Последняя перепись прошла в разгар пандемии – десятки миллионов россиян могли учесть по другим источникам. Мы разобрались, как это сказалось на качестве данных и можно ли доверять результатам
Вокруг последней переписи населения много споров. «Неидеальные» — так ее итоги описал ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований РЭШ Евгений Андреев. Независимый демограф Алексей Ракша и вовсе назвал перепись «кривейшей» и непригодной к использованию.
Данные о населении нужны, чтобы составить социальные программы и бюджет. Например, после переписи 2002 года в России появился материнский капитал. Низкое качество данных помешает принимать верные решения, а это скажется на жизни россиян.
Вот несколько проблем последней переписи, на которые мы обратили внимание:
🔸 42% граждан не участвовали в последней переписи, следует из данных независимых опросов. Это в 8 раз больше, чем в 2002 и 2010 годах.
🔸 Доля неответов на многие вопросы в последней переписи в несколько раз выше, чем в прошлые годы. Например, в 27% женских анкет отсутствуют данные о детях. В 2002 году таких пропусков было 4%, а в 2010 году — 5%. Вероятно, многие люди не участвовали в переписи, а их данные нашли в административных источниках.
🔸 В Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Севастополе, Северной Осетии, Дагестане и Москве — аномально высокое число жителей, чей год рождения кратен пяти. Это признак низкого качества переписи.
🔸 В нескольких регионах численность населения может быть сильно завышена. Например, в Ингушетии — минимум на несколько десятков тысяч человек. Другие проблемные регионы — Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Калмыкия и Мордовия.
🔸Исследователям не хватает информации о качестве переписи, а ее итоги опубликованы в очень агрегированном виде: например, нет показателей в разрезе муниципалитетов, все данные на уровне регионов.
Почему последняя перепись прошла не совсем так, как планировали организаторы? И можно ли доверять ее результатам? Об этом — исследование Если быть точным.