На конец 2023 года ФНС России было известно о 539,1 тыс. россиян, имеющих счета за границей. Прирост составил 70%. При этом общее число счетов выросло значительно больше — в 2,64 раза и достигло 1 млн 825 тыс. банковских записей. Всё это — данные за 2022 год. То есть, за 2023 год сведения ещё не поступили и не были обработаны.
Также выросли суммы, которые хранятся за границей. Всему это способствует и политика ЦБ РФ, которая даёт физическому лицу в стране переводить внушительный объём денег за границу — до 1 млн долларов в месяц. Такое правило действует с 1 июля прошлого года, и в Банке России его называют «ограничением», срок действия которого теперь продлили до 30 сентября включительно.
Очевидно, что переводить такие суммы испытывают потребность лишь какие-нибудь 0,001% населения страны. Но дело даже в другом.
Сейчас у российских граждан на счетах в банках за рубежом хранится 6 трлн 833 млрд руб в рублевом эквиваленте. Внушительная сумма. ЦБ РФ никак не препятствует, чтобы россияне могли открыть счета за рубежом в тех странах, элиты которых занимают явно недружественную позицию к России.
А ведь можно было бы настоятельно предупредить: если уж коллективный Запад готов прикарманить 300 млрд долларов золотовалютных резервов, которые ЦБ РФ беспечно держал не в России, а за границей, то есть риски по средствам на счетах россиян за рубежом.
Из-за санкций сейчас любые такие счета могут быть подвергнуты «заморозке», при малейшем объективном и субъективном основании. Более того, Запад может в принципе принять решение наложить лапу на такие средства.
Все уже слышали, как в Европе в некоторых странах уже начали постепенно отбирать у владельцев автомобили с российскими номерами. Это же касается и ювелирных украшений, которые выходят за денежные лимиты или могут быть рассмотрены как инструмент обхода санкций.
Если внимательно следить за криминальной логикой Запада, то легко понять, какими будут их следующие шаги. А россиянам, которые так беспечно держат свои деньги за границей, стоило бы задуматься. И ЦБ РФ лучше было бы предупредить их. Кроме того, регулятору нужно, конечно, не заниматься валютным либерализмом в этом направлении, а активно работать над развязками платежных узлов во внешней торговле. Там работы — непочатый край.