И в третий раз закинул старик свой невод в виниловое море альбомов 1974 года. Пришел невод не с одною лишь златою рыбкой, были там и другие – дразнящие и интригующие своим китчевым гламуром, а то и сакральными заповедями, тоже все из себя «золотые», или даже более редкостные – «платиновые». Но старик, прожил достаточно лет, потому ведал, что не всё то золото, что блестит и манит зевак. Глупо измерять успех мерой чужих похвал и порицаний. Мы слишком сильно зависим от мнения окружающих, и из-за этого можем не замечать настоящих ценностей. И врать всегда удобней, чем проверить. Чем больше в огонь вы положите дров, тем больше вернётся тепла. А чем больше ты духа вложишь в деяние, тем больше отдачу получишь с него.
Среди манящих огней мишуры и блёсток затаились подлинные сокровища, отнюдь не спешащие открыться каждому встречному. Лишь тот способен углядеть их истинную суть, кто отрешён от мирских забот и навязчивого шума толпы. Когда все узнают, что прекрасное – это прекрасное, тогда и возникает безобразное. Великая прямота похожа на кривизну, а великое остроумие похоже на глупость. Сел старик на пенёк, достал свой ветхий скарб и принялся без излишней суеты рассматривать свои новообретённые сокровища. И с одной стороны глянет, и с другой, а то вдруг заставит их хитрым способом извлекать таинственные звуки, внутри них запечатанные. Чем не чудо? Сплошные, вам, лепота и благолепие! Вот искусные умельцы были в прежние времена, каких-то полвека-то всего назад!
Это действительно был период, когда запредельное количество рок-пластинок переросло в превосходное качество. Я продолжу ранжировать вышедшие в этот год альбомы по дате их появления на свет.
Предыдущие обзоры находятся здесь:
The Sensational Alex Harvey Band «The Impossible Dream», лейбл «Vertigo»
Аккурат 4 октября, когда на Британских островах всё ещё никак не спадала лихорадка глэм-рока, The Sensational Alex Harvey Band выпустили свой третий альбом под названием «The Impossible Dream». И это был абсолютно вневременной шедевр. После относительного успеха их прорывного альбома «Next» в 1973 году он стал прекрасным продолжением и ознаменовал собой огромный шаг вперёд в музыкальном плане. Зарекомендовав себя как одна из самых успешных групп на концертах и выпустив пару альбомов, в которых прослеживался своеобразный стиль, своим третьим студийником SAHB были готовы сделать следующее движение к коммерческому признанию.
Харви смешал свою роль крестного отца пантомимной мафии со многими талантами группы. Зал Клеминсон был удивительно уникальным гением игры на соло-гитаре. На бас-гитаре играл Крис Гленн, устрашающе державшийся на сцене в сочетании со своими музыкальными способностями, и группу дополняли двоюродные братья Хью и Тед Маккенна, ловко игравшие соответственно на клавишных и барабанах.
Вариант «The Impossible Dream», первоначально записанный с 26 марта по 4 апреля в лондонской «Advision Studios» с продюсером Шелом Талми, не устроил музыкантов Харви. Обилие духовых создавало более легковесную атмосферу, чем им хотелось. Помог другой продюсер – Дэвид Батчелор. Его версия альбома состоит из десяти композиций, начинающихся и заканчивающихся эпическими треками, но средние восемь дали группе достаточно материала для конкретизации на сцене. Свой вклад в сочинение песен внесли Клеминсон и Хью Маккенна – молодые ребята со свежими идеями, испытывавшие тягу к хард-року и прогрессиву.
В результате получилась пластинка с уникальным звучанием, в котором органично соединилось прошлое и настоящее. Изысканное сочетании мягких клавиш, духовых с тяжёлыми гитарными риффами и мурлыкающим вокалом приобретало абсолютно новое измерение. У Харви и его парней находятся совершенно неожиданные повороты стилистики, порой сбивающие слушателей с толка. Вот только что это был мюзик-холл, как вдруг он перекликается с хард-роком, уходящим в дебри прогрессива. В финале лондонская группа Scottish TA Regiment Pipe and Drums добавляет свои нотки, доводя альбом-шоу до грозной кульминации.
Это был первый релиз группы, попавший в чарты, занявший 16-е место в Великобритании. «Anthem» стала последним синглом, выпущенным SAHB в США. Кстати, в редакции Талми альбом оставался неизданным до 2009 года, когда он был выпущен под названием «Hot City».
Manfred Mann’s Earth Band «The Good Earth», лейблы «Bronze Records» и «Warner Bros.»
