Найти в Дзене
Левая психология

От спокойствия к блаженству: иерархия радости и удовольствий

Оглавление

Левая психология. Часть 1.

Посвящается И.А. Ефремову

Вы можете меня закидать шапками...но я скажу следующее. Что бы человек ни делал и к чему бы ни стремился, в конечном счете он хочет только одного — испытать позитивные эмоции и переживания.

Любая деятельность, совершаемая человеком, имеет осознаваемую или неосознаваемую цель удовлетворить его стремление к позитивным эмоциям и переживаниям. Далее я буду называть это для краткости и простоты - удовольствием или радостью.

Этот нехитрый постулат можно легко доказать.

Вот человек зарабатывает деньги, хочет стать миллионером. Спросите его:
- А зачем тебе деньги?
Он может ответить:
- Ну когда я стану миллионером, тогда я смогу заниматься любимым делом, отдыхать и кайфовать!
Далее вы:
- А зачем тебе заниматься любимым делом, отдыхать и кайфовать?
Он:
- Ну я так хочу, мне нравится!
- А почему тебе это нравится?
- Почему, да почему, нравится и все!
- И все-таки?
- Не знаю…
- Потому что ты испытываешь позитивные эмоции...
- Ха-ха, ну, допустим...Тоже мне, я думал, что-то умное скажешь, а это и дураку понятно…

Или другой пример. Человек жертвует собой, совершает подвиг.
- Почему ты совершил подвиг?
- Я не мог по-другому.
- Почему? Ты же мог просто пройти мимо…
- Я не мог. Я бы просто потом не смог с этим жить, меня бы совесть замучила…
- То есть муки совести страшнее, чем...
- Да дело даже не в этом. Просто как жить после этого? Как покой найти?
- То есть ты поступаешь правильно, как велит долг, чтобы не испытывать мук совести и потом жить радостно с чувством выполненного долга?
- Да, наверное…
- То есть сознание того, что ты поступаешь правильно, как настоящий человек, все-таки дарит радость?
- Да

Еще один пример. Женщина заводит семью, рожает ребенка.
- Зачем тебе ребенок? Это же бессонные ночи, надо кормить, заботиться! Столько хлопот! А сколько денег надо тратить!
- Ну как зачем? Ребенок — это же радость!
Это самый короткий диалог. Продолжать его нет смысла, тут все понятно сразу.

Для чего я привел эти диалоги. Просто хочу продемонстрировать на конкретных жизненных примерах, что если убрать всю шелуху ментальных конструкций, рационализирующих наше поведение, в голом остатке человек, делая или не делая что-либо, всегда стремиться испытать позитивные эмоции и позитивные переживания.

Какую бы потребность мы ни взяли, всегда при ее удовлетворении человек испытывает позитивные эмоции. Это неизбежно. Даже если вы не хотите этого, все равно при удовлетворении потребностей вы будете неотвратимо испытывать позитивные эмоции и переживания. С этим следует смириться и принять как данность, как закон жизни.

Однако эта мысль насколько простая, понятная, логичная, настолько же морально неприемлема. Принято считать, что человеческие страдания — это благородно. Существует феномен мученичества, когда человек готов отстаивать свою веру, свои идеи до конца, даже подвергаясь пыткам, принимая мученическую гибель. Человек, который не страдает, не может достичь духовных высот и обрести душевное благородство. И это правда. Человек, умирающий за идею, все равно не может поступить иначе. Для него гораздо хуже предать свою совесть и продолжать жить, чем умереть, оставшись верным себе до конца. Физические мучения, сколь бы невыносимыми они ни были, не могут перевесить мук духовных. И человек, принимая мученическую гибель, чувствует единение с чем-то гораздо более великим, чем он сам, что дает силы и приносит радость. Поэтому стремление к радости есть даже в акте мученической смерти, как бы парадоксально это не звучало. Но наша жизнь существует по законам диалектики, согласно которой противоположные феномены и явления всегда переплетаются между собой и стимулируют развитие друг друга, поэтому парадоксы — это нормально.

Многие знают про иерархию потребностей А. Маслоу (ее ошибочно называют пирамидой, однако сам Маслоу не пользовался этим термином). Каждая из этих потребностей (от физиологических до потребностей высшего уровня - в самореализации и самоактуализации) имеет одно общее свойство при удовлетворении - доставлять радость и удовольствие. Поэтому можно смело менять название с иерархии потребностей на иерархию удовольствий. Суть и характер потребностей разный, но цель всегда одна и результат при успешном удовлетворении всегда один, а именно: позитивные эмоции и переживания, - которые различаются по уровню энергетики и степени интенсивности.

Вообще, потребности у нас две: 1) убрать напряжение, восстановить гомеостаз; 2) испытать позитивные эмоции и переживания. А то, что обычно называют потребностями, — это конкретные биологические, социальные и психологические механизмы и каналы их удовлетворения. Возьмем для примера «потребность» в уважении. Эту «потребность» я реализую через свою работу, через развитие себя как профессионала в определенной сфере, через зарабатывание денег. Но нужна ли мне моя экспертность? Или мне в действительности нужны позитивные эмоции, которые я испытываю при получении одобрения от окружающих, если я помог им своими профессиональными знаниями и умениями? Нужен ли мне в действительности крупный банковский счет, якобы «предмет всеобщей зависти и уважения»? Или мне нужны опять-таки позитивные эмоции, которые я испытываю при признании своего социального статуса со стороны окружающих? Я позволил себе это небольшое отступление для пояснения своей мысли, однако для простоты дальнейшего изложения буду использовать слово «потребности» в традиционном понимании.

Для наглядной демонстрации привожу следующую таблицу.

-2

Причем, я считаю, любовь по этому критерию должна находиться на первом месте. Кстати, что любовь (в традиционном понимании: жизнь вместе с супругом/супругой и воспитание детей) является наивысшей потребностью и должна располагаться на первом месте в иерархии Маслоу, также было продемонстрировано в исследовании 2010 г, проведенном группой ученых: эволюционных психологов, антропологов, психологов.

Самые примитивные, рафинированные и выхолощенные эмоции и переживания соответствуют двум нижним уровням: физиологическому и безопасности. Это чисто физиологические удовольствия и наслаждения. В социальном контексте их называют рабскими или мещанскими.

Сейчас часто, рисуя пирамиду потребностей (по Маслоу), добавляют еще уровни, соответствующие познавательным и эстетическим потребностям. Я не буду стоять в стороне от этих тенденций и также дополню иерархию удовольствий этими потребностями, хотя, на мой взгляд, познавательные и эстетические потребности удовлетворяются через самоактуализацию.

Для того, чтобы представить адекватную иерархию удовольствий по критерию энергетики и степени интенсивности испытываемых позитивных эмоций и переживаний, следует поменять местами уровни потребностей следующим образом:

-3

На мой взгляд, на самом нижнем уровне располагаются потребности в безопасности. На самом высоком — потребности в любви. Оценка силы эмоций и переживаний является моей субъективной точкой зрения. Конечно же, она может быть подвергнута критике. Строго говоря, какой-либо научности в моих умозаключениях нет. Почему я присвоил каждому уровню такую оценку, я раскрою в следующих статьях. На данный момент, это предмет для размышлений и дискуссий, в первую очередь со стороны читателей.

Подводя итог моим умозрительным и обоснованным только наблюдением, самонаблюдением и биографическими исследованиями размышлениям, могу рекомендовать следующее. Если вы хотите максимально часто испытывать яркие позитивные эмоции и переживания (а я думаю, мы все этого хотим, но можем в этом и не признаваться), если хотите качественно, наполнено, душевно жить, то любите людей, будьте добры и помогайте окружающим. Рецепт простой, стар как мир, но эффективный. Другого варианта нет.