Найти в Дзене
Александр Фёдоров

Фонари Кронштадта. Как освещали город до революции. XVIII в. Часть 1-я

В современном мире городское освещение наравне с асфальтированием улиц, их уборкой и озеленением является важнейшим элементом благоустройства. Но исторически относительно недавно освещать улицы считалось роскошью. В допетровской России его вообще не было. Да и при Петре Великом и после него в XVIII веке улицы освещались только в столицах – Санкт-Петербурге и Москве. В российских губернских городах регулярное освещение стало появляться только в первой половине XIX века. А уездные города могли его не иметь и в веке двадцатом. Кронштадт по своим размерам был как раз таким уездным городом. Но его большое значение как крепости и военного порта, а также близость к столице сделали своё дело. Здесь любые новшества, в том числе, и в области благоустройства внедрялись куда быстрее, чем в других городах России. Так что уличные фонари в Кронштадте появились уже в XVIII веке. Когда это произошло конкретно точно не известно. Генерал Фёдор Алексеевич Тимофеевский автор известной книги «Краткий истори

В современном мире городское освещение наравне с асфальтированием улиц, их уборкой и озеленением является важнейшим элементом благоустройства. Но исторически относительно недавно освещать улицы считалось роскошью. В допетровской России его вообще не было. Да и при Петре Великом и после него в XVIII веке улицы освещались только в столицах – Санкт-Петербурге и Москве. В российских губернских городах регулярное освещение стало появляться только в первой половине XIX века. А уездные города могли его не иметь и в веке двадцатом.

Кронштадт по своим размерам был как раз таким уездным городом. Но его большое значение как крепости и военного порта, а также близость к столице сделали своё дело. Здесь любые новшества, в том числе, и в области благоустройства внедрялись куда быстрее, чем в других городах России. Так что уличные фонари в Кронштадте появились уже в XVIII веке. Когда это произошло конкретно точно не известно. Генерал Фёдор Алексеевич Тимофеевский автор известной книги «Краткий исторический очерк 200-летия города Кронштадта» писал, что

«В первой половине 18-го столетия кронштадтские улицы почти не освещались, лишь кое-где стояли фонари с небольшими масляными лампочками».

Скорее всего это были фонари так называемого «голландского образца» - простые и скромные, без каких-либо украшений. Светильные камеры крепились на деревянных столбах. Боковые грани вместо целых стекол имели расстекловку. Емкость с маслом и с нитяным фитилем располагалась внутри светильной камеры. Свет от таких фонарей был неярким. Его можно сравнить со светом от двух свечей.

Фонарь голландского образца (конец XVII - начало XVIII века)
Фонарь голландского образца (конец XVII - начало XVIII века)

Первый масштабный проект освещения Кронштадта появился в конце XVIII века в правление императрицы Екатерины II и был связан с переводом в Кронштадт петербургского Адмиралтейства. После случившегося на судостроительной верфи сильного пожара в мае 1783 года государыня решила убрать опасное производство из центра столицы. Через полтора года был утвержден проект главного командира Кронштадтского порта адмирала Самуила Грейга, который предусматривал окружение производства каналом или, как он назывался в документах того времени, «рвом».

-2

«Внешнюю сторону оного рва оградить железным полисадником в высоту 10 или 12 фут, с фонарями расположенными в пристойных расстояниях вдоль полисадника».

Всего предполагалось установить 49 фонарей. Предназначались они для того, чтобы часовые

«с помощью света от фонарей ясно могут видеть всё происходящее внутри рва, и примечать, не закрылся ли кто в ров с каким злым намерением».

Проект перевода судостроительной верфи в Кронштадт полностью так и не был осуществлен. И нет точных сведений, сколько в итоге было установлено фонарей вдоль ограды Обводного канала.

Ограда Обводного канала в Кронштадте (фото автора)
Ограда Обводного канала в Кронштадте (фото автора)

Внешний вид фонарей в конце XVIII века оставался очень простым – деревянные столбы к которым прикреплялись кронштейны для установки световых камер. Обычно они были круглой формы, так как изготавливались из выдувного стекла. Процесс их производства был дорогим и трудоемким, что сильно сдерживало количество фонарей.

В Европе в это время активно производили пирамидальные световые камеры, грани которых делали из плоского стекла. Но в России такое стекло долгое время из-за отсутствия собственного производства было предметом роскоши. Лишь в 90-е годы XVIII века было налажено отечественное производство, и цены естественно упали. В Петербурге количество фонарей к 1803 году удвоилось в сравнении с 1790-ми годами и достигло 7000.

Но Кронштадт это петербургский «фонарный бум» практически не затронул.

Вообще Кронштадт конца XVIII века представлял собой по описаниям путешественников очень неблагоустроенный город, напоминавший большую деревню, так как был застроен в основном деревянными домами. Улицы были не мощенные и превращались весной и осенью в непролазную грязь.

Только в начале XIX века ситуация стала улучшаться. Швейцарский писатель Этьен Дюмон, посетивший Кронштадт в 1803 году писал, что

«Из прогулки по Кронштадту я убедился, что произведены большие улучшения (…) Вымощено несколько улиц, прорыты канавы для приёма и стока вод, засыпаны некоторые болотистые места, улицы стали опрятными, и воздух чистым».

Об освещении Дюмон ничего не написал. Но в любом случае фонарей на кронштадтских улицах было мало.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...