Пятый студийник Manfred Mann’s Earth Band вышел 11 октября, и это был фактически концептуальный альбом. «The Good Earth» посвящён экологической тематике, которая, начиная с этого момента, будет постоянно звучать в творчестве группы. Как и на большинстве релизов группы, их музыку часто бывает трудно разложить по полочкам. Хотя многие музыкальные знатоки относят эту пластинку к прогрессив-року, здесь в основном наличествует арт-рок с заходом в мелодичный хард-рок, разбросанный по нескольким трекам.
Первая сторона состоит из трёх каверов. Вот кто умел искусно каверить, так это Манфред Манн (Майкл Любовиц) со своей командой. Я даже не знаю, кого ещё можно поставить рядом в способности интерпретировать чужие произведения – изыскании целых пластов вкуснейшей новизны, не примеченных прежде их создателями. Заглавная композиция «Give Me The Good Earth», начинающаяся с криков петуха, является обработкой песни американского музыканта Гэри Райта с его альбома «Footprint» 1971 года. В музыкальном плане здесь поначалу заметно влияние группы Cream, а смены ритма, сольные партии Манна на муге и гитарные запилы Мика Роджерса придают ей блеск изящества арт-рока.
Роджерса стоит отметить особо: вклад в «кайфовость» альбома у него не меньший, чем у Манна, а его космический вокал порой звучит как нечто среднее между Стивом Уинвудом и Питером Гэбриэлом. 2-й и 3-й треки («Launching Place» и «I’ll Be Gone») изначально были написаны австралийской прогрессив-рок-группой Spectrum, но у ММЕВ подача за счёт изменения темпа и более мягких штрихов получилось всё куда как приятнее и изысканнее.
Многие музыканты посягали на создание «Гимна Земли» – эпоха была такая, полная наивного романтизма, – но, пожалуй, только у ММЕВ получилось это столь захватывающе и органично, без излишнего пафоса. По сути, вся вторая сторона альбома и есть сменяющий рисунок и настроение гимн нашей планеты – то торжествующе величавый, то озабочено тревожный, с обязательным очистительным катарсисом в коде.
Амбиции группы не были оценены по достоинству. Альбом продержался в чарте «Billboard 200» США лишь три недели, достигнув 157-й строчки, а в Британии так и вовсе остался незамеченным. Зато в Норвегии он был на 20-м месте. Сегодня каждый любитель интеллектуальной музыки бережно лелеет его в своей фонотеке.
Jethro Tull «War Child», лейбл «Chrysalis»
Седьмой альбом Jethro Tull появился на свет в особенно сложный переходный период. Фронтмен группы Иен Андерсон и компания выпустили ранее в 1973 году мрачно амбициозный концептуальный прог-роковый «A Passion Play», посвященный загробной жизни, но, несмотря на необузданную креативность музыки, критики «разнесли» его суровую плотность и сумбурный сюжет. Уязвленная оскорбительными отзывами, группа зашла так далеко, что даже объявила о своем «уходе на покой», а Андерсон сосредоточил свои силы на написании сценария и режиссуре кинопроекта.
Сценарий к фильму, над которым работал Иен, был «чёрной комедией». Это была аллегорическая история молодой девушки, погибшей в аварии, и описание её приключений в загробном мире. Фильм даже начали снимать, но денег не хватало, поэтому дело так и не довели до конца. Зато остался материал для саундтрека, частью с использованием симфонического оркестра, вполне пригодный для выпуска очередной пластинки. Первоначально «War Child» задумывался, как двойной альбом и саундтрек для фильма, однако Андерсон решил издать песни в формате обычного одинарного. Ещё после громоздких композиций концептуальных альбомов Jethro Tull сосредоточились на более насыщенных аранжировках коротких треков различных рок-поджанров с продолжительностью звучания 3-4 минуты.
Зачатки пластинки восходят к прерванным сессиям в «Chateau D'Isaster» конца 1972-го – начала 1973-го, во время которых были записаны, а затем отложены в долгий ящик три трека: бодрая композиция «Bungle in Jungle», акустическая жемчужина «Only Solitaire» и триумфальный сингл «Skating Away on the Thin Ice of the New Day». Другие треки были написаны Андерсоном во время второй половины работы над «A Passion Play».
Группа начала записывать песни для альбома 7 декабря 1973 года в лондонской «Morgan Studios», закончив всё 24 февраля. На фоне заметно выделявшейся струнной оркестровки Ди Палмера участники группы, как и на двух предыдущих альбомах, увлечённо играли на множестве инструментов, включая аккордеон, синтезаторы, флейта, электрогитара, акустическая гитара, ксилофон и прочее. Музыка была более лёгкая и причудливая, чем в «A Passion Play», с намеками на сатиру в текстах и музыкальной структуре. При этом, прогрессив-роковая стилистика воспринималась легко за счёт краткости песен и совмещения фолковости с элементами хард-рока.
Критики восприняли новый релиз двояко. Часть поощряла группу за возврат к более коротким песенкам, а рецензент журнала «Rolling Stone» разнёс пластинку с убийственным резюме: «Помните: «Tull» рифмуется со словом «dull» (тупой)». Не смотря на это, «War Child» стал «золотым» в США и достиг № 2 в чарте «Billboard 200». В Великобритании продажи были ниже, и альбом занял 14-е место. Помимо этого, он попал в «топ-10» ещё ряда стран. Жаль только вот, что не случился фильм.
The Rolling Stones «It’s Only Rock ‘N’ Roll», лейбл «Rolling Stones»
Двенадцатый британский и четырнадцатый американский студийник The Rolling Stones был издан 16 октября на собственном лейбле группы. Это был последний альбом с участием гитариста Мика Тейлора, а написание и запись заглавного трека альбома были связаны с возможной его заменой Ронни Вудом. «It's Only Rock 'n Roll» сочетает в себе блюзовое и рок-н-ролльное звучание с элементами фанка, соула и регги.
Из пятнадцати треков был один кавер на «Ain't Too Proud to Beg» Нормана Уитфилда и Эдди Холланда – бывший хит The Temptations. Поскольку Кит Ричардс всё глубже погружался в свои разнообразные пристрастия, последний альбом Stones с Тейлором стал скорее хождением по кругу, чем сменой направления. Иэн Стюарт и Ники Хопкинс привычно отвечали за клавишную работу, на этом фронте к ним присоединился и Билли Престон. Это, безусловно, был «всего лишь рок-н-ролл», но с Тейлором и Ронни Вудом, который вскоре будет принят в группу на постоянную работу. Вуд поразил своими умениями на заглавном треке, но только для того, чтобы Кит позже стёр большую часть гитарной работы. Сам же Ричардс всё ещё штампует запоминающиеся риффы, как на «If You Can't Rock Me». Но фанам всё равно это понравилось.
Его называли «одним из самых интригующих и загадочных», а также «самым мрачным из всех альбомов The Rolling Stones». Хотя он и не был таким успешным, как их предыдущие релизы, «It's Only Rock 'n Roll» стал важным переходным этапом для группы. После ухода давнего продюсера Джимми Миллера альбом был спродюсирован Китом Ричардсом и Миком Джаггером самостоятельно под псевдонимом «The Glimmer Twins». Диск достиг первого места в США и второго в Великобритании.
Supertramp «Crime of the Century», лейбл «A&M Records»
«Crime of the Century» стал пластинкой, на которой для Supertramp всё сошлось воедино, поскольку они сочинили целых 42 трека, чтобы выбрать из них для этого альбома восемь лучших. Попутно группа создала нетрадиционное и уникальное звучание, которое находится где-то на извилистом пути между прогрессив-роком и поп-музыкой. В итоге альбом, спродюсированный Кеном Скоттом, получился звуковым шедевром с невероятной динамикой. После провала их двух первых полноформатников и неудачного тура казалось, что Supertramp пришёл конец. Но Рик Дэвис и Роджер Ходжсон продолжили работу, набрав новых участников взамен ушедших: барабанщика Боба К. Бенберга, духовика (саксофон, кларнет) и бэк-вокалиста Джона Хелливелла и басиста Дуга Томсона.
Альбом был записан в различных английских студиях, где ребята методично отбирали лучшие моменты для включения в финальный релиз. Несмотря на то, что это не концептуальный альбом, композиции, в которых последовательно сменяются основные вокалисты, включают много аллюзий и отсылок. «Crime of the Century» напрочь лишён монотонности. Динамичные композиции здесь переплетаются с медленными. В текстах затрагиваются темы молодости, изоляции, одиночества и психической уравновешенности, из-за чего многие поначалу даже сравнивали группу с Pink Floyd. Как заявлял Рик Дэвис, всё укладывалось в широко растиражированное изречение Шекспира: «Весь мир – сцена, а все люди на ней – просто актеры».
«Crime of the Century» вышел 25 октября и стал коммерческим прорывом группы на Западе, войдя в пятерку лучших в США, и особенно хорошо зарекомендовал себя в Канаде, где достиг 1-го места, оставаясь в чартах более двух лет, при этом, в этой стране было продано более миллиона копий. В Великобритании и Германии он вошел в «Топ-5», а также в «Топ-20» в Австралии и Франции. В наше время альбом разместился на 27-м месте в списке «50 величайших прогрессив-рок-альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone».
Styx «Man of Miracles», лейбл «Wooden Nickel»
Четвёртый студийный альбом Styx, выпущенный в октябре, стал последний релизом группы на независимом чикагском лейбле «Wooden Nickel» с продюсерами Джоном Райаном и Биллом Траутом перед их переходом на мейджор-лейбл «A&M». «Man of Miracles» был записан осенью 1974 года в студии «Golden Voice» городка Южный Пекин, Иллинойс. Как и на первых пластинках коллектива здесь был преимущественно хард-рок и баллады с арт-роковой подачей. Традиционно за сочинение первых в большей степени отвечал Джеймс Янг, а вторых – Деннис Де Янг.
Ребята явно всё ещё пребывали в поисках самобытности. С одной стороны, альбом получился неистово рок-н-ролльным и незаменимый на вечеринках. И всё благодаря таким трекам, как «Rock & Roll Feeling» и «Havin' a Ball», написанным совместно Джеймсом Янгом и Джоном Курулевски. Причём, в последнем явно чувствуется влияние «Роллингов». А вот «A Man Like Me» и «Southern Woman» сделаны в очевидной стилистике ранних Uriah Heep. Даже клавиши Де Янга звучат подобно Хенсли. Очень любопытен кавер на песню «Lies» Бо Чарльза и Бадди Рэнделла из группы The Knickerbockers – одного из хитов 1966 года. Однако, в разных изданиях альбома эта версия почему-то была заменена на «Best Thing».
С другой стороны, у «Man of Miracles» были гораздо более амбициозные притязания на арт-рок, главные из которых выходили из-под пера Денниса Де Янга. Среди них была воздушная и довольно лирически одурманивающая «Golden Lark», тщательно продуманная «Song for Suzanne», состоящая из двух частей, загадочная композиция «Evil Eyes» и еще один вызывающий, хотя, несомненно, и хрестоматийный хард-проговый номер под названием «Christopher, Mr. Christopher». В заключительном треке, «Man of Miracles», два авторских лагеря Styx убедительно объединили свои усилия в похожем проговом ключе, здесь даже звучит рифф, достойный Black Sabbath, а голос Джеймса становится похожем на Оззи.
Явно биполярный материал на этой пластинке не помог ей коммерчески раскрутиться. Во многом это ещё обуславливалось и мизерными усилиями лейбла. Тем ни менее, в альбомные чарты она попала, дойдя до 154-го места в «Billboard 200».
Deep Purple «Stormbringer», лейблы « EMI/Purple» и «Warner Bros.»
Это был второй студийный альбом группы, в котором поучаствовал состав «Mk III». Название «Stormbringer» («несущий бурю») было навеяно творчеством фантаста Майкла Муркока. Так именовали волшебный меч, описанный во многих его романах. Хотя Дэвид Ковердейл и отрицал, что знал об этом, при этом он всё же соглашался, что имя релиза действительно взято из мифологии. Альбом, вышедший 8 ноября, стал значительным шагом вперёд для группы, которая начала отходить от хеви-металической мантии Блэкмора в сторону звучания с привкусом ритм-энд-блюза и фанка, которое предпочитали фронтмены группы – Дэвид Ковердейл и Гленн Хьюз.
В соответствии с уникальным для хард-рока подходом, оба вокалиста часто исполняли соло-вокал вместе, и «мотауновский» фальцет Хьюза стал идеальным фоном для драматического «вагнеровского» баритона Ковердейла. И когда группа собралась на сессии «Stormbringer», воодушевленные успехом «Burn» и в высшей степени уверенные в себе, Ковердейл и Хьюз дали понять, что хотят ещё больше наполнить музыку Deep Purple фанком. Блэкмор яростно протестовал, но поскольку всё ещё были свежи в памяти последствия его неприятной ссоры с Гилланом, Ричи просто закусил губу и смирился.
В «Stormbringer» действительно есть доля тяжёлых моментов. Из девяти оригинальных композиций три – заглавная, «Lady Double Dealer» и «High Ball Shooter» – отсылают к дням прежнего состава, помешанного на скорости. Хьюз управляет темпом с помощью грязного фанкового бита, Лорд исполняет пассажи на органе и электрическом пианино, а Ковердейл ревёт, улюлюкает и вопит так, словно его уже ничто не сдерживает. Остальные композиции представляют собой сборник сладких соул-треков и мужественных баллад. Особенно в этом отношении повезло «Soldier of Fortune». Она станет любимицей в СССР, ведь наш народ очень трепетно относился к балладам как жанру, поскольку они органично встраивались в отечественную песенную традицию.
Гитарист Ричи Блэкмор покинет Deep Purple после выхода «Stormbringer» и их последующего тура, публично сославшись на свою неприязнь к фанковому направлению, в котором развивалась группа. Гленн Хьюз, тем не менее, высоко оценивает альбом и вклад Блэкмора:
«Люди, которые слушают «Stormbringer», пожалуйста, вслушайтесь... Ричи Блэкмор чертовски фанковый, нравится ему это или нет. Он замечательно сыграл на пластинке».
Альбом приняли противоречиво, обозреватели писали, что «он не дотягивает до совершенства «Machine Head»». Тем ни менее, фанатская база «тёмно-лиловых» только множилась. В Великобритании он дошёл в чарте «UK Albums» до 6-й позиции, а в Штатах в «Billboard 200» до 20-й. Помимо этого «Stormbringer» попал в «топ-10» почти во всех европейских странах.
Thin Lizzy «Nightlife», лейблы «Vertigo» и «Mercury»
Ещё одна значимая пластинка вышла в свет 8 ноября. Thin Lizzy выпустили свой четвертый студийный релиз – «Nightlife». Он стал первым альбомом, на котором была представлена «двухгитарная атака», благодаря которой группа впоследствии прославится, а сама «Худышка Лиззи» предстала вдруг квартетом. Одним из новобранцев стал гитарист Скотт Горэм, худощавый американец, который чудом избежал работы в Supertramp, а другим – его коллега Брайан Робертсон, 18-летний парень из Шотландии. Из старожилов остались барабанщик Брайан Дауни и, собственно, сам Фил Лайнотт.
Взаимопонимание между новичками наладилось на удивление быстро, что позволила группе подписать хороший контракт с авторитетной звукозаписывающей компанией «Phonogram Inc.» и пригласить Рона Невисона в качестве продюсера. Горэм вспоминал:
«Репетиции над этим альбомом проходили точно так же, как и тогда, когда я приезжал и джемовал с ними. Всё было громко и масштабно. Но когда мы пришли в студию, Рон Невисон, продюсер, все время повторял: «Просто сделай звук гитар немного тише». Мы с Роббо смотрели друг на друга и говорили: «Это наш первый альбом, а этот парень только что работал с Led Zeppelin. Так что мы просто немного сбавим обороты».
Запись производилась в «Saturn» в Уортинге и в лондонских студиях «Trident» и «Olympic» с апреля по сентябрь. Усилиями Невисона получился самый «сдержанный, проникновенный альбом, настолько плавный, каким Thin Lizzy никогда не были до и редко становились после». Сет-лист предстал эклектичной коллекцией разностильных номеров, порой с фанковым и ритм-энд-блюзовм звучанием: от зажигательных буги-рокеров, такие как «It's Only Money» и «Sha La La», до более медленных, проникновенных песен, таких как «She Knows», «Showdown», «Dear Heart» и меланхолически свинговой заглавной. Песня «Philomena», с её кельтским мотивом, была написана для матери Лайнотта. «Sha-La-La», и тягучая баллада «Still In Love With You» стали неизменными фаворитами на концертах. В популярность последней немалый вклад сделал гениальный гитарист Гэри Мур.
В январе 1974 года Лайнотт пригласил Мура в Thin Lizzy на место Эрика Бэлла, который покинул на тот момент трио по состоянию здоровья. С Муром Фил ранее партнёрствовал в ирландской блюз-роковой команде Skid Row. Теперь же, придя на выручку старому другу, Гэри успеет с Лайноттом и Дауни записать три новых песни, одна из которых, «Still In Love With You», и войдёт в альбом «Nightlife». Однако через четыре месяца после своего воссоединения с Thin Lizzy Мур уйдёт в Colosseum II.
«Nightlife» после выхода не получил того признания, которого заслуживал, не попав в чарты, и не привлёк внимание критиков. В нашем веке эта «недооцененная жемчужина» и «полная аномалия в их каталоге» благодаря интересу к группе и Филу Лайнотту более востребована, чем в то время. В 2012 году после переиздания «Nightlife» неожиданно дошёл до 19-й позиции в чарте «UK Rock & Metal Singles and Albums».
Queen «Sheer Heart Attack», лейблы «EMI» и «Elektra»
Третий студийный альбом Queen – и второй за 1974 год – вышел тоже 8 ноября. Его записывали, как это обычно и обстояло у группы, с препонами и сложностями. В конце июня все собралась в «Trident Studios», чтобы начать репетировать новый материал. Брайан Мэй только-только отходил от лечения гепатита. В уэльской студии «Rockfield» под предводительством продюсера Роя Томаса Бейкера они записали десять минусовок, завершив работу 28 июля.
В начале августа группа переместилась в «Wessex Sound Studios», однако работа там продлилась недолго, поскольку Мэй угодил в клинику из-за язвы двенадцатиперстной кишки. К концу августа он снова работал с группой в «AIR Studios», и остальные участники группы постепенно добавляли свои партии. Большинство бэк-треков записаны в «Rockfield», два бэк-трека и несколько гитарных наложений были записаны в «AIR Studios», большинство наложений и один бэк-трек – в Уэссексе.
Основная часть микширования проходила в «Trident Studios», и на сведение каждой из песен было потрачено один или два дня. За исключением «Brighton Rock»: на неё ушло четыре. Фактически, альбом был первым 24-трековым проектом «Trident». Несмотря на то, что они расширили возможности записи на восемь треков, этого все равно было недостаточно для микширования каждого из них по отдельности. Отсюда и затяжка по времени. Но это того стоило.
«Sheer Heart Attack» отличался глэмовой подачей хард-рока, заметно отходя от тематики прогрессив-рока своих предшественников, хотя и она тоже присутствовала. Да, чуть попсовее, зато ближе к народу. Альбом ещё расценивают как «важный переходный», поскольку он продемонстрировал, «кем группа станет, отдавая дань их хард-роковому прошлому». Фредди Меркьюри так высказался по этому поводу:
«После этого альбома мы поняли, что нашли себя. Мы чувствовали, что для нас не существует препятствий и ограничений».
Песня «Killer Queen», написанная Фредди за одну ночь, стала их первым громким хитом, достигнув 2-го места в Англии. Сам же альбом тоже стал вторым в британском чарте и 12-м в американском «Billboard Top LPs & Tape». Если «Killer Queen» и была самой известной песней «Sheer Heart Attack», то вряд ли она была характерна для альбома, в основном потому, что группа не придерживалась какого-то одного стиля. Никто, кроме The Beatles, не осмеливался прежде смешивать столько разных жанров с такой уверенностью. Разнообразный по стилистике и звучанию, беспрецедентный своей полномасштабной атакой на чувства, «Sheer Heart Attack» стал первым полноформатником группы, который содержал, по крайней мере, по одной песне, написанной каждым участником.
В наше время журнал «Classic Rock», поставив его на 16-ю позицию в своём рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён», отметил, что это – «во всех отношениях гениальный альбом, хотя похвала обычно достаётся его преемнику».
Roxy Music «Country Life», лейбл «Island»
Название для четвёртого альбома Roxy Music, выпущенного 15 ноября, Брайан Ферри позаимствовал у британского журнала о жизни на селе «Country Life». Почти весь музыкальный материал для него Ферри написал самостоятельно. Это был последний альбом в дискографии группы, который можно смело классифицировать стремлением экспериментировать и нежеланием делать коммерческий продукт. Многие критики считают этот релиз одним из самых сложных и последовательных в творчестве группы.
Говорят, что картинка передает тысячу слов, и нигде это утверждение не звучит так уместно, как на обложке «Country Life». Одновременно эпатажный образ двух обнаженных красавиц, сфотографированных Эриком Боманом, чью скромность спасают только аккуратно сложенные руки и скудное нижнее белье, хотя и кажется грубым и упрощенным, в то же время невероятно умён и лаконичен. Так с помощью одной страстной фотографии удалось не только привлечь внимание практически каждого покупателя мужского пола, но и дать откровенное представление о том, что заключал в себе авангардный арт-рок-китчевый гламур группы и бескомпромиссное преодоление жанровых границ.
Десять треков пластинки заняли такое положение в звёздном каталоге группы, которое действительно можно было бы назвать «величайшим». Музыкальная концепция альбома состоит в тонком балансировании между величественным, полным глухой тревоги рок-звучанием и блещущим элегантностью поп-роком. Музыканты идеально сводят воедино эти противоположности, а прибавление безукоризненно выверенных текстов, в которых нет ни единого лишнего слова или ноты, делает пластинку образцовой.
Поэтому не думаю, что только обложка поспособствовала тому, что «Country Life» поднялся до № 3 в «UK Album Charts» и до № 37 в американском «Billboard 200». В Штатах он, кстати, продавался в тёмном конверте. В 2003 году диск занял 387-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone».
Genesis «The Lamb Lies Down On Broadway», лейбл «Charisma»
Двойной концептуальный альбом «The Lamb Lies Down on Broadway» от Genesis вышел в свет 22 ноября. Это была последняя студийная работа, записанная с участием основного вокалиста Питера Гэбриела перед его уходом в 1975 году. Музыканты давно хотели сделать концепт, и выбор стоял между «Маленьким принцем» по Сент-Экзюпери и историей про Раэля, задуманной Гэбриелом. Победил пуэрториканец Раэль, уличный парень из Нью-Йорка, поскольку Питер хотел, чтобы группа занялась не фантазиями, а реальностью.
Раэль отправляется в насыщенное экзистенциальным сюрреализмом путешествие и попадает на городское «дно», где сталкивается со всевозможными соблазнами и искушениями. Музыку писали все, и надо признать, что на первой пластинке материал посильнее, чем на второй. Лирика же стала триумфом поэтического дара Гэбриела. Он решил написать все тексты один, чтобы полностью вжиться в образы и ситуации.
С музыкальной точки зрения альбом показал усиление влияния клавишной линии Тони Бэнкса и существенное сокращение солирующих партий Стива Хэккетта. Помимо заглавной композиции стоит отметить такие чудесные треки, как «Fly on a Windshield», «Broadway Melody of 1974», «Anyway», «In the Cage» и «Hairless heart». Тем не менее, в целом впечатление от альбома остаётся как от чего-то очень значимого и грандиозного.
«The Lamb Lies Down on Broadway» занял 37-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала «Classic Rock» и 11-е место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии «PopMatters». В перечне «50 величайших прогрессив-рок-альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone диск размещён под № 9. Более подробно о нём прочесть здесь:
Slade «Slade in Flame», лейблы «Polydor», «Warner Bros.»
К 1974 году Slade добились большого успеха в Великобритании, Европе и за её пределами, однако группа чувствовала, что продолжать в том же ключе – это не самый лучший вариант. Тогда менеджер группы Чес Чендлер предложил им сняться в фильме, на что ребята согласились. Поэтому пятый студийный альбом Slade, вышедший 29 ноября, стал первым саундтреком группы и содержал песни, звучавшие в одноименном фильме. Ребята попыталась придать альбому атмосферу 60-х, поскольку действие по сюжету происходило в 1966 году.
Вместо того чтобы снимать ленту, изображающую беззаботный образ группы, фабула была основана на суровой истории о взлёте и падении вымышленной группы 60-х годов под названием Flame. Сценарий, написанный Эндрю Биркином и Дэйвом Хамфрисом, был в значительной степени связан с реалиями музыкального бизнеса, причастным к Slade и другим группам того времени.
Вокалист Нодди Холдер и басист Джим Ли с энтузиазмом приступили к написанию материала для саундтрека, который позволил бы группе выйти за рамки своей успешной формулы и попробовать другие музыкальные идеи. После тура по США группа потратила месяц на запись новых композиций. В октябре 1974 года был выпущен главный сингл «Far Far Away», который достиг 2-го места в Великобритании.
Созданный как сопровождение к одноименному фильму, «Slade in Flame» отличался от других пластинок группы. Это было творческое проявление силы для группы, которую считали «просто приятным фоном для вечеринок». Поскольку песни были вырваны из контекста фильма, некоторые из них утратили свое очарование, однако это был всё тот же старый добрый «Слэйд».
Альбом достиг 6-го места в Великобритании и 93-го в штатовском «Billboard 200». Зато он был 10-м в Финляндии и 2-м в Норвегии. Что там с темпераментом скандинавов? «Record Mirror» поставили пластинку на пятое место в своем списке «10 лучших альбомов года». В 2007 году журнал «Classic Rock» поместил его на 18-е место в своем списке «лучших альбомов-саундтреков».
Yes «Relayer», лейбл « Atlantic»
Седьмой студийный альбом Yes, выпущенный 29 ноября, стал первой работой группы после того, как клавишник Рик Уэйкман покинул коллектив в мае из-за разногласий с направлением группы после их двойного концептуального «Tales from Topographic Oceans». Yes приступили к репетициям вчетвером в Бакингемшире. Они прослушали нескольких музыкантов, в том числе греческого клавишника и композитора Вангелиса, прежде чем остановиться на швейцарце Патрике Мораце из Refugee, который включил в альбом элементы фанка и джаз-фьюжн.
Пластинка состояла из трёх треков: «The Gates of Delirium» на первой стороне – пьесы, основанной на концепции «Войны и мира» Льва Толстого, и «Sound Chaser» и «To Be Over» на второй. Здесь чередовались резкие, ритмически плотные инструментальные части, включающие соло различных инструментов с тонким вокалом и хоровые секции с поэтическими текстами, посвященными духовным образам.
