Найти тему
Книжные раскопки Kopist

Венецианская сторта - тесак/фальшион 15-17 века. Конструкция и технология изготовления

Одним из самых популярных видов оружия в 15-16 веках по всей Европе были всевозможные тесаки. Польские корды, немецкие мессеры и дюссаки, чешские тесаки — во множестве вариаций и за любую цену, от крестьянских до рыцарских. А в Италии — сторта.

Сторта с клеймом ANDREA FERARA, около 1600. Собрание замка Трацберг, Австрийский Тироль. По Месснер, 2022
Сторта с клеймом ANDREA FERARA, около 1600. Собрание замка Трацберг, Австрийский Тироль. По Месснер, 2022

Это — весьма дорогой вариант, если клеймо подлинное. И клинки, и эфесы отличались большим разнообразием.

По Тонелли и др., 2016
По Тонелли и др., 2016

Условно-среднестатистическим на конец 16 - начало 17 века итальянские исследователи считают вариант номер 2 на фотографии выше. Вот его чертеж, все размеры - в пунктах, 1 пункт = 4.13 мм, 1 рука (arm) = 144 пункта — длина клинка.

По Тонелли и др., 2016
По Тонелли и др., 2016

В данном случае мастер заодно решил поупражняться в математике. 13, 21, 34, 55, 89, 144 - часть ряда чисел Фибоначчи. Ну а в миллиметрах полная длина 735 мм, клинок 595 мм, ширина клинка 41 мм, толщина - 4 мм. И это вполне типичные значения для близкого оружия других регионов, например, для "широких" чешско-моравских тесаков того же времени. (Узкие имели клинок в 25-35 мм шириной, зачастую — при большей толщине и длине.) При этом не все сторты имели поперечную защиту, а вот тесаков указанного типа без такой защиты практически не встречается — скорее не будет перекрестья, дужка также весьма редка.

Также, хотя на иллюстрациях выше крепление рукояти выполнено расклепыванием хвостовика, существуют и варианты с "ножевым" креплением заклепками, как у центральноевропейских тесаков. Встречаются они и в музеях, и в изобразительных источниках 15-17 века.

Венеция, около 1490 года. Фото — музей Метрополитен, СС0
Венеция, около 1490 года. Фото — музей Метрополитен, СС0

Длина 914 мм, вес 981 грамм.

Что известно о материалах и технике изготовления? В 2016 году группой итальянских ученых был опубликован очередной материал по исследованию брешианской металлургии, с металлографическим исследованием обломка сторты (номер 4 на фотографии выше).

По Тонелли и др., 2016
По Тонелли и др., 2016

В клинке заметны многочисленные сварные швы.

А - сечение клинка после травления, b - перлит и бейнит, c, d  - сварные швы и переходы структур, е - феррит. По Тонелли и др., 2016
А - сечение клинка после травления, b - перлит и бейнит, c, d - сварные швы и переходы структур, е - феррит. По Тонелли и др., 2016

Клинок имеет ядро из сварочного железа и v-образную оболочку из среднеуглеродистой стали. Анализы металла в области лезвия, выполненные при помощи квантометра и анализатора углерод/сера это подтверждают.

Усредненные данные квантометра. По Тонелли и др., 2016
Усредненные данные квантометра. По Тонелли и др., 2016

Распределение углерода:

Результаты анализа сера/углерод. По Тонелли и др., 2016
Результаты анализа сера/углерод. По Тонелли и др., 2016

Судя по неравномерностям анализа, стальная оболочка клинка была выполнена из ламинацией пакета средне/высоко углеродистой стали и сварочного железа, или, по брешианской терминологии, "ammassellamento". На момент изготовления оружия, данная технология считалась итальянцами лучшей для изготовления одновременно твердой и упругой стали для клинков и ружейных стволов. Также данная техника считалась неотъемлемым элементом стиля Андреа Феррара, одного из знаменитейших итальянских оружейников, стортой с клеймом которого открывается эта статья.

По Тонелли и др., 2016
По Тонелли и др., 2016

Металлографическое исследование эфеса дало крайне интересную картину.

По Тонелли и др., 2016
По Тонелли и др., 2016

Основание и передние квилоны были выполнены также из ламината, хотя и с заметно меньшим содержанием углерода, чем для лезвия. Дужка — из сварочного железа. И, судя по структурам, после сварки эфес был отожжен, неясно — намеренно или просто из-за долгого остывания в кузнице после сварки.

По Тонелли и др., 2016
По Тонелли и др., 2016

Навершие также было выполнено из ламинированной стали, опять-таки с довольно низким содержанием углерода. Между хвостовиком и навершием обнаружены остатки органического вещества, вероятно, смолы либо клея.

По Тонелли и др., 2016
По Тонелли и др., 2016

Анализ шлаковых включений показал, что весь металл был изготовлен передельным процессом, то есть по цепочке чугун — сталь и чугун — сварочное железо. (Подробнее в статье "Сталь миланских доспехов...", ссылка в конце.) Причем, скорее всего, металл был произведен из одного из месторождений Val Gabbia, долины Габбиа, недалеко от Кайно, где и был откован сам клинок.

Предположительная технологическая схема:

Как видно, в данном случае "pattern welded" - ламинированная сталь. По Тонелли и др., 2016
Как видно, в данном случае "pattern welded" - ламинированная сталь. По Тонелли и др., 2016

Твердость клинка: 579–610 HV0.5 на поверхности, 321-436 HV0.5 в переходных зонах (бейнит), 121-152HV0.5 ядро. Клинок был закален вертикальным погружением (хвостовик не закален), возможно с самоотпуском. Эфес: 98-206 HV0.5, навершие 75-249 HV0.5. Заметно, что было произведено заметно меньше сложений для их стали, чем для стали клинка — металл гораздо менее однороден. Эфес и навершие, как я писал ранее, вероятно были отожжены. По мнению исследователей, намеренно - с целью максимально избавиться от хрупкости.

А это — современная реплика сторты под номером 2, изготовленная на основе приведенных выше данных.

По Сартори, 2019. Фото — Альберто Далла Валле
По Сартори, 2019. Фото — Альберто Далла Валле

Эфес:

По Сартори, 2019. Фото — Альберто Далла Валле
По Сартори, 2019. Фото — Альберто Далла Валле

Основной источник: "Историческая и металлургическая характеристика фальшиона, изготовленного в Кайно (Брешия, Италия) в начале 17 века", Тонелли, Фачолли, Готти, Роберти, Корначчиа, 2016, DOI: 10.1007/s11837-016-1920-3.

Другие статьи "брешианского" цикла:

Тесаки и технологии на канале:

Подписка, комментарий, лайк помогут развитию канала. Спасибо!