Найти в Дзене
Старпер

О тяге к геройскому как проявлению любви к Родине

Фото из свободного доступа в интернете
Фото из свободного доступа в интернете

И ты, и я – мы оба живем в России. Рождены матерями, явившимися на свет на той же самой земле. Наша любовь к родине естественна, она определена местом рождения. На входе в жизнь природа загрузила всем нам эту любовь поровну. А дальше каждый культивировал её по-своему. И всё равно: разумно ли сравнивать, кто из нас любит Родину больше, а кто меньше? Сравнение невозможно хотя бы потому, что не существует для этого выверенного мерительного инструмента.

Не сомневаюсь, что найдутся люди, не согласные с моим агностическим подходом. При этом не согласятся по-разному. Для меня среди них важны те, кто привык расставлять всё сущее в согласии с предполагаемым жестким ранжиром. А последний для многих из них неразрывно связан с общественной иерархией. Согласно представлениям этого разряда людей майор всегда свистит лучше, чем ефрейтор.

Чувства у таких граждан также жестко вписаны в привычную им иерархическую икебану. Скажем, если они заметят, что президент Путин прагматичен, я с ними соглашусь. Но им этого покажется мало, они примутся утверждать, что Путин любит Россию. И многие из них, в соответствии со своими представлениями, начнут настаивать на том, что он безусловный чемпион в своей к ней любви. Они полагают, что по данной части он уступает одному Богу. Но тот не участник конкурса и выступает вне зачета. Однако, как бы то ни было, его особая любовь к нашей стране подтверждена многолетними наблюдениями авторитетов отечественного православия.

Итак, я согласился с почитателями Владимира Путина в отношении того, что предмет их обожания прагматичен. Но не менее прагматичны те люди, задача которых состоит в обеспечении чемпиону избирательных кампаний привычное для него положение. Далекие от сантиментов, все свои усилия они сосредоточивают на достижении результата с наивысшей гарантией успеха. Всё остальное – побоку.

Каждый член путинской команды трудится на своем участке не за страх а за совесть, не покладая рук. Все они знают, что за старания им воздастся сторицей. То, что хоккеист под номером 11 всегда делает ставку на командные действия подчиненных, общеизвестно. А верным слугам известно, что для своих он ничего не жалеет.

Не сомневаюсь, что в путинской команде большое внимание отводится мониторингу настроений общества. Вернее будет сказать, что вначале прилагаются большие усилия для достижения максимальной бронебойности государственной пропаганды, а затем тщательно анализируются нюансы реагирования на неё со стороны населения.

При тотальном доминировании в СМИ военной и конфронтационной риторики особое место в звучащих и публикуемых материалах занимает тема преемственности военной истории. Четко прослеживается стремление увязать то, что происходит сейчас, с народным подвигом в той давней войне, названной Отечественной. При этом, в отличие от публицистики тех лет, сейчас мы практически не слышим имен особо отличившихся героев. Если, конечно, это не генералы или медийные люди, ставшие известными ещё до операции, или даже так называемые военкоры.

Почему-то не бросается в глаза желание подверстать сущность ныне происходящего к афганской кампании нашего государства. А почему? Не потому ли, что, в отличие от Отечественной афганская война не увенчалась победой? Или потому, что заставляет вспомнить о том, что она длилась 10 лет?

Между тем, последняя начиналась точно так же, как нынешняя невойна – со вступления на территорию суверенного государства. В той, как и сейчас, наша армия увязла в боевых действиях без какой-либо заметной динамики их развития. Единственно, надо отметить огромную разницу в потерях наших войск тогда и сейчас. Но нынешние потери замалчиваются и умело скрываются.

Между тем, пропаганда тоже осваивает уроки прошлого. Во времена Афгана имела место определенная вспышка патриотизма, но по-настоящему большого развития среди населения она не получила. На этот раз подготовка к предстоящим событиям начиналась пропагандой заблаговременно и развивалась весьма интенсивно. Мне кажется, что армия российских пропагандистов, большей своей частью тыловая, может смело поставить себе в заслугу достигнутое ею до начала путинской операции и в процессе её ведения.

Для подобной оценки хватило бы одних личных наблюдений. Недавно мне позвонила двоюродная сестра, живущая в другом городе. Обычно телефонных разговоров между собой мы не ведем да и виделись в последний раз достаточно давно, так что мне стало интересно, чем вызван её звонок. Оказалось, что она хотела получить копии имеющихся у меня фотографий нашего общего с ней деда, а заодно надеялась узнать от меня что-то о его военной службе. Наш дед был георгиевским кавалером, и она почему-то решила, что в моем детстве он мне рассказывал о своем прошлом.

Сестра моложе меня всего лишь на год, и в разговоре я поинтересовался, чем она занимает своё свободное пенсионерское время.

- Какое свободное! - возразила она. – У меня всё время занято.

- Чем же это занято? – поинтересовался я. – А мы сети вяжем…, - прозвучал её гордый ответ.

К этим сетям ею было что-то ещё добавлено о помощи «ребятам», но я и так понял, что речь шла о сетях совсем не рыболовных. При этом сестра моя живет в поморских местах, и в другое время первой на ум пришла бы мысль о рыболовной снасти. Но нынешнее время не то «другое», а другое по-другому.

Неожиданностью для сестры оказались мои слова, что, мол, раз государство послало «ребят» на бойню, то пусть оно само и вяжет. Она предпочла сразу же уйти от этой темы, а я для себя отметил неслучайность всплывшего в людях запроса на подвиги их родных.

Или другой пример. В поздравлении ко Дню Победы, полученном мной от одной из племянниц, та написала, что все наши предки герои. Герои? Мне никогда бы не пришло на ум считать своего отца, а её деда, военным героем. Главное, что он сделал в своей жизни для страны, связано с его нерядовым трудом.

Другое дело - мой дядя, погибший под Сталинградом. Однако никому в нашей семье не были известны раньше и не известны сейчас подробности его гибели. Мы не можем судить о сколько-нибудь героическом её характере. Знаем только через двоюродного брата, ездившего в те места, что дядя вместе со всей своей противотанковой батареей погиб в случившемся там жестоком бою. Для меня и моей памяти достаточно того, что человек исполнил свой мужской долг по защите Родины и отдал за неё жизнь. А вот у племянницы я ощущаю установку на героизм.

Само по себе почитание предков дело хорошее и правильное. Коробит меня лишь то, что нынешняя волна поднята внутри народа с чисто утилитарной целью подпитать творимое безобразие духовным зарядом прошлого. Налицо чисто шулерская подтасовка. Но не все это видят.

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2095 ДНЕЙ. ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА"