Представляем особый материал из цикла "Общение с ребёнком с трудностями в обучении без конфликтов".
Особый, потому что сегодня всё чаще родители обращаются к специалистам Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе с оговоркой, о чем ребёнку не стоит говорить или при нём обсуждать.
Частотность таких обращений настолько возрастает, что решили представить родительской общественности разъяснение о том, почему важно честно обсуждать с ребёнком его трудности в обучении.
Часто ли взрослые прибегают ко лжи в общении с ребёнком?
В большинстве случаев можно услышать положительный ответ. Бывает, родители отмечают, что им болезненно самим говорить с ребёнком о его проблемах с учёбой, неудобно обсуждать эту тему, а бывает просто потому, что не хочется травмировать психику ребёнка, думая, что он поймёт неправильно.
«…Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент жизни. Все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете», - эти слова принадлежат А.С. Макаренко. Они ещё раз напоминают о том, как важна честность в отношениях с детьми.
А что же происходит, если ложь случается?
В душе ребёнка остаётся след.
Он начинает чувствовать, что от него что-то скрывают. И тогда он начинает искать правду за пределами семьи: у других взрослых, у друзей или в телефоне.
Есть и ещё одно наблюдение: если ребёнок чего-то не знает, то он начинает додумывать сам. Эти детские домыслы наносят ещё больший эмоциональный вред, нежели знание правды.
Язык нашего тела выдаёт ложь, если взрослые в семье скрывают что-то от ребёнка. Вот так, не говоря открыто с ребёнком о его трудностях в обучении, и тем самым, считая, что защищаете ребёнка, вы формируете в его сознании тревожность и страхи.
Когда ребёнку сообщают что-то, но он понимает, что это не правда, у него может возникнуть беспокойство, которое впоследствии может проявиться в виде негативного поведения как дома, так и в школе.
Была у нас такая ситуация ...
Здесь хочется рассказать об одной семье, которая присутствовала на программе «Интеллектуальные выходные».
Семья приехала в Москву из Санкт-Петербурга за профессиональной помощью в решении проблем с обучением и поведением ребёнка, но ребёнку ничего об этом не сказали.
Мальчику сказали, что он едет на эстафету, а оказалось, что это занятия и нужно прикладывать усилия при выполнении упражнений. Что было на занятии наблюдали и родители, и педагоги, и дети, участвующие в программе.
Десятилетний мальчик протестовал: катался по полу, громко заявлял, что хочет уйти, не реагировал на замечания старших, не хотел выполнять упражнения и графокоррекцию. А в это время бабушка испытывала огромное чувство стыда за своего внука и понимала свою ошибку, что не сказала ребёнку правду.
Семья получила рекомендации, что ребёнку нужно говорить только правду, а ещё лучше заранее, т.е. вечером, вместе с ним составлять план на следующий день и обсуждать совместно с ребёнком итоги дня. Поэтому, когда вечером бабушка честно рассказала внуку о причинах предстоящих занятий и почему ему надо постараться, тогда и второй день программы прошел достаточно успешно. Александр сидел спокойно и выполнял 60 минут графокоррекцию, потому что ребёнок уже понимал, для чего он это делает и какие задачи старается решить. А после занятия ребёнок даже дал интервью, в котором честно рассказал о том, что у него есть сложности с обучением и он готов заниматься, чтобы решить эти проблемы. С этим ребёнком такого ещё не бывало: раньше усидеть на месте он мог не более 3-5 минут.
А всё, что надо было сделать - это честно поговорить с ребёнком, объяснить по-взрослому, к чему может привести нежелание трудиться.
Что происходит с теми детьми, с которыми родители выстраивают лживые отношения?
В подростковом периоде такой ребёнок начинает и сам обманывать родителей: где и с кем гуляет в свободное время, какие оценки получает в школе. Всё дальше и дальше отдаляясь, ребёнок перестаёт делиться с родителями своими переживаниями, и даже в том случае, когда возникают какие-то трудности.
Что же должны знать дети о себе, чтобы не потерять доверия к родителям?
Честные отношения в семье формируют у ребёнка важный компонент доверия.
Дети должны знать, какие трудности в учёбе у них имеются. Так же родители должны объяснять ребёнку, что его навыки в чтении и письме не соответствуют возрасту и что эти проблемы нужно решать совместно с сильными педагогами, которые будут помогать ему выйти на новый уровень обучения и для этого надо будет приложить усилия и потрудиться.
Понимание этого поможет сохранить искренность в отношениях и доверие ребёнка к родителям.
А это первый шаг на пути к преодолению трудностей в обучении.
Дети должны принимать ответственность за свои поступки и проблемы с учёбой: знать, что хорошо, а что плохо, уметь признавать ошибку и исправлять её. Ведь самое главное - это извлекать уроки и двигаться дальше.
А взрослым надо быть предельно искренними в общении с ребёнком.
А вы умеете честно говорить с ребёнком о его трудностях в учёбе?
Поделитесь, пожалуйста, своим опытом в комментариях.