Найти тему
Old school dude

Величайшие рок-альбомы 1974 года. Часть-2

Оглавление

Продолжим обзор альбомов, вышедших в 1974 году, которые по праву относят к коллекции «золотой эпохи рока». У каждого из них найдётся великое множество почитателей, часть из них оставила неизгладимый след в жизни тех поколений до такой степени, что их боготворят и поныне. Симптоматично, как много исполнителей отметилось выпуском одного-двух альбомов. Безусловно, не все придерживаются единодушных комплементарных оценок, уверен, что ряд слушателей не приняли какие-то релизы. И это нормально, поскольку все мы – разные, и случается, что какая-то музыка просто не находит у вас отклика. Как бы то ни было, поговорить об этом стоит.

Предыдущий обзор находится здесь:

Это был период, когда запредельное количество рок-пластинок переросло в превосходное качество. Я продолжу ранжировать вышедшие в этот год релизы по дате их появления на свет.

Electric Light Orchestra «Eldorado». Фото из открытых источников
Electric Light Orchestra «Eldorado». Фото из открытых источников

Bad Company «Bad Company», лейблы «Island» и «Swan Song»

Английская супергруппа Bad Company была образована в Олбери певцом Полом Роджерсом, барабанщиком Саймоном Кирком (оба из Free), гитаристом Миком Ральфсом (Mott the Hoople) и басистом Бозом Барреллом (King Crimson). Их принялся опекать менеджер Led Zeppelin Питер Грант. Музыкальный стиль группы основывался на сочетании хард-рока и блюз-рока.

Подписав группу на свой лейбл «Swan Song», Грант дал Bad Company две недели на запись их дебюта во время перерыва в графике Zeppelin. В ноябре 1973 года новоявленный коллектив, расположившись в Хедли-Грейндж, Хэмпшир, воспользовался этой возможностью и записал на мобильной студии Ронни Лейна свой дебютный одноимённый альбом, состоявший из двенадцати восхитительных треков, которые могли быть фоном чему угодно – от драки до актов любви. Особенно подкупало, что музыканты обошлись только собственным материалом. Выпущенные синглами «Can't Get Enough» и «Movin' On» заняли соответственно 5-е и 19-е места в «Billboard Hot 100». Все альбомные композиции и по сей день остаются в сет-листах рок-радиостанций.

«Bad Company» вышел в свет 24 мая и оказался на редкость успешным: 1-е место в «Billboard 200» США и 3-е в «UK Albums Chart», причём в британских чартах он пребывал целых 25 недель. Альбом был пятикратно сертифицирован как «платиновый» в США и стал 46-м среди самых продаваемых альбомов 70-х годов. Он был включен в книгу «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умрёте». В 2000 году «Bad Company» занял 323-е место в списке «1000 лучших альбомов всех времён» Колина Ларкина.

David Bowie «Diamond Dogs», лейбл «RCA»

«Diamond Dogs» был первым альбомом Дэвида Боуи с 1969 года, на котором не было кого-либо из состава группы The Spiders from Mars, кроме пианиста Майка Гарсона. В виду этого Боуи взял на себя большую часть гитарных обязанностей (за что и получил от критиков по полной), а также партии саксофона, муга и меллотрона. Лонгплей представлял собой коллекцию фрагментов из нескольких мертворожденных проектов, включая мюзикл о Зигги Стардасте, сценарий «Оливера Твиста» Уильяма С. Берроуза и самую грандиозную неудавшуюся мечту Дэвида – мюзикл по мотивам романа Джорджа Оруэлла «1984», которым он бредил весь 1973 год.

Релиз, спродюсированный самим музыкантом, стал лебединой песней глэмового стиля Боуи – шагом, который определил его всю дальнейшую карьеру. После его выхода 24 мая Боуи описывал «Diamond Dogs» как «очень политизированный альбом. Мой протест… Здесь меня больше, чем во всём, что я делал до сих пор». Как и в случае с некоторыми песнями одной из предыдущих работ, «Aladdin Sane», было весьма заметно влияние группы The Rolling Stones, особенно на титульном треке.

Однако диск содержал и материал, на котором Дэвид шагнул ещё дальше от своих предыдущих релизов, явив соул, фанк и арт-рок. В результате получился изолированный и частично оборванный сборник, который в одинаковой степени разделил как критиков, так и почитателей. Однако, со временем он стал № 1 в Великобритании и Канаде, и № 5 в США. «Diamond Dogs» следует помнить не только как один из последних великих полноформатников эпохи глэм-рока, но и как работу, которой каким-то непостижимым образом удаётся гармонично раскадровать грубый концептуальный сюрреализм Боуи, одновременно расширяя его звучание.

UFO «Phenomenon», лейбл «Chrysalis»

Третий студийный альбом британской рок-группы UFO, был выпущен в мае, став дебютом группы на мейджор-лейбле «Chrysalis Records» и первым альбомом, выпущенным в США. После того, как ушёл гитарист Мик Болтон, группа долго не могла найти ему подходящую замену. Некоторое время с ней играли Ларри Уоллис из Pink Fairies, потом Берни Марсден из Skinny Cat. Наконец, летом 1973-го членом UFO, по воле случая, стал бывший гитарист Scorpions – Михаэль Шенкер. Марсден забыл свой паспорт, и не смог вылететь на гастроли в Германию, где его и заменил 18-летний на тот момент Шенкер: сначала на время гастролей, а потом постоянно.

Записанный с ним альбом «Phenomenon» заметно отличался от их предыдущих работ. Продюсером пластинки выступил бас-гитарист Ten Years After Лео Лайонс. Аудиофилы к своему удовольствию обнаружили невероятно чистое и одновременно мощное и жёсткое звучание с яркими запоминающимися гитарными соло юного шестиструнного виртуоза и брутальным вокалом Фила Могга. Они же на пару написали весь материал для альбома. Только «Built for Comfort» была кавер-версией Вилли Диксона. Если раньше UFO были горазды выдать какие-то космические, немного блюзовые вещи, более характерные для паб-рока, то здесь, на «Phenomenon», разродились чистокровными хард-роком и хэви-метал.

Гитарные краски Шенкера очень помогли проявляться утаённому прежде мелодизму, превращая некоторые из песен в потенциальные хиты. Послушайте «Doctor, Doctor», «Rock Bottom» или «Queen of the Deep». Можете ли вы представить, чтобы эти песни были почти так же хороши, если бы не игра на гитаре? Особенно примечательна в этом плане романтичная пьеса «Lipstick Traces», на которой Михаэль помимо электрогитары задействовал и акустику. Ещё любой поклонник отличных басовых партий должен обратить внимание на этот альбом только ради игры Пита Уэя на басу.

К сожалению, ни «Phenomenon», ни синглы с него не имели успеха в чартах. Зато уже в нашем веке переиздание 2019 года дошло до 36 позиции в «UK Rock & Metal Albums».

Grateful Dead «From the Mars Hotel», лейбл «Grateful Dead Records»

Седьмой студийный альбом Grateful Dead был в основном записан в апреле и первоначально выпущен 27 июня. «From the Mars Hotel» вышел менее чем через год после «Wake of the Flood» и стал последним перед бессрочным перерывом в концертных турах группы. Ребята сами спродюсировали альбом вместе с инженером Роем Сигалом. Это был второй релиз группы на их собственном лейбле «Grateful Dead Records». По почти единодушной оценке обозревателей он был «ярче и быстрее, чем «Wake of the Flood», с почти таким же количеством запоминающихся мелодий, как «American Beauty»».

Большинство из песенного материала снова было написано ведущим гитаристом Джерри Гарсией и автором текстов Робертом Хантером, и вокал на них принадлежал Гарсии. Однако «Pride of Cucamonga» и «Unbroken Chain» были спеты и написаны басистом Филом Лешем при содействии поэта Бобби Петерсена. Это был единственный раз, когда Леш спел две песни на студийном альбоме группы до 1985 года. Джон Макфи из Clover сыграл на педальной стальной гитаре в «Pride of Cucamonga», все остальные гитарные партии – всецело заслуга Джерри Гарсии. Помимо этого, общий саунд дополнен синтезаторными звуками в исполнении Неда Лагина.

«From the Mars Hotel» в целом наполнен множеством довольно причудливых номеров. Рутс-рок, построенный на пентатонике, переходящий временами в психоделию, слушается легко и «по кайфу». Традиционно возымев культовый статус у фанов, пластинка дошла в списке «Billboard Pop Albums» до 16-й позиции. Она заняла 556-е место в третьем издании «1000 лучших альбомов всех времён» Колина Ларкина.

Eric Clapton «461 Ocean Boulevard», лейбл «RSO»

Второй студийный альбом в карьере Эрика Клэптона, начавшейся после завершения проекта Derek and the Dominos, был выпущен в июле. Этот альбом вышел спустя почти четыре года после его дебютного сольника, главным образом, из-за проблем, вызванных известной «белой» зависимостью Клэптона. Преодолев свою беду, музыкант понял, что потратил впустую последние три года своей жизни, не делая ничего, кроме как просматривая телеэфир. Постепенно приходя в себя, он начал слушать много новой музыки и старых блюзовых пластинок, а после снова начал играть, сочиняя песни из простых идей.

Когда он вошел в студию в Майами, увековеченную в названии его альбома-возвращения, у Эрика Клэптона было написано всего три песни. Несмотря, а может быть, именно благодаря этому, «461 Ocean Boulevard», вышедший в июле, превратился в одну из лучших его пластинок, в которой гитарист с одинаковым апломбом воплотил регги («I Shot The Sheriff»), фанк-блюз («Steady Rollin' Man») и рефлексивный рок («Let It»).

Клэптон отмечал, что его концепция нового альбома сработает только тогда, когда между музыкантами возникнет химия. Среди приглашённых сессионщиков были Алби Галутен и Дик Симс на клавишных, Джейми Олдакери и Аль Джексон (младший) на ударных, Карл Рэдл на бас-гитаре. Эрик также нанял вокалистку Ивонн Эллиман и гитариста Джорджа Терри в качестве постоянных участников своей группы. Том Дауд выступил продюсером, а звукоинженерами – Рон Фокус, Энди Найт и Карл Ричардсон.

Альбом возглавил различные международные чарты и разошёлся тиражом более двух миллионов копий. Кавер-версия композиции Боба Марли «I Shot the Sheriff», выпущенная в виде сингла незадолго до выхода «461 Ocean Boulevard», заняла первое место в списке «Billboard Hot 100».

Журнал «Rolling Stone» поместил альбом на 411-е место в своем списке «500 величайших альбомов всех времён» за 2012 год, отметив, что Клэптон «вернулся от своей зависимости в мир с диском мягких, упругих грувов», что «отдаёт дань уважения Роберту Джонсону и Элмору Джеймсу». «461 Ocean Boulevard» включён в книгу Роберта Димери «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умрёте».

Robert Wyatt «Rock Bottom», лейбл «Virgin»

Это был второй сольный альбом британского музыканта Роберта Уайетта и первый после его ухода из Soft Machine. Материал для него был в основном написан на острове Джудекка в Венеции промозглыми зимними вечерами, в то время, когда его невеста, поэтесса Альфреда Бенге, пропадала на съёмочной площадке хоррора «А теперь не смотри» Николаса Роуга в качестве помощника редактора. Уайетт сидел за электроорганом, который, по его словам, обладал характерным, переливающимся, подобно воде, тембром, и изливал в музыку обуревавшие его чувства. Композиции предназначались для записи с группой Matching Mole.

Подготовка альбома была прервана несчастным случаем в ночь на 1 июня 1973 года. Во время шумной вечеринки в Вейл-Корт, в Лондоне, пьяный Уайетт выпал из окна туалета на четвёртом этаже и был парализован ниже пояса. С тех пор он передвигается в инвалидном кресле. Позже он назвал это событие началом своей зрелости и в больнице продолжил работу над песнями, которые впоследствии и войдут в альбом «Rock Bottom».

«Я просто почувствовал облегчение от того, что могу что-то делать, сидя в инвалидном кресле. Во всяком случае, то, что я был парализован, помогло мне с музыкой, потому что пребывание в больнице дало мне возможность мечтать и по-настоящему обдумывать музыку».

Уже через шесть месяцев он вернулся к работе в студии звукозаписи. Часть альбома была записана на ферме в Уилтшире, куда друзья привезли «звукозаписывающий» фургон, припарковав его прямо в поле позади дома. Остальная часть альбома была записана в студии «Virgin's Manor» в Шиптон-он-Черуэлл и на студии «CBS» в Лондоне. К записи Роберт привлёк звёздных музыкантов «Кентерберийской сцены»: Айвора Катлера (вокал), Хью Хоппера (бас-гитара), Ричарда Синклера (бас-гитара), Лори Аллана (ударные), Майка Олдфилда (гитара), Фреда Фрита (скрипка, альт), Гари Уиндо (бас-кларнет, тенор-саксофон) и Монгези Феза (труба). Альбом был спродюсирован барабанщиком Pink Floyd Ником Мейсоном. Использовались и игры с плёнками, и джазово-авангардные звуки, и гипнотические дроны.

«Rock Bottom», созданный на основе массового инструментального братства как полный поток сознания, расцветающий из постепенно меняющегося калейдоскопа угасающих эмоциональных эпизодов, представляет собой необычайное сочетание цельных, неоднозначных душевных состояний, пропитанных всепоглощающим чувством личной трагедии. Ему удается быть наивным и утончённым одновременно. Присутствует ощущение сломанного мира вместе с образами и ощущениями воды во всех видах.

Кроме того, он транслирует чувство бессилия и одиночества внутри всепоглощающего призрака космоса и достигает сложности слоев и метафизических качеств, расширяясь до духовного восхождения, которое становится всё более дезориентированным, сбитым с толку и бессмысленным. Чем дальше, тем более глубокими становятся эмоции, слова обретают из бессмыслицы новые смыслы, мимо проплывают флуоресцентные нити мелодии, и вы все время будете задаваться вопросом: является ли Уайетт гениальным авангардистом или просто «не в себе».

«Rock Bottom» был выпущен 26 июля и, не смотря на свой некоммерческий характер, продавался лучше, чем ожидалось, получив признание критиков. В чарте «Billboard FM Action», измеряющем трансляцию пластинок на радиостанциях «прогрессивного рока», он достиг 13-й позиции. Сегодня этот шедевр признаётся как один из лучших альбомов арт-рока. Журнал «Pitchfork» назвал его в 1998-м «лучшим альбомом 70-х годов». Согласно опросу сайта Progarchives.com, по состоянию на март 2013 года он возглавляет список «лучших альбомов «Кентерберийской сцены»». В 2015 году журнал «New Musical Express» поставил «Rock Bottom» на 358-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён».

Bachman-Turner Overdrive «Not Fragile», лейбл «Mercury»

Третий студийник канадской рок-группы Bachman-Turner Overdrive (BTO), выпущенный в августе, стал самым популярным альбомом группы. «Not Fragile» знаменует собой дебют гитариста Блэра Торнтона, который, в отличие от своего предшественника Тима Бахмана, указан на обложке альбома как «вторая соло-гитара». Работа Торнтона на двух гитарах с Рэнди Бахманом стала характерной чертой многих песен. Ещё «Not Fragile» содержит единственный инструментальный трек в дискографии BTO – композицию Блэра Торнтона под названием «Free Wheelin'».

Удивительно, но название пластинки было придумано как ответ на успешный альбом Yes «Fragile», выпущенный тремя годами ранее. «Это не был слэм против Yes, – объяснил лидер BTO Рэнди Бахман, – но наша музыка была полной противоположностью их музыке – прямолинейная, бьющая по голове гитарными ударами».

«Yes выпустили альбом под названием «Fragile», и на обложке у них был изображен мир, распадающийся на части, и Фред (Тернер) сказал: «Что ж, я хочу назвать этот альбом «Not Fragile» и показать, что он не хрупкий». Мы были похожи на парней из соседнего дома, которые играли обычный рок-н-ролл. Возможно, люди просто хотели повеселиться, и это была хорошая музыка для танцевальных вечеринок».

В одной из рецензий тех лет написали: «Представьте Black Sabbath без инструментального динамизма и лирического видения; представьте Led Zeppelin без пиротехники: вот вам и Bachman-Turner Overdrive – рок-группа с наименьшим общим знаменателем, которая добилась огромного коммерческого успеха в стилистическом подвешенном состоянии между хэви-метал и арена-роком».

Действительно, хотя ничто на «Not Fragile» не бросало вызов и не удивляло новизной, это был один из лучших релизов в стиле арена-рок той эпохи, обладающий всеми признаками, которые делают его классическим альбомом в этом жанре. Впечатляющая игра Рэнди на гитаре и типичный для него неистовый вокал великолепно дополняют общее впечатление от пластинки, так же как и хрустящие ритм-гитары. «Roll On Down the Highway» и «You Ain't Seen Nothing Yet» стали хит-синглами, последний из которых в ноябре занял 1-е место в чартах Канады и США.

Сам «Not Fragile» получил статус «трижды платинового» и возглавил американский чарт «Billboard 200», а также канадский, став при этом 2-м в Австралии и 12-м в Великобритании. Рэнди Бахман назвал диск «главным достижением» группы, заявив: «Именно благодаря «Not Fragile» у нас всё сложилось воедино. Этим альбомом мы покорили рок-аудиторию, ориентированную на альбомы, а также аудиторию, интересующуюся синглами». Это был безусловный успех, и Bachman-Turner Overdrive заслуженно ворвались в высшую лигу северо-американского хард-рока того времени.

Judas Priest «Rocka Rolla», лейбл «Gull Records»

Признаться, питаю слабость к этой дебютной работе «Пристов», возможно, самому недооцененному их студийному альбому. Это позже «Короли хэви-метал» сформируют эстетику жанра, вытащив её из блюза, а на этой пластинке будут как раз таки выдавать тяжёлый блюз-рок, хард и психоделию в её переходной к прогрессиву форме. Что и делает стиль альбома практически неузнаваемым по сравнению с более поздними альбомами Judas Priest. Хотя в «Rocka Rolla» уже присутствуют двойные гитары, а «Run of the Mill» – первая песня, которая была явно разработана для вокального диапазона Хэлфорда, а не Аткинса.

Чувствуется, что Judas Priest ещё не нашли «своё» звучание. Все фрагменты здесь – они просто бурлят под поверхностью. Если вы обнаружите, что временами это похоже на ранних Budgie и Black Sabbath, не стоит сильно вздымать брови от удивления. Сему есть простое объяснение: пластинку продюсировал Роджер Бэйн, который сделал себе имя как продюсер первых трёх альбомов Black Sabbath и Budgie. Железной рукой он направлял музыкантов, существенно сдерживая гитарист Гленна Типтона, только что присоединившегося к группе, когда начались сессии «Rocka Rolla». Его взяли в команду, когда посчитали, что второй гитарист усилит звучание «Пристов» по аналогии с популярным в то время составом Status Quo с двумя гитарами.

Несколько песен на альбоме были написаны предыдущим фронтменом группы Элом Аткинсом, и это единственный альбом с барабанщиком Джоном Хинчем. Композиции «Winter», «Deep Freeze» и «Winter Retreat» образуют сюиту, но перечислены как отдельные треки.

Альбом был выпущен 6 сентября и разошёлся тиражом всего в несколько тысяч копий. Из-за того, что он провалился, группа оказалась в очень тяжелом финансовом положении, как и их лейбл «Gull Records». Когда они будут записывать следующую пластинку в лондонской «Morgan Studious», их положение будет просто удручающим. Как это описал К. К. Даунинг: «Мы сидели в самой известной студии – рядом всякие там Black Sabbath и UFO, а мы живём на хлебе и воде». Люди, не жалейте денег на достойную музыку!

Hawkwind «Hall of the Mountain Grill», лейбл «United Artists»

Четвёртый студийник Hawkwind, записанный в январе-мае 1974 года в Лондоне, был выпущен 6 сентября. Многие критики считают его лучшим в их карьере. За время, прошедшее между выходом «Doremi Fasol Latido» и этим альбомом, группу покинул вокалист и автор некоторых текстов Роберт Калверт, плюс игравшего на синтезаторе Дика Мика сменил блестяще талантливый скрипач и клавишник Саймон Хаус. Именно от него исходило основное влияние на более утончённую атмосферу вселенной альбома.

Такая структура состава помогла им развить звучание «Doremi», не меняя стиль чрезмерно, но это Hawkwind, и перемены были. По сравнению с более ранними работами, композиции на «Hall of the Mountain Grill» короче и более связные. Музыка звучит мрачнее и тяжелее, с меньшим количеством случайных джемов. И ещё в ней гораздо меньше синтезаторного звучания. Это не значит, что клавишные кудесники халтурят, и вы по-прежнему можете слышать, как они снова и снова загораются в полную силу. Но время от времени они с радостью отступают на второй план, уступая место грохочущему басу Лемми и гитарам Брока. А когда в дополнение к электро-скрипке Хауса вступают саксофон, гобой и флейта Ника Тернера, то приходит понимание, что группа была не чужда модным на тот момент веяниям прогрессив-рока.

Название альбома, хотя и имеет отношение к ныне несуществующему кафе «The Mountain Grill» на Портобелло-роуд, куда в начале 70-х годов часто наведывались участники группы, было ещё и аллюзией к композиции Эдварда Грига «In the Hall of the Mountain King». После выпуска «Hall of the Mountain Grill» достиг 16-го места в альбомных чартах Великобритании и 110-го места в США.

Electric Light Orchestra «Eldorado», лейблы «Warner Bros.» и «United Artists»

Один из моих любимых альбомов, «Eldorado» был первой концептуальной работой Electric Light Orchestra. Лидер группы, Джефф Линн, задумал сюжетную линию еще до того, как написал музыку. Альбом повествует о персонаже, похожем на Уолтера Митти, который путешествует по фантастическим мирам с помощью снов, чтобы уйти от своей обыденной реальности. В виду этого обложку альбома стилизовали под «Волшебника страны Оз»: на ней изображены туфельки Дороти и руки Злой Колдуньи, намеревающейся снять их с её ножек.

Линн начал писать альбом в ответ на критику со стороны своего отца, любителя классической музыки, который заявил, что в репертуаре группы его сына «нет мелодий». «Нет мелодий», – возмутился Джефф, «я выдам альбом, с мелодизмом, достойным Битлз». «Eldorado» в некотором смысле действительно напоминает битловский «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band». Не то чтобы он мог иметь такое же влияние или быть столь же самобытным, но он опирался на такое множество богато мелодичных и разнообразных музыкальных традиций и заставлял всё это работать в рок-контексте, что действительно напоминал классику The Beatles. Влияние самих «Битлов» особенно заметно в «Mister Kingdom», которая в какой-то степени напоминает песню «Across the Universe».

Отмечу, что Джефф Линн на этом альбоме, создававшемся с февраля по август, нашёл, наконец, то звучание, о котором мечтал со времени основания группы. Здесь действительно довольно много симфо-рока, Джефф даже называл этот релиз «симфонией». Во время сессий он нанял оркестр, которым управлял Луи Кларк. Последний помог Линну и клавишнику Ричарду Тэнди с аранжировками. Если на предыдущих альбомах часть группы (Майк Эдвардс, Мик Камински и Хью Макдауэлл) играли на струнных инструментах, используя многодорожечное наложение, то теперь эта секция за счёт приглашённых оркестрантов значительно расширилась. Сам Линн помимо всех вокальных и гитарных партий отметился ещё на басу и «Муге».

Альбом после выхода в сентябре получил «золотой» статус «RIAA» и дотянулся до 16-го места в «US Billboard 200». В Канаде он был сертифицирован как «платиновый», а вот в родной Великобритании его проигнорировали, как и синглы. Зато «Can't Get It Out of My Head» имела успех в США – № 9 в «Billboard Hot 100». В нашем веке «Eldorado» занял 43-е место в списке «50 величайших прог-рок-альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone».

Sparks «Propaganda», лейбл «Island Records»

После того, как группа Рона и Рассела Маэлов выпустила в мае 1974 года свой третий сенсационный альбом « Kimono My House», эта пластинка, получившая «золотой» сертификат и изменившая правила игры, получила признание мейнстрима, а её успех оказал на Sparks дополнительное давление, заставив их выпустить уже через несколько месяцев альбом «Propaganda», сделанный в том же ключе.

Несмотря на всеобщее восхищение, ранней осенью 1974 года Sparks пришлось решать проблемы. Во-первых, им пришлось пережить кадровые перестановки. Братья Маэл решили сохранить за собой барабанщика Нормана «Динки» Даймонда и гитариста Эдриана Фишера из состава времён «Kimono My House», но они пригласили нового басиста Иэна Хэмптона на замену уходящему Мартину Гордону, а также второго гитариста – Тревора Уайта. Что ещё более важно, у них не осталось песен с тех сессий, что вынудило главного композитора Рона Маэла заняться интенсивным сочинительством. Маэл был готов:

«Я помню, как бренчал на гитаре или сидел за пианино и просто придумывал все эти песни. Мы были так воодушевлены реакцией на «Kimono My House», что творческий потенциал просто зашкаливал».

В текстах Маэл не столько стремился шокировать слушателя или высмеять пороки общества, сколько предъявил галерею мужчин на грани нервного срыва, часто противопоставляемых авторитарным женщинам, на фоне «ужасно неверных представлений о любви».

Снова записанная в лондонской «Air Studios» под руководством продюсера Маффа Уинвуда, пластинка отличалась высоким качеством звучания. Квинтэссенция глэм-рокового саунда Sparks снова восторжествовала в таких песнях, как «Thanks But No Thanks», «Don't Leave Me Alone with He» и мускулистой «At Home, At Work, At Play». Но в трек-листе альбома были и более необычные композиции, такие как «Who Don't Leave Me», «Who Don’t Like Kids» и «гимн с размахиванием шарфов» «Reinforcements» – эдакой помеси 10cc и пауэр-попа. А «Bon Voyage» так и вовсе предстал мини-оперой, сродни Queen.

На обложке «Propaganda» запечатлены связанные братья Маэл с кляпом во рту, под вывеской «Добро пожаловать на борт», изображение было сделано фотографом Монти Коулзом. Альбом вышел в сентябре в Великобритании и в ноябре – в США, где имел умеренный успех – № 63 в «Billboard 200». Зато в Британии он достиг 9-го места.

John Lennon «Walls and Bridges», лейбл «Apple Records»

Пятый сольник Джона Леннона был выпущен 26 сентября во время 18-месячной разлуки с Йоко Оно, так называемого «потерянного уик-энда». «Walls and Bridges» был последним альбомом Леннона с оригинальным материалом до выхода «Double Fantasy» в 1980-м, хотя на конец 1975-го планировалось выпустить следующий альбом под названием «Between the Lines». Диск содержал двенадцать композиций, выделявшихся разнообразием музыкальных стилей: поп-рок, рок-н-роллы и ритм-энд-блюзы. Тематика песен частично была посвящена Йоко Оно и Мэй Пэнг, с которой Джон и был эти 18 месяцев.

Уже в июне 1974 года на нью-йоркской студии «Record Plant East» Леннон начал репетировать новый материал со студийными музыкантами, в состав которых входили Джим Келтнер на барабанах, Клаус Ворманн на басу, Джесси Эд Дэвис на гитаре и Артур Дженкинс на перкуссии. Основные участники были представлены на альбоме как Plastic Ono Nuclear Band. Поучаствовали в сессиях и старые приятели: Ники Хопкинс на фортепиано, Кен Ашер на клавишных, Гарри Нилссон – бэк-вокал, ещё была привлечена группа духовиков Little Big Horns. Одиннадцатилетний сын Джона Джулиан Леннон постучал на барабанах в «Ya Ya», а Элтон Джон сыграл на органе в «Surprise, Surprise (Sweet Bird of Paradox)» и фортепиано в «Whatever Gets you thru the Night», ещё и спев на ней с Ленноном.

Музыканты за короткое время разработали свои собственные аранжировки, и запись продвигалась быстро. Сам Леннон выступил продюсером, причём со слов саксофониста Рона Апреа:

«Он просто сидел за пультом и позволял нам самим сочинять партии. Если ему нравилось, что мы играли, он давал нам знать... Если бы мы думали, что сможем сделать это лучше, он бы сказал: «Дерзайте»».

Инженер Джимми Айовайн, принимавший участие в записи, сказал, что эти сессии были «самыми профессиональными из всех, на которых я когда-либо участвовал... Джон знал, чего он хочет, он знал, как добиться того, к чему стремился, он гнался за хайпом, и он знал, как этого добиться... У его сольных композиций было невероятное звучание. И у него действительно было свое собственное звучание».

На «Стены и мосты» последовала неоднозначная реакция со стороны музыкальных критиков, хотя Леннон все же получил самые положительные отзывы со времен «Imagine». Характеризуя Джона как «самого интересного бывшего участника Битлз», полагали, что альбом немного пострадал от «его дезориентации и потери убеждённости». Тем ни менее, он стал релизом номер один в американском и канадском рейтингах, и № 6 в Великобритании. А два сингла с него – «Whatever Gets You thru the Night» и «#9 Dream» – стали хитами. Первый из них был для Леннона (как сольного исполнителя) первым № 1 в США и единственным синглом, занявшим одновременно первое место в чартах США и Великобритании при жизни музыканта.

King Crimson «Red», лейбл «Island»

«Red» – особенная пластинка. Группа сокращается до трио в составе Роберта Фриппа, Джона Уэттона и Билла Бруфорда , хотя скрипач Дэвид Кросс по-прежнему участвовал в записи, но теперь уже в качестве приглашённого музыканта. Это был последний альбом King Crimson 70-х годов, выпущенный после того, как Роберт Фрипп уже распустил группу, и, что более важно, он сочетает в себе почти все сильные стороны «Малинового Короля», напоминая даже об их раннем дебюте.

Это стало возможным благодаря возвращению в качестве сессионщиков первых участников группы, в частности Иэна Макдональда и Мела Коллинза. В этом же качестве предстали корнетист Марк Чариг и гобоист Робин Миллер. Это объединило все ранее использовавшиеся инструменты, такие как саксофоны и деревянные духовые, с мрачной, даже порой кошмарной атмосферой более поздних времён, что сделало «Red» альбомом, который по-своему итожил всё творчество группы в 70-е. Как писали обозреватели:

«Альбом звучит как миниатюрное отображение английского тяжёлого рока, насыщенное прекрасными барабанами и сглаженное вокальными партиями Уэттона, немилосердно обструганными и отполированными чем-то вроде ушного воска… Как хотелось бы, чтобы Уэттона и Бруфорда дополняло что-нибудь менее рассудочное и манерное, чем игра Роберта Фриппа. «Red» со всей очевидностью показывает, что музыканты переросли представление своего лидера о них. Может быть, поэтому King Crimson и распались».

«Red» был записан на лондонской «Olympic Studios» в июле-августе и спродюсирован самой группой. Плотное звучание было достигнуто многочисленными гитарными наложениями и грамотным использованием приглашённых музыкантов. Всего пластинка насчитывает 5 треков, а 12-минутная закрывашка «Starless» – одна из самых длинных композиций в истории группы, причём она была изначально написана для предыдущего альбома «Starless and Bible Black», но в него так и не вошла. Композиция «Providence» была свободной импровизацией, записанной на концерте 30 июня в «Palace Theater» в Провиденсе.

Появившись на прилавках 1 октября, альбом на недельку заглянул на 45-е место в британском чарте «UK Albums», в то время как в Штатах он был № 66. В 2001 году журнал «Q» назвал «Red» одним из «50 самых тяжёлых альбомов всех времен», а «Pitchfork» поставил его на 72-е место в списке «100 лучших альбомов 70-х», заявив, что «для группы, которая вот-вот распадётся, музыка King Crimson звучит удивительно единодушно». Журнал «Rolling Stone» поставил альбом на 15-е место в своем списке «50 лучших прогрессив-рок-альбомов всех времён».

Продолжение здесь:

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии! Репост приветствуется!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода: