Заметка №44
Собрание Джованни Пьетро Кампаны, маркиза ди Кавелли (1809 - 1880) считается одной из самых значительных частных коллекций XIX века.
В XIX веке она выделялась среди прочих своей многочисленностью и качеством экспонатов - античных ваз, предметов из бронзы, в том числе вооружения, античной и ренессансной скульптуры, живописи. Коллекция насчитывала порядка 12 000 артефактов, многие из которых можно причислить к шедеврам. Сегодня экспонаты из этой коллекции являются известными на весь мир произведениями искусства Лувра и Эрмитажа. Они стали главными сокровищами своих музеев.
Отец и дед Джованни Пьетро Кампаны были руководителями римского банка Monte di Pietà, который с XV века, был фондом, помогавшим монахам сначала безвозмездно, а потом, став ломбардом — под проценты, к XIX веку превратившимся в ссудную кассу Ватикана. Маркиз Кампана унаследовал от предков гремучую смесь: страсть к коллекционированию античных памятников, классическое образование, должность, которая позволяла ее удовлетворять, и земли недалеко от Рима во Фраскатти, где можно было производить раскопки, ставшие началом коллекции семьи.
С конца 1820-х до 1850-х годов маркиз провел ряд археологических раскопок в Риме, в области Лацио и в этрусских городах Вейи и Черветери, где обнаружил много предметов, ставших впоследствии шедеврами его собрания. Эти открытия позволили ему занять видное место в истории итальянской археологии XIX века.
Не ограничиваясь приобретениями, сделанными во время раскопок, Кампана активно покупал предметы искусства древности и на антикварных рынках, как лично, так и посредством широкой сети агентов, работавших на него от Этрурии до Сицилии.
Коллекция маркиза Кампаны, получила название «Музеум», благодаря своему энциклопедическому разнообразию и численности. Она формировалась на протяжении более 30 лет, которые совпали с движением за освобождение и объединение Италии - Рисорджименто. Коллекция превратилась в политический жест маркиза Кампаны и стала символом национального культурного достояния Италии.
Имя Кампаны стало широко известно в научных кругах, его музей мечтали посетить коллекционеры, аристократы, специалисты и любители искусства. Маркиз даже издал полный каталог своей коллекции с фотографиями высокого качества, чтобы её могли оценить абсолютно все.
Однако, в ноябре 1857 года Джованни Пьетро Кампана был обвинен в растрате, приговорен к 20 годам заключения, замененных на пожизненное изгнание из страны.
Его погубила страсть к искусству: в течение 25 лет он был директором римского ломбарда в Ватикане. На протяжении всех этих лет, используя своё служебное положение, он изымал из его кассы наличность, помещая под залог предметы из собственных коллекций. Делал он это открыто и не скрывал, что деньги тратил на приобретения новых предметов для своего собрания. Конечным результатом таких действий стал кризис ликвидности в ломбарде, а внезапная ревизия установила недостачу. Маркиза обвинили в присвоении 983 959 скуди. Так, его лишили коллекции и изгнали из страны.
Конфискованная коллекция по распоряжению папы Пия IX была выставлена на продажу по частям. В европейской прессе поднялся шум: против разделения коллекционного собрания выступили Александр Дюма, Проспер Мериме, Эжен Делакруа, сам Кампана, помилованный папой. Проходили демонстрации в защиту маркиза. Наполеон III заявил о желании приобрести коллекцию целиком, однако, Россия успела, как писали журналисты, «снять сливки с коллекции». Поступление коллекции Дж. П. Кампаны в Россию называли «главным событием века».
Интересно, что коллекционер задумывался о дальнейшей судьбе своего собрания и еще за пять лет до своего ареста предлагал купить его Николаю I, когда узнал, что тот открыл Новый Эрмитаж. Но русский император торговался и не желал покупать всю коллекцию сразу.
Его наследник российский император Александр II через своего посланника Степана Гедеонова в 1861 году приобрел часть коллекции Кампаны: 565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие, 77 мраморов и 9 произведений учеников Рафаэля, перенесенных на холст фресок на темы «Метаформоз» Овидия, украшавших виллу Палатина в Риме. Сокровища заполнили зал Юпитера в Эрмитаже.
Приобретение столь значительного и ценного собрания стало большой дипломатической победой России и имело важные последствия для Императорского Эрмитажа, античное собрание которого приобрело мировой масштаб.
Все античное золото, древнегреческую керамику, занимающую сегодня 9 залов Лувра, и 450 полотен итальянских мастеров XV–XVI веков купил Наполеон III.
Джанпьетро Кампана вернулся в Рим после объединения Италии в 1870 году. Он безуспешно требовал от Понтификата возврата прибыли, полученной от продажи своей коллекции. Он судился за возврат своей коллекции вплоть до своей смерти в 1880 году.
В 2019 году Эрмитаж и Лувр организовали беспрецедентный международный исследовательский и выставочный проект, посвященный истории коллекции Джованни Пьетро Кампаны маркиза ди Кавелли.
Спустя 160 лет сначала в Париже, а потом в Санкт-Петербурге были объединены две части собрания маркиза Компаны. Конечно, их невозможно было воссоединить в полном объеме, но все самые известные шедевры были представлены согласно классификации, придуманной когда-то самим маркизом.
Итогом этой объединенной выставки экспонатов из коллекции маркиза Кампана стал объемный каталог «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны», над котором работали специалисты из разных стран. Каталог стал своего рода данью уважения известному антиквару и коллекционеру маркизу ди Кавелли, который бережно собрал и сохранил историю родной Италии для всего мира.
Материалы:
- Каталог «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны» (Изд‐во Гос. Эрмитажа, 2021.
- Эрмитажная Академия: Приобретение коллекции маркиза Кампаны. 1861 год.
- Мечта об Италии: коллекция маркиза Кампаны.
- Louvre: