Найти в Дзене

Досрочный ЕГЭ. Сочинение по тексту К.Г. Паустовского «Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам...»

Оглавление

Рассмотрим ещё один текст из досрочного ЕГЭ по русскому языку, рассуждения Паустовского о связи художественного и литературного искусства.

Другие тексты из досрока:

✅ Текст Фазиля Искандера про лень и ярлыки («Одно из забавных свойств человеческой природы...» — здесь разбор самого текста, здесь первый, а тут второй вариант сочинения по нему)

✅ Текст Сухомлинского о школе и воспитании (текст, его разбор и сочинение по нему можно прочитать тут)

Приступим. Сначала читаем исходный текст, выделяем смысловые части:

-2
-3

Далее значком ⛓️ отмечены связи между примерами-иллюстрациями, а значком ❓ — возможные проблемы исходного текста. Выходим на проблему через примеры.

Анализируем прочитанное

-4

⛓️ Противопоставление или сопоставление

Что даёт человеку умение воспринимать красоту?

Как понимание художественного искусства влияет на произведения прозаика?

-5

Как научиться видеть прекрасное?

В чём причины неспособности писателя ярко и правдиво отразить действительность?

-6

⛓️ Причинно-следственная связь

Благодаря художественному видению (2) писатель может расцветить прозу, наполнить её оттенками, сделать образы более чёткими (1)

ИЛИ

⛓️ Аналогия

Как художнику важно внимательно подмечать красоту природы (1), так и писателю стоит научиться развить способность «смотреть на все с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками» (2)

Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства?

Чему писатель может научиться у художника?

Готовое сочинение

Как понимание художественного искусства влияет на произведения прозаика? Над этим вопросом задумывается писатель Константин Георгиевич Паустовский в тексте, предложенном для анализа.

Чтобы привлечь читателя к поставленной проблеме, автор говорит о начале своего писательского пути. Так, герой-рассказчик не сразу научился передавать на бумаге мир во всех красках: это неумение было причиной «стёртости» и «бесцветности написанного», из-за него переходы и оттенки сливались «в нечто однообразное». Становится ясно, что отсутствие художественного видения негативно сказывается на выразительности прозы.

Далее автор описывает эксперимент, подсказанный одним художником. Чтобы научиться замечать красоту и передавать её в произведениях, нужно «смотреть на все с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками». Последовав этому совету, рассказчик понял, что раньше он не видел «и десятой доли того», что заметил теперь: «и люди, и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше». Мы понимаем, что творчество писателя обогатилось красками и деталями благодаря развитию художественного взгляда.

Данные примеры связаны с помощью сопоставления: сравнивая свои ранние произведения с теми, которые получились после проведённого эксперимента, автор приходит к выводу о том, что без художественного видения проза будет «омертвелой».

Мнение К.Г. Паустовского ясно: понимание живописи, умение смотреть на мир глазами художника делает прозу по-настоящему живой, убедительной, интересной.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, изобразительное искусство неразрывно связано с искусством слова, без понимания его законов проза будет сухой и безжизненной. Эту мысль подтверждает тот факт, что многие русские классики были не только литераторами, но и художниками. Александр Сергеевич Пушкин в черновиках поэм и прозаических произведений часто оставлял наброски-иллюстрации. Талантом живописца обладал и Михаил Юрьевич Лермонтов, изображавший яркие пейзажи, и знаменитый поэт Василий Жуковский. Итак, художественное видение литератора напрямую влияет на выразительность его лирических и прозаических произведений.

Таким образом, все виды искусства неразрывно связаны между собой, и в особо близких отношениях находятся литература и живопись. Без красочного восприятия мира, способности заметить все оттенки людских чувств и природных явлений писатель вряд ли сможет создать убедительное художественное произведение.

Пятигорск, изображённый М.Ю. Лермонтовым
Пятигорск, изображённый М.Ю. Лермонтовым

📝 Надеюсь, проделанный анализ поможет вам при самостоятельном разборе других текстов или при составлении рассуждения по этому)

Какое сочинение написать следующим? Комментарии открыты для ваших предложений! И не забудьте поставить лайк и подписаться на канал — впереди много полезных материалов ✨