Франшиза может казаться привлекательным вариантом как для начинающих предпринимателей, так и для брендов, которые хотят выходить на новые рынки. В этой статье мы разобрали все особенности этой бизнес-модели и ее подводные камни.
Что такое франшиза?
Франшиза — это право на ведение бизнеса под брендом и по бизнес-модели другой компании. То есть предприниматель получает ресурсы и технологии крупного бренда, но обязуется выполнять условия по его развитию и продвижению. Такого предпринимателя называют «франчайзи», а владельца бренда — «франчайзер».
Переход бизнеса в франшизу происходит в несколько этапов:
- Франчайзи оплачивает паушальный взнос — сумму, за которую предприниматель получает права на использование бренда, товарного знака и технологий производства;
- Франчайзер передает все, что предусмотрено договором;
- Франчайзи запускает бизнес.
В чем выгода франшизы?
Рассмотрим пользу франшизы для обеих сторон.
Выгода для франчайзера:
- Расширение бренда. Быстрое и эффективное масштабирование бизнеса повысит узнаваемость бренда, что может снизить дополнительные расходы на рекламу;
- Постоянный доход. Стабильные отчисления от франчайзи дают прогнозируемый доход, который можно направить на развитие бизнеса;
- Инновации и обратная связь. Новые партнеры могут предложить идеи по развитию компании, ее услуг и продуктов.
Выгода для франчайзи:
- Готовая бизнес-модель. Франчайзи сразу получает бренд со своей концепцией и отлаженными процессами;
- Поддержка и обучение. Многие франшизы предоставляю обучающие программы для своих франчайзи. Это поможет быстро влиться в предпринимательскую жизнь и повысит уверенность;
- Экономия на маркетинге. Если вы работаете с узнаваемым брендом, то о вас и так все будут знать.
Кому нужна франшиза?
Роль франчайзи подойдет менее уверенным предпринимателям, которым нужны опытные и надежные партнеров. Так у предпринимателя будет команда единомышленников, заинтересованных в развитии и успехе общего бренда. Инструкции, оборудование и опыт франчайзера снизят риски и с большей вероятностью окупят затраты.
Если предприниматель имеет опыт и уверен в своей идее и возможностях, он скорее всего откроет собственный бизнес. Такой подход дает полную свободу в принятии решений и разработке стратегии.
Основными факторами для взвешивания являются:
- Стартовый капитал. Франшизы снижают начальные затраты на маркетинг и брендинг;
- Творческий контроль. Собственный бизнес дает полную творческую свободу, в то время как франшиза ограничивает изменения в продукте и бизнес-процессах;
- Риски. Собственный бизнес возлагает больше рисков, но дает больше возможностей для инициатив и инноваций.
С точки зрения франчайзера, такая бизнес-модель будет полезна для прощупывания почвы в новых регионах или как попытка увеличить размер прибыли без особого повышения рисков.
Франчайзер должен быть готовым:
- Поддерживать франчайзи своими ресурсами. Успешное развитие бренда через франшизу напрямую зависит от инвестиций в своих франчайзи;
- Управлять брендом на расстоянии. Эта способность напрямую повлияет на успех франшизной точки;
- К совместной работе и обмену опытом. Такая работа над одним брендом может ускорить его развитие и рост.
Риски при покупки франшизы
Несмотря на то, что покупка франшизы является одной из самых эффективных способов попробовать себя в предпринимательстве, она несет определенные риски:
- Начальные инвестиции. Франшизы часто требуют начальных вложений за обучение, оборудование и ремонт помещения. Если бизнес не начнет сразу приносить доход, то эти затраты могут оказаться сильным ударом по капиталу;
- Зависимость от франчайзера. Важно строго выполнять все правила франчайзера, что ограничивает свободу действий у предпринимателя, который купил франшизу. Также франчайзер может диктовать условия для продления договора или вовсе отказаться от него;
- Постоянные отчисления. Франчайзи должны выплачивать ежемесячные роялти, что с определенной силой бьет по прибыли;
- Несоответствие рынку. Если франшиза успешна в одном месте, то она не обязательно будет окупаться в другом. Спрос может зависеть от культурных, экономических и социальных особенностей региона.
Увереннее начать
Вне зависимости от роли, франчайзеру и франчайзи понадобятся большие вложения для развития своего бизнеса. «Совкомбанк» предлагает выгодную помощь предпринимателям, которые решили открыть франшизу. Оформление займет несколько минут и не потребует визита в банк.
Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.