Стив Хоу охарактеризовал «Relayer» как «очень современный, европейский стиль музыки, куда Патрик привнёс южноамериканский колорит». Крис Сквайр считал, что взаимодействие между его басом и барабанами Уайта было лучше, чем что-либо, а Морац охарактеризовал музыку альбома как «довольно свободную, где есть энергия». Когда же спросили мнение Рика Уэйкмана, тот заявил: «Я рад, что принял правильное решение покинуть группу в тот момент, когда это сделал».
Альбом получил в основном положительную реакцию музыкальных критиков. Его называли «мощным произведением», «ещё одним почти безупречным достижением», отметив, что Морац вписался почти идеально. Действительно, группа в своих лучших проявлениях, с непревзойденной легкостью создаёт напряжение и расслабление и готовит путь для кристального вокала Джона в конце бурной части первой композиции, которая переходит в божественно красивую «Soon». Её, кстати, выпустили синглом.
Попутно «Relayer» сумел стать более мрачным и задумчивым, чем большая часть ранних работ Yes, и завоевал расположение фанатов, ожидающих возвращения группы в форму. Альбом достиг 4-й строчки в британском альбомном чарте и 5-й – в американском «Billboard 200». А у нас и по сей день всё ещё спорят о том, лучшая ли это работа Yes.
George Harrison «Dark Horse», лейбл «Apple»
Пятый сольник Джорджа Харрисона вышел 9 декабря. В жизни художника порой наступает момент, когда он обнаруживает, что всё выходит из-под его контроля. Когда Харрисон приступил к созданию «Dark Horse», он был в самом разгаре подготовки турне по Штатам с индийским музыкантом Рави Шанкаром, которое следовало за печально известным разрывом с Патти Бойд. Ответственный и добросовестный в своих обязательствах, Джордж сорвал на репетициях свой голос и вдобавок ещё и заболел ларингитом. Помимо этого, большую часть своей энергии в ущерб собственной музыке он направлял на создание своего лейбла «Dark Horse Records» и работе с первыми подписчиками: Шанкаром и группой Splinter.
Но у него в запасе всё ещё было множество песен, которые были очищающим выражением боли, горечи и, в конечном счёте, искупления. В итоге, как выразился Саймон Ленг, альбом получился «музыкальной мыльной оперой, в которой собраны выходки из рок-жизни, семейные ссоры, утраченные дружеские отношения и неуверенность в себе». Джордж привносил в свою работу аспекты своей личной жизни, демонстрируя крайности своей религии и чрезмерное употребление алкоголя.
Действительно, альбом «Dark Horse», который Харрисон записывал в то время, не был приятным, но он был очень, очень хорош. Он предлагает интересный мостик между более пасторальным «Living in the Material World» и головокружительно изобретательным «Extra Texture (Read All About It)», сохраняя некоторую торжественную атмосферу первого и лишаясь некоторых пышных деталей, характерных для второго. Сессии «Dark Horse» собрали немалую команду приглашенных музыкантов: Тома Скотта, Билли Престона, Вилли Уикса, Энди Ньюмарка, Джима Келтнера, Ринго Старра, Гэри Райта и Рони Вуда. Оказалось, что Харрисон движется в направлении жанров фанк и соул.
Но это совсем не устроило британских критиков. «Dark Horse» получил одни из самых негативных отзывов среди всех релизов «экс-Битлз» на тот момент и худшие за всю карьеру Харрисона. Его называли «бесцветным» и «трансцедентальной чепухой», что было несправедливым и крайне обидным. За океаном же эту пластинку приняли куда как благосклоннее. Рецензент «Billboard», например, охарактеризовал альбом как «отличный» и положительно сравнил его со знаменитым тройником 1970 года. Харрисона хвалили за его «изящную» игру на слайд-гитаре и «потрясающее» пение, а также создание «новой категории в музыке – «кантри-истерн».
Может, поэтому в Штатах «Dark Horse» получил «золотой» сертификат и занял 4-е место в «Billboard Top LPs & Tape», выпав из «топ-200» только после 17-недельного пребывания в чартах. В Канаде он достиг 42-го места и вошёл в десятку лучших в Австрии, Нидерландах и Норвегии, но не попал в британский альбомный чарт, что стало плохим результатом для бывшего «Битла». Заглавный трек хорошо зарекомендовал себя в качестве сингла в США, поднявшись на 15-е место в «Billboard Hot 100». Выпущенный в синглом «Ding Dong» достиг 36-го места.
Окончание здесь:
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии! Репост приветствуется!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: