18 января на экраны страны вышла военная драма «Воздух», в которой сыграли Аглая Тарасова, Сергей Безруков и Анастасия Талызина в главной роли. Фильм раскрывает нам эпизоды Великой Отечественной войны, но на этот раз с воздуха и от лица женщин, которые подвергались осуждению за своё стремление летать и служить на благо Родины.
Повествование картины построено на временных отрезках с разрывами во времени в несколько месяцев между друг другом. Зритель видит не процесс изменения героев, а сразу результат этого изменения, как бы достраивая детали в голове.
За данным приёмом интересно наблюдать, но он привносит и негативные последствия: сложность раскрытия персонажей. В данной картине большое количество времени уделено именно военным событиям, соответственно, на раскрытие героев и их взаимодействия друг с другом остаётся меньше времени, и разрывы ухудшают эту ситуацию. В результате зритель не проникается судьбой персонажей и меньше им сопереживает.
Для того чтобы исправить эту ситуацию, герои в кадре делятся фактами/историями о своём прошлом, что со стороны выглядит искусственно и глупо. Люди, давно знакомые друг с другом, неожиданно начинают делиться той информацией, которую уже должны были рассказать. Или произносят вслух то, что они уже должны были знать в силу своей должности или сложившейся военной ситуации.
Сами диалоги звучат по-книжному, как будто списанные с «Прощай, оружие» Хемингуэя. Плохо это или хорошо - каждый рассудит сам для себя. С одной стороны, это опять-таки выглядит искусственно, а с другой – это можно рассмотреть как новый художественный приём, вписывающийся в военную тематику весьма неплохо (но, пока что непривычно для зрителя).
«Воздух» можно похвалить за ещё один приём – живая сцена. Живая сцена – ситуация в кадре, максимально приближённая к реальности. Так, сцена общения лётчиц выглядела более реалистично благодаря тому, что помимо Аглаи, которая в этот момент была ключевым персонажем и произносила основной текст, предназначенный для зрителя, параллельно шли обсуждения других девушек (как это обычно бывает в больших компаниях: каждый говорит о чём-то своём, не понижая громкости в голосе). Кроме того, во время этой сцены одни героини что-то передают другим, вторые проходят позади Аглаи, а кто-то и вовсе перед ней, на некоторое время закрывая её от зрителя, тем самым делая кадр запоминающимся и максимально живым.
Подводя итоги: для развития российского кинематографа это ново и смело, для зрителя – скучно. Если вы следите за миром кино и прогрессом отечественной индустрии, то посмотреть стоит как минимум ради интересных решений и приёмов.
А вы смотрели «Воздух»? Делитесь впечатлениями в комментариях.
Другие статьи: