Найти тему

Петергоф. Часть №12. Воронихинские колоннады

У подножия северного фасада Большого Петергофского дворца расположилась главная жемчужина императорской загородной резиденции Петергофа - Большой каскад. По обеим его сторонам раскинулись два больших, симметричных по отношению друг другу партерных цветника. А замыкают всю эту садово-парковую композицию два павильона, с которыми мы сегодня и познакомимся поближе.

Фонтаны Большого каскада. Фото автора
Фонтаны Большого каскада. Фото автора
Нижний парк. Ансамбль центральной части. Фото автора.
Нижний парк. Ансамбль центральной части. Фото автора.

Эти легкие и изящные на вид строения получили имя своего создателя - русского архитектора и живописца, одного из основоположников русского ампира, создателя одного из крупнейших храмов Санкт-Петербурга - Андрея Никифоровича Воронихина. Конечно, главным творением русского зодчего является Собор Казанской иконы Божией Матери, являющийся на сегодня кафедральным собором Санкт-Петербурга. Кстати, в 1813 году именно под руководством архитектора велись работы по захоронению светлейшего князя, главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова.

Нижний парк. Ансамбль центральной части. Фото автора.
Нижний парк. Ансамбль центральной части. Фото автора.
Воронихинские колоннады. Фото автора.
Воронихинские колоннады. Фото автора.

Вернемся к нашим колоннадам. Два парных павильона в том виде в каком есть сегодня, появились в первые годы XIX столетия. А самые первые возведены еще 1722-1724 годах главным в те годы придворным архитектором Николо Микетти. Построенные из кирпича и дерева павильоны были сквозные. Основной целью их постройки явилась необходимость живописного оформления Морского (Самсоновского) канала, который связывал центральный дворцовый ансамбль дворца с морем и служил парадным въездом в парк.

Воронихинские колоннады. Фото автора.
Воронихинские колоннады. Фото автора.
Гранитные львы Воронихинской колоннады. Фото автора.
Гранитные львы Воронихинской колоннады. Фото автора.

Тогда же планировалось установить в галереях фонтаны. Для этих целей были изготовлены ниши. Проект фонтанов разрабатывал архитектор Михаил Григорьевич Земцов, однако, фонтаны в павильонах, так и не появились. Вместо них, в нишах появились мраморные статуи. Только в одном из павильонов был установлен музыкальный инструмент с многочисленными хрустальными колокольчиками, звеневшими под действием воды. В 1745 году в западной галерее установлен водный орган, где фигурки, изображавшие охоту на оленей, двигались под воздействием воды, при этом орган издавал звуки.

Большой каскад. Фото автора.
Большой каскад. Фото автора.
Вид на Большой каскад со стороны колоннады. Фото автора.
Вид на Большой каскад со стороны колоннады. Фото автора.

Время неумолимо разрушало деревянные колоннады. Наконец, по указу правящего тогда Павла I Воронихин взамен старых возводит новые. Материалом послужили кирпич, пудостский камень (известковый туф) и гранит. Строительство длилось в течение 1800-1803 годов. Продолжая традиции водной феерии, крыша каждой галерей была обустроена фонтанами с золочёными чашами. Вода по желобам стекла с крыши в полукруглые мраморные бассейны, которые до сих пор стоят у основания галерей.

Гранитные львы Воронихинской колоннады. Фото автора.
Гранитные львы Воронихинской колоннады. Фото автора.
-10

Обустройством фонтанов занимался Федор Алексеевич Стрельников, прослуживший в "фонтанной команде" Петергофа 44 года. Родившись в семье простого мастерового, за годы безупречной работы и овладение мастерством гидравлики получил чин титулярного советника, что давало право личного дворянства.

Гранитные львы Воронихинской колоннады. Фото автора.
Гранитные львы Воронихинской колоннады. Фото автора.
Воронихинские колоннады. Фото автора.
Воронихинские колоннады. Фото автора.

В отделке колоннад, построенных Воронихиным непосредственное участие принимали два русских скульптора, заслуженный ректор Императорской Академии художеств, действительный статский советник, автора памятника Минину и Пожарскому в Москве Иван Петрович Мартос и Иван Прокофьевич Прокофьев - академик Императорской академии художеств. Первый, Мартос, выполнил для интерьера галереи шестнадцать барельефов.

Фонтан "Самсон". Фото автора.
Фонтан "Самсон". Фото автора.

Конечно же, вы, друзья обратили внимание на изваяния львов, что охраняют входы в павильоны. Их восемь, по четыре на каждой колоннаде, изготовлены они по моделям скульптора Прокофьева, все они высечены из гранита и установлены попарно на каждом крылечке, ведущем в галерею. Причем, на боковых лестницах они смотрят прямо, а на основных - их взгляды устремлены друг на друга. Фигуры сфинксоподобных львов очень выразительны!

Фото автора.
Фото автора.
Воронихинские колоннады. Вид со смотровой площадки. Фото автора.
Воронихинские колоннады. Вид со смотровой площадки. Фото автора.
Воронихинские колоннады. Фото автора.
Воронихинские колоннады. Фото автора.
-17

По прошествии полувека, в 1853-1857 годах под руководством архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера выполнены работы по облицовке колоннад цветным мрамором, обработанного на Петергофской гранильной фабрике. Немного о фабрике, она заслуживает этого. Датой основания русской казенной фабрики считается 1721 год, в октябре месяце вышел указ Петра I о строительстве производственных помещений по обработке камня. Через два года фабрика заработала и стала первым в России специализированным предприятием по художественной обработки цветного камня.

Фото автора.
Фото автора.
Воронихинские колоннады. Фото автора.
Воронихинские колоннады. Фото автора.

Помимо камнерезного дела, в 1758 году открылась мозаичная мастерская. русские мастера под руководством европейских специалистов быстро освоили разные техники мозаичного искусства, в том числе и римскую, и флорентийскую, со временем, мастера создали свою русскую технику. В 1801 году фабрика получила название Гранильная фабрика. Спустя пятнадцать лет на фабрике происходит реорганизация, устанавливается новое оборудование. Фабрика вновь переименовывается, на сей раз в Императорскую гранильную фабрику. С годами фабрика завоевала мировую славу. Фабрика и в наши дни продолжает русские традиции обработки камня и металла. Сегодня это компания "Русские самоцветы".

Гранитные львы Воронихинской колоннады. Фото автора.
Гранитные львы Воронихинской колоннады. Фото автора.
Гранитные львы Воронихинской колоннады. Фото автора.
Гранитные львы Воронихинской колоннады. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В годы войны Воронихинские колоннады, как, впрочем, и весь петергофский дворцово-парковый ансамбль, сильно пострадали, практически разрушены. К 1946 году отреставрировали гранитных львов. Со временем была восстановлена фонтанная система павильонов. Работы по восстановлению колоннад велись многие годы. Наконец, в 1966 году Воронихинские колоннады предстали во всем своем первоначальном блеске. Работы по реставрации павильонов осуществлялись под руководством архитектора А.Э. Гессена, одного из основателей Ленинградской школы реставрации. Александр Эрнстович - фронтовик, член Союза архитекторов СССР.

Петергоф. Нижний парк. Фонтан "Чаша". Фото автора.
Петергоф. Нижний парк. Фонтан "Чаша". Фото автора.

Гессен много лет своей жизни отдал сохранению памятников истории и культуры Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга. Являлся автором и соавтором многих проектов реставрации жемчужин Северной столицы. Вот неполный список этих объектов: Мраморный и Меншиковский дворцы, Летний дворец Петра I и Домика Петра I, Казанского собора, дворцов Марли и Монплезир В Петергофе и др. Похоронен Александр Эрнстович на Еврейском Преображенском кладбище, что в Невском районе Санкт-Петербурга.

Партер Нижнего парка. Фото автора.
Партер Нижнего парка. Фото автора.

На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!