Найти в Дзене
Книжные раскопки Kopist

Стальной ажур - прорезные клинки шпаг и рапир 16-18 веков

Вторая половина 16 века — все еще время длинных и тяжелых рапир. И, похоже, одновременно это и время, когда оружейники окончательно поверили в прочность стали, а их заказчики захотели выделяться не только эфесами, но и клинками своего оружия. К примеру, таким. Или таким. Оба клинка — работы Хуана Мартинеса Старшего, королевского оружейника из Толедо. В написании своего времени - Ivan Martinez. (Тогда и англичане Джона писали Iohn.) Обе рапиры при этом вполне серьезных размеров, ничем не уступающие своим собратьям с клинками попроще. Не максимально длинные, конечно. Средние. Первая: 1324 мм длина, 1143 мм клинок, вес 1191 грамм.
Вторая: 1200 мм длина, вес 1220 граммов. И немного о клеймах и надписях на клинках. Надпись — это "In te, Domine, speravi, non [confundar in aeternum.]", "На Тя́, Го́споди, упова́хъ, да не [постыжу́ся во вѣ́къ]", начало 30 псалма. Имеется на очень многих клинках с подписью Мартинеса. Месяц — личный знак, корона с Т - Толедо, корона и лилия — знак королевского о

Вторая половина 16 века — все еще время длинных и тяжелых рапир. И, похоже, одновременно это и время, когда оружейники окончательно поверили в прочность стали, а их заказчики захотели выделяться не только эфесами, но и клинками своего оружия. К примеру, таким.

Вторая половина 16 века. Фото — музей Метрополитен
Вторая половина 16 века. Фото — музей Метрополитен

Или таким.

Клинок около 1570 года. Фото — Художественно-исторический музей Вены
Клинок около 1570 года. Фото — Художественно-исторический музей Вены

Оба клинка — работы Хуана Мартинеса Старшего, королевского оружейника из Толедо. В написании своего времени - Ivan Martinez. (Тогда и англичане Джона писали Iohn.)

Клинок около 1570 года. Фото — Художественно-исторический музей Вены
Клинок около 1570 года. Фото — Художественно-исторический музей Вены

Обе рапиры при этом вполне серьезных размеров, ничем не уступающие своим собратьям с клинками попроще. Не максимально длинные, конечно. Средние.

Первая: 1324 мм длина, 1143 мм клинок, вес 1191 грамм.
Вторая: 1200 мм длина, вес 1220 граммов.

И немного о клеймах и надписях на клинках.

По Марек, 2014
По Марек, 2014

Надпись — это "In te, Domine, speravi, non [confundar in aeternum.]", "На Тя́, Го́споди, упова́хъ, да не [постыжу́ся во вѣ́къ]", начало 30 псалма. Имеется на очень многих клинках с подписью Мартинеса.

Месяц — личный знак, корона с Т - Толедо, корона и лилия — знак королевского оружейника. Разумеется, все эти знаки подделывались, как всегда. Так что сколько клинков правда вышло из рук Мартинеса — теперь вряд ли узнать.

Впрочем, в происхождении некоторых клинков можно быть более уверенными. Следующий, например, происходит из дворца силезской ветви Пястов.

По Марек, 2014
По Марек, 2014

А этот — из оружейной принцев-электоров Саксонии, принадлежала Кристиану II.

1606 год (эфес). Фото — музей Метрополитен
1606 год (эфес). Фото — музей Метрополитен

Несмотря на золото и камни — вполне может быть использована как оружие. Длина 1219 мм, клинок 1048 мм, вес 1474 грамма.

Следующий клинок происходит из той же оружейной, но принадлежал Кристиану I, а сам клинок — миланский, работы, Фредерико Пиччинино.

Конец 15 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Конец 15 века. Фото — музей Виктории и Альберта

Длина 1150 мм, клинок 970 мм. Вес не указан.

Как видите — еще более сложная раздоловка, хотя сам узор очень схож у всех клинков.

Мода на прорезные клинки не прошла с началом 17 века. Такие клинки встречались и на появившихся более легких рапирах.

Фото — Художественно-исторический музей Вены
Фото — Художественно-исторический музей Вены

Италия (Беллуно), начало 17 века, 1160 мм длина и 1 килограмм вес.

Фото — музей Метрополитен
Фото — музей Метрополитен

Снова Италия и начало 17 века, 1133 мм длина, 981 мм клинок, и всего 822 грамма вес.

И еще одна итальянская рапира, 1620 год.

Фото — Художественный музей Филадельфии
Фото — Художественный музей Филадельфии

Резная стальная чашка. Длина 1350 мм, вес не указан.

Не отставали и немцы. Хотя здесь мастер, похоже, бросил резьбу незаконченной.

Фото — музей Виктории и Альберта
Фото — музей Виктории и Альберта
Фото - музей Виктории и Альберта
Фото - музей Виктории и Альберта

Зато теперь нам хорошо видно, как она выполнялась. Около 1630 года, длина 1200 мм.

Хотел же мастер, очевидно, сделать что-то подобное:

Фото — Художественный музей Кливленда
Фото — Художественный музей Кливленда

Германия, 1630-50 год. Длина 1003 мм, клинок 865 мм, вес 840 граммов.

Одни испанцы продолжали придерживаться традиций в узоре клинка, но не отставали в резьбе по чаше эфеса. При этом сам клинок... впрочем, сейчас увидите. Тоже очень традиционен.

Фото — музей Метрополитен
Фото — музей Метрополитен

Испания, около 1650. Длина - 1480 мм (!), клинок 1337 мм, вес 1559 граммов. Кто-то очень хотел ударить противника первым. Здесь не удержусь и покажу не только клинок, но и резьбу по чаше — она того достойна.

И качества металла хватало, чтобы владелец не боялся за рапиру.

Ну а другие, напротив, делали легкие и быстрые клинки. Эфес — Голландия.

Фото — Художественный музей Кливленда
Фото — Художественный музей Кливленда

Клинок — Испания, 1650-1660 год, длина шпаги 927 мм, клинка 759 мм, вес 650 граммов. В два с половиной раза легче предыдущей рапиры. Это уже камзольная шпага.

Как и следующая — английская, 1720-1760 года, с очень похожим декором клинка.

Фото — Художественный музей Кливленда
Фото — Художественный музей Кливленда

Длина 970 мм, клинок 805 мм, вес 440 граммов. К сожалению, нет полной фотографии клинка, но похоже на колишемард.

А еще в середине 18 века можно было встретить и вот такое.

Фото — Художественно-исторический музей Вены
Фото — Художественно-исторический музей Вены

Около 1740 года, Зальцбург. Длина 870 мм. Вес не указан.

Принадлежала Францу I Стефану, основателю и первому императору лотарингской ветви Габсбургов, за несколько лет до вступления на австрийский (Священной Римской империи германской нации) трон.

Вот только сам клинок...

Фото — Художественно-исторический музей Вены
Фото — Художественно-исторический музей Вены

В общем, более ранние мне нравятся больше. Намного. Так что напоследок покажу еще одну работу Хуана Мартинеса.

Фото — музей Метрополитен
Фото — музей Метрополитен

Около 1580 года. Эфес немецкий. Длина 1238 мм, вес 1507 граммов.

Источник, кроме сайтов музеев - "Рапиры Хуана Мартинеса Старшего — королевского оружейника из Толедо, найденные в Польше" Марек, 2014.

Другие статьи о шпагах и рапирах на канале:

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!