Сколько же в начале XIX века было фонарей в Кронштадте?
Сведения об этом содержатся в докладной записке губернатора Кронштадта и главного командира порта адмирала фон Моллера. В 1811 году ему поступил запрос от Министерства полиции (а городское освещение было в её ведении) относительно городского благоустройства. В ответе губернатора указано, среди прочего, и о состоянии городского освещения. Фон Моллер писал, что
«о фонарях, которых было потребно иметь с рефлекторами 431 для генеральных улиц и которых на самом деле имелось 26 целых и 27 чиненых»,
и находятся они только у казённых зданий.
В рапорте также упоминается режим работы городского освещения – 6 месяцев в году с 15 сентября по 15 марта по 23 дня в каждом месяце.
В докладе фон Моллера упоминались рефлекторы – это были специальные отражатели сложной формы, установленные внутри световой камеры для усиления света. Но, на самом деле, никакие ухищрения не могли улучшить качество освещения масляных фонарей. Свет у них был слабый и ненадежный и не сколько освещал улицу сколько просто обозначал место нахождения фонаря, который еще и разбрызгивал горячие капли масла, падавших на прохожих
Так что, на весь город было всего 53 действующих фонаря и если мы посмотрим на изображения Кронштадта первой половины XIX века, то действительно увидим их очень немного.
Между тем в мире уже назревала настоящая революция в области освещения – светильный газ – смесь различных углеводородов (метан, пропан, этан и других). Газ светился гораздо ярче пламени любого жирового светильника (примерно 10-12 свечей). Получали его при сухой перегонки каменного угля, нефти, дерева, торфа. Уже в конце XVIII века, в эпоху промышленного переворота, началась разработка осветительных газовых установок, которые начали применяться для внутреннего освещения заводских цехов и общественных зданий. А в 1810 году в Лондоне было открыто «Общество светильного газа и кокса», которое уже через три года занялось освещением британской столицы и других городов.
В Петербурге также велись опыты с газовыми установками, а в 1835 году было создано «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», которое построило на Обводном канале газовый завод, работавший на привозном английском коксующемся угле и в 1839 году в центре города зажглись первые 204 газовых фонаря.
Кронштадт позволить себе такую роскошь как газовый завод не мог, но городские власти нашли выход – в городе в середине XIX века было введено спирто-скипидарное освещение. Горючая жидкость представляла из себя смесь, состоящую из четырех частей спирта и одной части скипидара. Добавление скипидара было обусловлено тем, что спирт горит несветящимся пламенем. Яркость пламени придавали раскаленные частицы углерода, которых в скипидаре намного больше, чем в спирте. Свет от таких фонарей был ярче, чем от масленых, а спирт приобретался при откупе от казны по сравнительно низкой цене.
Но с ликвидацией системы откупов в 1863 году это освещение стало очень дорого, и было не по средствам города. Вновь рассматривался вопрос о введении газового освещения, но при незначительности городских доходов, из которых возможно было ассигновать на освещение не более 14 000 рублей, предложение не могло осуществиться.
Тогда городская дума намеревалась осветить Кронштадт канфином – горючей древесной жидкостью с острым запахом, который, однако, при горении не распространялся. Затем хотели употребить для ламп смесь канфина с керосином, но остановились на керосине и фотонефтиле (продукте переработки нефти – использовался для изготовления парафиновых свечей) и заключили с подрядчиком контракт на три года. Керосиновое освещение, однако, имело очень серьезный недостаток в том, что требовался постоянный подвоз горючей жидкости и при перебоях в поставках в период межсезонья весной и осенью город мог погружаться во мрак на недели.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...