Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение ОГЭ: Как написать 13.2 на максимум?

Оглавление

В одной из предыдущих публикаций я рассказала об особенностях оценивания сочинения 13.3, наиболее популярного среди выпускников 9 класса. Настала очередь 13.2, которое может стать палочкой-выручалочкой, если запутаетесь с трактовкой понятия)

Однако и в нём есть свои подводные камни. Их и рассмотрим в этой статье. Вся информация, которая будет представлена ниже, основана на методических рекомендациях по проверке ОГЭ 2024 года и на советах от самих разработчиков экзамена. Никакой отсебятины. Только то, что реально поможет написать сочинение так, чтобы не к чему было придраться.

Приступим.

Структура сочинения

В идеале любое ваше сочинение на ОГЭ должно состоять из четырёх абзацев, и это исключением не стало:

1️⃣ Тезис

2️⃣ Первый пример-аргумент из прочитанного текста + пояснение

3️⃣ Второй пример-аргумент из прочитанного текста + пояснение

4️⃣ Вывод

Рассмотрим каждый из них по порядку.

Первый абзац

Главная задача — объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки (то есть ничего не придумывая — нужно просто объяснить смысл исходного текста).

По критерию С2К1 (понимание смысла фрагмента текста) 1 балл ставится, если экзаменуемый дал дал верное объяснение содержания фрагмента, ошибок в понимании текста нет

Важный момент:

Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ, 2024 год
Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ, 2024 год

Нужно передать своё понимание фрагмента, не стремясь объяснить его целиком: восприятие любого текста — процесс субъективный, каждый находит в нём что-то своё. Но в последующих частях сочинения нужно обосновать это субъективное понимание через два примера.

Какие формулировки задания возможны:

  1. Объяснить финал текста (последнее предложение или несколько последних предложений)
  2. Объяснить фрагмент (предложение, одно или несколько, находящееся не в конце текста)
  3. Объяснить предложение (конкретное, которое может стоять как в конце, так и в любом другом месте)

При третьей формулировке можно начать с цитирования предложения, смысл которого нужно объяснить, например:

Для связности добавляем переход к примерам
Для связности добавляем переход к примерам

А вот в первой и второй формулировке цитата может оказаться достаточно большой:

Например, такой
Например, такой
Или такой, с прямой речью внутри: цитировать её, не запутавшись в пунктуации — задача не из простых
Или такой, с прямой речью внутри: цитировать её, не запутавшись в пунктуации — задача не из простых
Или вообще огромная фраза с цитатой внутри
Или вообще огромная фраза с цитатой внутри

Что делать в таком случае? Цитируя большой фрагмент, мы получим перекос в композиции сочинения: всё-таки оно небольшое по объему, и вариант, когда тезис занимает больше места, чем его обоснование, нелогичен.

Можно пойти тремя путями:

1. Простой — вообще ничего не цитировать:

-7

2. Чуть труднее — сжато пересказать суть (применить косвенное цитирование):

-8

3. Ещё труднее — сократить цитату, оставив самое важное:

-9

Выбор за вами, для меня важно предупредить выпускников о возможной трудности и разуверить в необходимости цитировать фрагмент целиком. Такой необходимости нет)

На всякий случай в арсенале должны быть заготовлены фразы:

  • Данный фрагмент текста я понимаю так: ...
  • Слова из приведённого фрагмента я понимаю так: ...
  • В финале текста звучат слова о том, что (их краткий пересказ без цитирования). Их значение я понимаю так: ...

Также для последующего оформления примеров (как и в 13.3) полезно будет повторить способы цитирования. Об этом, думаю, нужно будет написать подробнее в отдельной статье.

А мы переходим к аргументации.

Второй и третий абзацы

По критерию СК2К 3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

Самое главное, что нужно для максимума по этому критерию — не нарушить общую логику и подобрать два отрывка из текста, которые помогут раскрыть смысл цитаты и вашего тезиса:

Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ, 2024 год
Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ, 2024 год

И ещё пара важных моментов:

Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ, 2024 год
Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ, 2024 год

В примерах-иллюстрациях не должно быть отрывков из цитаты, которую мы объясняем. При этом брать из текста соседние предложения можно.

Чтобы не нарушить логику рассуждения, советую начать работу с плана и убедиться, что всё сходится:

Схема-план сочинения 13.2
Схема-план сочинения 13.2

Как и в сочинении 13.3, нужно пояснить каждый пример — то есть своими словами описать, как он объясняет цитату / как он связан с тезисом:

Если упростить мысль о различии примера и пояснения, можно сказать так: пример = пересказ, а пояснение = собственная оценка авторских слов
Если упростить мысль о различии примера и пояснения, можно сказать так: пример = пересказ, а пояснение = собственная оценка авторских слов

Ещё один важный момент: примеры из текста всё-таки должны быть разными, раскрывать различные смыслы цитаты. Вот, например, в этом сочинении по тексту о безруком художнике мы сказали:

1) о его мужестве, умении не сдаваться (в первом примере)

2) о его способности сохранять внутреннее достоинство, самоуважение — он не просто продолжает рисовать, но ещё и не опускается до милостыни, жалости к себе (во втором примере)

Удобно, когда в тексте есть два героя: можно в первом примере сказать о поступках одного, а во втором — о поступках и взглядах второго, как, например, в сочинении по тексту Железникова о мимозе:

-14

Четвёртый абзац

В выводе важно обобщить пояснения к примерам и вернуться к той мысли, которую нужно доказать:

Возвращаемся к тезису, но стараемся не копировать его слово в слово
Возвращаемся к тезису, но стараемся не копировать его слово в слово

Вывод не должен быть большим — коротко отмечаем, что мысль доказана:

-16

Надеюсь, перечисленные советы помогут вам грамотно выстроить рассуждение — в этом и состоит главный секрет успеха!

Картина Л.О. Пастернака «Муки творчества» для вдохновения ❤️
Картина Л.О. Пастернака «Муки творчества» для вдохновения ❤️

📝 Если остались вопросы, появились замечания и дополнения, делитесь в комментариях — буду рада обратной связи! Впереди много полезных материалов, но ваши лайки и репосты вдохновят меня на их скорейшее создание ✨