Японское космическое агентство JAXA недавно объявило, что космический зонд SLIM успешно пережил вторую лунную ночь. И это прекрасно, друзья!
19 января 2024 года в 15:20 UTC SLIM вошёл в историю космонавтики, став первым японским зондом, приземлившимся на лунную поверхность. Правда произошло это несколько необычным способом: при спуске отказал один из двух двигателей, и его сопло оторвалось примерно на высоте 50 метров. В результате этого события зонд опустился на поверхность Луны буквально «вверх тормашками».
Тем не менее миссия выполнила большую часть поставленных задач. И главная из них заключалась в демонстрации возможности точной посадки в заранее определённом районе. 31 января на космический аппарат была передана команда на переход в спящий режим. На всю длинную холодную лунную ночь.
На самом деле SLIM не был предназначен для того, чтобы «ночевать» на Луне. Специалисты ожидали, что он «уснёт» навсегда из-за низких температур точно так же, как это произошло с индийским аппаратом «Чяндраян-3», который не смог «проснуться» в прошлом году после завершения своей однодневной миссии на Луне.
15 февраля Солнце снова взошло в зоне приземления SLIM, к востоку от кратера Сиори (13,31549° южной широты, 25,24889° восточной долготы), а неделю спустя, когда этот район был достаточно освещён, JAXA начало попытки установить с ним связь. И 25 февраля, примерно в 10:00 по всемирному координированному времени, зонд неожиданно ответил Земле!
В ЦУПе ликовали! Героический робот смог выдержать лютый холод! И выжить! Хотя позже оказалось, что не без потерь: при попытке задействовать многодиапазонную спектроскопическую камеру выяснилось, что она не работает, поскольку, вероятно, была повреждена из-за воздействия низких ночных температур.
28 февраля в 18:00 UTC Солнце снова зашло над районом кратера Сиори. Началась очередная ледяная лунная ночь. 25 марта, когда наше светило поднялось достаточно высоко, JAXA снова попыталось связаться со SLIM. И зонд снова отреагировал! Он пережил и вторую лунную ночь! А 28 марта, на закате, было сделано новое изображение его навигационной камерой.
К сожалению, JAXA сообщило о серьёзных сбоях, произошедших в ходе проведения работы. И вполне возможно, что ещё одну лунную ночь SLIM точно не переживёт. Однако никто не осмеливается говорить об этом как о фактически свершившимся факте.
Почему же так сложно пережить ночь на Луне? Дело в том, что космическим аппаратам, которые оказываются на ночной стороне Луны, приходится иметь дело с очень низкими температурами, которые могут опускаться до -180 º C. Хотя это, безусловно температура, с которой может столкнуться любой спутник в космическом вакууме, проблема не только в этом. А ещё и в том, что продолжительность лунной ночи составляет 14 земных суток. И это задаёт особые требования к конструкции космического аппарата, способного продержаться две недели при очень низких температурах.
Чтобы достичь таких характеристик, необходимо принять множество мер. Таких, например, как возможность перевода КА в спящий режим. Или добавление нескольких слоёв изоляции к его обшивке. Или размещение нагревателей в наиболее чувствительных системах, особенно в системах питания, которые в настоящее время являются самым слабым звеном при проектировании подобных устройств.
К тому же стоит забывать, что лунный день тоже далеко не простое время. В полдень КА может запросто разогреваться до пары сотен градусов тепла. И это тоже вносит сложности при проектировании системы терморегулирования лунного КА, поскольку температура днём всё время меняется по мере восхода и затем захода Солнца.
Движение Солнца также приводит к изменению длины и положения теней, что усложняет моделирование теплового режима стационарного КА (например, необходимо защищать радиаторы от попадания солнечных лучей). Кроме того, необходимо учитывать тепло, излучаемое и поверхностью Луны.
Но, как бы то ни было, миссия SLIM дала Японии право присоединиться к избранному клубу стран, космические изделия которых успешно пережили лунную ночь. В этот клуб на сегодняшний день входят Соединённые Штаты, Советский Союз и Китай.
Список космических аппаратов, переживших лунную ночь:
1. «Чанъэ-3» (2013 г.): 127 лунных ночей (всё еще активен). Питание: плутониевый РИТЭГ производства России.
2. «ALSEP» «Аполлон-12» (1969): 98 лунных ночей. Питание: РИТЭГ SNAP-27 с 3,8 кг оксида плутония-238.
3. «ALSEP» «Аполлон-14» (1971): 83 лунные ночи. РИТЭГ SNAP-27 с 3,8 кг оксида плутония-238.
4. «ALSEP» «Аполлон-15» (1971): 77 лунных ночей. РИТЭГ SNAP-27 с 3,8 кг оксида плутония-238.
5. «ALSEP» «Аполлон-16» (1972 г.): 68 лунных ночей. РИТЭГ SNAP-27 с 3,8 кг оксида плутония-238.
6. «Чанъэ-4» и «Юйту-2» (2019 г.): 63 лунные ночи (все еще активны на обратной стороне). РИТЭГ с плутонием-238 производства России.
7. «ALSEP» «Аполлон-17» (1972): 60 лунных ночей. РИТЭГ SNAP-27 с 3,8 кг оксида плутония-238.
8. «Юйту-1» «Чанъэ-3» 2013 г.: 31 лунная ночь. РИТЭГ с плутонием-238 производство России.
9. «Луноход-1» («Луна-17» 1970 г.): 11 лунных ночей. Радиоизотопный источник тепла В3-Р70-4 с полонием-210.
10. «Сервейер-1» (1966): 6 лунных ночей. Серебряно-цинковые батареи.
11. «Луноход-2» («Луна-21» 1973 г.): 4 лунные ночи. Радиоизотопный источник тепла В3-Р70-4 с полонием-210.
12. «Сервейер-5» (1967): 3 лунные ночи. Серебряно-цинковые батареи.
13. «SLIM» (2023): 2 лунные ночи (все еще активен). Литий-ионные аккумуляторы.
14. Посадочный модуль «Чанъэ-5» (2019 г.): 1 лунная ночь. РИТЭГ с плутонием-238 производство России.
15. «Сюрвейер-6» (1967): 1 лунная ночь (после пробуждения проработал недолго). Серебряно-цинковые батареи.
16. «Сюрвейер-7» (1968): 1 лунная ночь. Серебряно-цинковые батареи.
17. «EASEP» «Аполлон-11» (1969): 1 лунная ночь. Два РИТЭГ по 15 Вт.
Всем добра.
Ищете что-то полезное и недорогое, но в тоже время прекрасное?
Здесь есть всё*👇
- А ещё почитать найдёте?
- Конечно! Главная страница канала👇
*Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543