на несколько лет и символом «загадочной русской души» навсегда. Для этого проследим не всю биографию нашего героя, да это и невозможно в силу недостатка и противоречивости информации, а только ключевые, поворотные или, как говорят, судьбоносные факты биографии, которые, на наш взгляд, и проложили, вымостили жизненный путь Распутина от калитки отчего дома в тюменском селе Покровское через Зимний дворец до полыньи на Малой Невке. Факты эти назовём «остановками».

Григорий Распутин с детьми в селе Покровское. Источник: ural.kp.ru
Григорий Распутин с детьми в селе Покровское. Источник: ural.kp.ru

«Остановка» первая. Жажда жизни

21 января 1869 года в селе Покровское Тюменского уезда Тобольской губернии у простых крестьян Ефима и Анны Распутиных родился сын, которого нарекли Григорием. До его рождения в семье уже было трое детей, но все они умерли младенцами, потому что родились очень слабенькими. Григорий тоже не отличался сильным здоровьем, но, видимо, родители его старательно оберегали.

Тем не менее мальчик как мог помогал отцу: пас скотину, убирал урожай и участвовал во всех работах, связанных с землей. В четырнадцать лет Григорий сильно заболел, родители не надеялись, что их сын выживет. Но помогла вера мальчика в бога и молитва. Читать он не умел, но тексты всех молитв знал наизусть.

Когда Григорию Распутину исполнилось 18 лет, он отправился в своё первое паломничество - в Верхотурский монастырь что в Пермской губернии.

Можно встретить другую версию событий: с юных лет пил, воровал, слыл конокрадом, часто был бит односельчанами, а когда против него было возбуждено уголовное дело, не дожидаясь развязки пустился в путь, который привёл его в Верхотурский монастырь.

При любом раскладе два факта, думаю, на лицо: жажда жизни (стремление уйти от обречённости на болезнь, смерть, тюрьму) и посещение означенного монастыря.

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. Источник: Яндекс Картинки
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. Источник: Яндекс Картинки

«Остановка» вторая. Духовное потрясение.

Практически во всех биографиях, несмотря на их противоречивость, пребывание Распутина в Верхотурском Свято-Николаевском мужском монастыре оценивается как переломный момент в его жизни. Думаю, тогда он увидел, что люди живут по-разному, что беспросветное существование не является единственным способом существования, осознал, что может взять судьбу в свои руки. А беседы с монахами утвердили его в этой мысли.

Существует легенда, что в Свято-Николаевском монастыре Распутин оказался благодаря отцу Сергию. Будто бы через село Покровское проезжал какой-то важный монах, и Распутин в качестве ямщика взялся довести его до Верхотурья, а монахом тем был отец Сергий (Иван Николаевич Старгородский), возвращавшийся из Японии в Петербург. По дороге Распутин беседовал с батюшкой о спасении души, о судьбах России. Когда позднее Распутин впервые попал в Петербург, отец Сергий был ректором Петербургской духовной академии. Согласно этой версии, вхождение Распутина в высший петербургский свет как раз и случилось благодаря его старому знакомому.

В Верхотурском Свято-Николаевском мужском монастыре Григорий Распутин бывал много раз в течение жизни. К примеру, здесь Распутин искал утешения после внезапной смерти первенца, которая морально надломила молодого отца. Дочь Распутина Матрёна писала: «Дни, когда он брал свою котомку и посох, чтобы отправиться в Верхотурье поклониться мощам св. праведного Симеона — его любимого святого, были счастливейшими его днями». Говорят, что Григорий Ефимович в течение долгого времени жил в Николаевской обители, обучившись там грамоте и письму.

Сам Распутин так описывал результаты своего первого знакомства с Верхотурьем: «Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать дух истины и уврачевал болезнь бессонницы».

Поначалу он думал принять монашеский постриг, но потом отказался от своей затеи. После трёхмесячного паломничества он вернулся домой сильно изменившимся: прекратил пить и курить, перестал есть мясо, как бы заново родился.

Фото сделано в Верхотурском монастыре. Григорий Распутин - крайний справа. Фото: Государственный архив Свердловской области KP.RU
Фото сделано в Верхотурском монастыре. Григорий Распутин - крайний справа. Фото: Государственный архив Свердловской области KP.RU

«Остановка» третья. Имидж-проект.

Итак, благодаря Верхотурскому паломничеству Григорий Распутин нащупал свой путь. Не думаю, чтобы он его прагматично спроектировал на годы вперёд, скорее, он на него встал, а дальше уже пошло как пошло.

Началось с того, что Распутин обустроил в родном селе молельню и стал проповедовать. Временами ему являлись лики святых, в частности, праведника Симеона, и давали ему наставления. Однажды святой явился к нему во сне и сказал: «Григорий! Иди странствуй и спасай людей». Об этом написал бывший иеромонах Илиодор (Труфанов) в своих записках о Распутине, которые красноречиво назвал «Святой чёрт». А вот свидетельство дочери Матрёны: «Однажды отец пахал и вдруг почувствовал, что всегда присутствующий в нём свет разрастается. Он упал на колени. Перед ним было видение: Казанская икона Божией Матери. Только когда видение исчезло, отца пронзила боль. Оказалось, колени его упирались в острые камни, и кровь от порезов текла прямо на землю».

Я думаю, что в этих видениях нет ничего вымышленного или невероятного, случалось такое в истории неоднократно (целое войско Дмитрия Донского видело Богородицу перед Куликовской битвой). Лично я отношу это к особенностям сознания глубоко верующих людей. Для односельчан же это было доказательством праведности проповедника, который не только учил, но и лечил. К 1902 году он стал уже известен как «пророк» и «святой старец», хотя «старцу» на тот момент было всего 33 года. Имидж. Слухи о сибирском знахаре быстро распространились по России, и вскоре к нему потянулись люди с разных уголков страны.

Таким образом, вера, харизма, экстрасенсорные способности Распутина легли на благодатную почву народного невежества и дали всходы в виде известности, разнесённой по долам и весям бескрайней России слухами, как новостной лентой в соцсетях.

Распутин в окружении гостей, девочка в центре - его дочь Матрёна. Источник: kravchinsky.com
Распутин в окружении гостей, девочка в центре - его дочь Матрёна. Источник: kravchinsky.com

«Остановка» четвёртая. Нужное место и нужные люди в нужное время

В 1903 году Григорий Распутин впервые появился в Петербурге, уже имея за плечами славу «божьего человека», наделённого «даром». Среди адептов Распутина оказываются и весьма влиятельные люди, включая представителей церкви. Силами ректора Духовной академии епископа Сергия, а также инспектора Санкт-Петербургской Академии архимандрита Феофана Распутин стал вхож в дом великого князя Николая Николаевича, а через него «святой старец» проник в дома высшей петербургской аристократии и был представлен императорской семье, для которой довольно быстро стал близким человеком.

Чтобы понять причины популярности неграмотного бесноватого мужика в высшем обществе Санкт-Петербурга, нужно учесть, что в начале XX века были чрезвычайны популярны медиумы, спиритические сеансы, эпатаж, сексуальная распущенность («голые вечеринки»). Общество желало чего-то этакого и получило. Распутин в прямом и переносном смысле пришёлся ко двору, влился в мейнстрим.

Ещё до приезда нашего героя в столицу, в Тобольской губернии местные священники сигнализировали в вышестоящие церковные инстанции — «старец» уж слишком странно «исцеляет» приезжающих к нему великосветских дам. Избавление от мирских страстей происходит почему-то в бане, в полуодетом виде, с действиями, которые как-то не очень похожи на усмирение плоти. Подобные методы исцеления Распутин будет практиковать и среди высшего общества Санкт-Петербурга.

Газеты «Казанский телеграф» и «Камско-Волжская Речь» писали о первом приезде Распутина в Казань в 1903 году: «Отец Григорий, находясь в одном из многочисленных казанских публичных домов, расположенных на «Песках», просвещал души женщин и встретил упорное непонимание одной из обитательниц. Обычный посетитель довольствовался бы лишь телом, оставив в покое душу падшей женщины, но не таков был Григорий Ефимович. Сорвав свой пояс, Распутин, бичуя им голую девицу, прогнал бедную проститутку вдоль всей улицы на глазах остолбеневшей публики. В конце концов, женская гордыня была Григорием Ефимовичем укрощена, а душа спасена…»

Под посещение публичных домов, ресторанов с цыганами, уединение с дамами из высшего общества, пьяные дебоши Григорий Распутин подвёл идеологическую основу: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. К слову, знавала я одного протоирея (в студенчестве дружили), который жил, и надо полагать живёт поныне, в соответствии с этой формулой, оправдывая ею своё неудержимое пьянство и общение с окружающими исключительно матерными словами.

Поклонники и поклонницы. Источник: kravchinsky.com
Поклонники и поклонницы. Источник: kravchinsky.com

«Остановка» пятая. Головокружение от успеха

Думаю, Григорий Распутин руководствовался не только оправдывающей его грехи формулой «не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься», но и стремлением дать каждому то, в чём тот нуждался. Дамочкам – острых ощущений, императрице - помощи сыну, императору - семейного покоя, карьеристам – должностей, страждущим – облегчения страданий и доброго совета. Что называется «Вы просите песен, их есть у меня».

В каждом случае Распутин был разным, но всегда отдавался целиком. И вот что я имею в виду. Фёдоров, семейный врач Романовых, вспоминал, как Распутин останавливал кровотечения у царевича: молился несколько часов, так взмок, что спина была мокрая; когда отошёл, в лице не было ни кровинки. «Как врач, - указывал Фёдоров, - я не могу этого объяснить, но как свидетель утверждаю, что так и было».

Известен случай, когда П.А. Столыпин через несколько дней после теракта 1906 года на Аптекарском острове обнаружил Распутина, молящегося у постели своей тяжелораненой дочери. Отметим, что на свои деньги «старец» построил в родном селе церковь (в 1953 г. её разрушили, возведя на этом месте клуб), щедро раздавал милостыню. Помогал он не только единоверцам: нашёл деньги на строительство мечети в селе Дулепино что недалеко от Покровского. Ходатайствовал перед царём за способных еврейских детей, которых из-за «процентной нормы» не принимали в университеты.

Записка Распутина. Источник: ural.kp.ru
Записка Распутина. Источник: ural.kp.ru

В 1911 году министр внутренних дел П.А. Столыпин и обер-прокурор Святейшего Синода С.М. Лукьянов представили императору Николаю Второму обличительный доклад, развенчивающий святость «старца», но реакция последовала прямо противоположная, Распутин ещё больше укрепился в своём положении, а Лукьянова сменил лояльный Б.К. Саблер. В 1912 году попытку повторил председатель Государственной думы М.В. Родзянко, на что получил ответ императора: «Лучше один Распутин, чем десять скандалов в день».

Летом 1914 года, незадолго до начала Первой мировой войны, на Распутина в его родном селе, в которое он заехал после богомолья в Верхотурском монастыре, было совершено покушение. Одновременно с ним в село приехала некая женщина, которая сразу стала добиваться встречи. И когда ей это удалось, она вдруг выхватила нож и ударила им Распутина в живот несколько раз.

Раненый Распутин, 1915 год. Источник: kravchinsky.com
Раненый Распутин, 1915 год. Источник: kravchinsky.com

«Ничего не ожидавший Распутин не успел принять никаких мер защиты. Обливаясь кровью, он повалился на пол. Думали, что Распутин убит, однако, стоны старца показали, что он жив. Тотчас же послали за фельдшером и сообщили полиции. Покушавшаяся, ударив ножом Распутина, пыталась отравиться. Выхватила из кармана пузырек с какой-то жидкостью и хотела выпить. Однако окружающие не дали ей этого сделать. Когда стали допрашивать, кто она и почему хотела убить Распутина, покушавшаяся сказала, что ее зовут Надежда Безносая. Убить Распутина ей приказывала совесть за его скверный образ жизни в отношении женщин», - писали газеты. Выяснилось, что несостоявшуюся убийцу зовут Хионией Гусевой и что приехала она из Царицына. Её в итоге признали невменяемой и отправили в психиатрическую клинику в Томске.

Портрет Григория Распутина. Худ. Е.Клокачёва, 1914. Источник: https: vk.com
Портрет Григория Распутина. Худ. Е.Клокачёва, 1914. Источник: https: vk.com

После выздоровления Распутин пожелал посетить Ставку Верховного главнокомандующего, коим являлся великий князь Николай Николаевич, но получил от него лаконичную телеграмму: «Приезжай – повешу».

Видим, что в обществе росло недовольство Распутиным, но поддержка царской семьи окончательно вскружила ему голову. Пик его влияния пришёлся на 1914-1916 годы. Квартира «старца» превратилась в пристанище шарлатанов, аферистов и тёмных дельцов, искавших через него государственных должностей и заказов, а он, в свою очередь, следуя своему принципу, давал каждому то, что от него ждали.

Думаю, пример Григория Распутина – это тот случай, когда, вырвавшись из грязи в князи, человек не выдержал испытания медными трубами.

Финал истории хорошо известен. 16 декабря 1916 года в особняке князя Феликса Юсупова заговорщики убили Распутина, а тело попытались утопить в Неве. Подельниками Юсупова, последнего представителя богатейшего рода России, женатого на племяннице Николая Второго, были великий князь Дмитрий Павлович – двоюродный брат императора, депутат Государственной думы монархист Владимир Митрофанович Пуришкевич, поручик Сухотин и доктор Лазоверт.

Тело Григория Распутина предали земле в Александровском парке Царского Села на территории строившегося фрейлиной и подругой императрицы Анной Вырубовой храма Серафима Саровского. В марте 1917 года по распоряжению Временного правительства труп Распутина был сожжён в топке парового котла Политехнического института.

В заключении приведу несколько предсказаний Григория Распутина, некоторые из которых сбылись, а некоторые ожидают свой очереди.

Карикатура на Распутина и царскую семью. Источник: kravchinsky.com
Карикатура на Распутина и царскую семью. Источник: kravchinsky.com

Предсказания Григория Распутина

Иеромонах Илиодор (С.М. Туруфанов) отмечал: "Григорий Распутин несомненно имеет пророческий дар или, по меньшей мере, чистейший ум. Он как ветхозаветный пророк, всегда предугадывает события, говорит о вещах с поразительной ясностью, редко кто может утаить в своем сердце что-нибудь от него".

После себя Распутин оставил две книги: «Житие опытного странника» (1907) и «Мои мысли и размышления» (1915), которые являются литературной записью его бесед, поскольку сам он был малограмотным, а также множество пророчеств. Вот некоторые из них:

  • «Покуда я жив, будет жить и династия»…

В декабре 1916 года Распутин был убит, а 2 марта 1917 года российский император Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата Михаила, который вскоре также отрекся, передав решение вопроса о правлении Учредительному собранию.

  • За неделю до убийства Распутин написал и отправил царю завещание: "Дух Григория Ефимовича Распутина... из села Покровского. Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что еще до первого января уйду из жизни. Я хочу русскому народу, папе, русской маме, детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, русский царь, некого опасаться. Оставайся на троне и царствуй. И ты, русский царь, не беспокойся о своих детях. Они еще сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства. Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающих тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т.е. детей и родных, не проживет дольше двух лет. Их убьет русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен заботиться о твоем спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоем избранном роде. Григорий".

Один из участников убийства, князь Феликс Юсупов, был женат на племяннице Николая II, а другой, великий князь Дмитрий Павлович, был двоюродным братом императора. В 1918 году начнётся гражданская война, царская семья будет расстреляна. А вот про «25 лет не будет дворянства» не понятно. Возможно, возвращение в 1943 году воинских погон и званий. А у вас есть предположения?

  • Говорил Николаю II: «Вы побываете, вольно или невольно, на моей родине, но, к сожалению, уже без меня».

Семью Романовых везли в повозке из Тобольска в Тюмень, оттуда поездом в Екатеринбург, к месту расправы. Слова императора, записанные им в дневник 14 апреля 1918 г.: «В с. Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория (Распутина)...»

  • Пророчество о неизвестной болезни: в те времена, когда женщины и мужчины поменяются одеждой, белая чума унесет миллион жизней, но станет предвестником очищения.

Пандемия коронавируса 2020-2023 годы

  • Вот обращённые к Николаю II слова Григория, сказанные им в 1914 г.: «В войну эту ввяжешься - и империю порушишь, и династию погубишь. Я просто нутром чую: война эта последняя для Романовых станет. Не начинай войны. Худо кончится». Узнав из газет о начале войны, он сказал: «Был бы я в Петербурге, на коленях бы приполз к царю и убедил не вступать в войну. Теперь конец России».

Первая мировая война привела к Февральской революции, а та, в свою очередь, к свержению Романовых.

  • Вот ещё одно пророчество Распутина: «Семь плодов будут плодами счастья. Первый плод – это спокойствие духа… потом будут плоды радости жизни, умственного равновесия, телесного здравия, единения с природой, искреннего смирения и жизненной простоты. Все люди смогут откушать этих плодов, но кто не почувствует необходимость откушать их, будет сброшен и не найдёт места на повозке искреннего счастья. В это время человек будет жить не хлебом, а духом. И богатства человеческие будут более не на земле, а на небе».

Что бы оно значило? Делитесь своими мыслями в комментариях.

Благодарю за прочтение. Подписывайтесь. Татьяна.