Найти тему

Символ мощи: бомбардировщик B-24 "Liberator" и его вклад в победу во Второй Мировой войне.

В вихре Второй мировой войны многие военные машины вступили в историю как символы силы и решимости. Среди них выделяется B-24 "Liberator" — бомбардировщик, который стал неотъемлемой частью американского воздушного флота. Его история переплетается с множеством подвигов экипажей и ключевых моментов Второй мировой войны, оставляя неизгладимый след в истории авиации. Давайте окунемся в историю этого воздушного гиганта, чтобы раскрыть его роль в победе союзников и его важность для современной авиации.

Описание конструкции и история разработки.

История В-24 началась в июне 1938 года, когда в руководстве армии и флота США решили, что им нужен новый тяжелый бомбардировщик для замены В-17 "Летающая крепость".

За разработку взялась фирма "Консолидейтед" во главе с Айзеком Лэдденом. Рабочее название нового бомбера - "Модель 32". Проект получился весьма оригинальным. Фюзеляж сделали овальным и очень высоким. Бомбы подвешивали вертикально в двух отсеках: переднем и заднем. Расчетная бомбовая нагрузка - 3630 кг - четыре бомбы по 908 кг, или восемь по 454 кг, или 12 по 227 кг, или 20 по 45 кг.

Исаак Махлин Лэддон (25 декабря 1894 — 14 января 1976) — американский авиационный инженер и конструктор
Исаак Махлин Лэддон (25 декабря 1894 — 14 января 1976) — американский авиационный инженер и конструктор

Одной из фишек стала новая конструкция бомболюков. На B-24 отказались от классических створок, вместо них использовали металлические шторы, которые сворачивались внутрь отсека и не создавали дополнительного аэродинамического сопротивления при открытии.

на этой фотографии хорошо видно как открывался бомболюк у B-24, конкретно этот находится в г. Таксон, Аризона
на этой фотографии хорошо видно как открывался бомболюк у B-24, конкретно этот находится в г. Таксон, Аризона

Шасси - трехстоечное, с носовой стойкой. Боковые стойки шасси убирались не в мотогондолы, как обычно, а в крыло, как у истребителей.

При проектировании подумали и об оборонительном вооружении: шесть пулеметов калибра 7,62-мм. Один курсовой, остальные - в люках сверху, снизу и с боков, и один в хвостовом блистере.

схематичное изображение "Модель 32" на которой видны и огневые точки и расположение экипажа и распределение бомбовой нагрузки
схематичное изображение "Модель 32" на которой видны и огневые точки и расположение экипажа и распределение бомбовой нагрузки

И главная фишка нового бомбардировщика – "крыло Дэвиса". Его аэродинамический профиль имел более низкий коэффициент лобового сопротивления, чем у большинства конструкций того времени. Это создавало значительную подъемную силу при относительно малых углах атаки и давало самолету более высокие скоростные характеристики. Крыло "Дэвиса" опробовали на опытной летающей лодке "модель 31" в 1939 г. Выглядевший громоздким и неуклюжим, самолет отлично летал, но на вооружение все-таки не попал.

В сочетании с закрылками Фаулера "Модель 32" мог нести ту же нагрузку, что и В-17, но с большей скоростью и дальности . В крыле располагались главные интегральные бензобаки. Отсеки должны были герметизироваться пастой "дюпрен" и заполняться бензином. Это дало существенную экономию веса. От "модели 31" взяли двухкилевое оперение. Самолет должен планировали оснастить четырьмя двухрядными звездообразными моторами Пратт-Уитни R-1830 "Твин Уосп" по 1200 л.с.

Пратт-Уитни R-1830 «Туин Уосп» по 1200 л.с
Пратт-Уитни R-1830 «Туин Уосп» по 1200 л.с

30 марта 1939 г. "Консолидейтед" получила контракт на постройку опытного образца под официальным названием ХВ-24. Через месяц конгресс США, под давлением напряженной обстановки в Европе, проголосовал за увеличение Авиационного корпуса до 6000 самолетов. Это привело к заказу еще семи B-24 для войсковых испытаний под обозначением YB-24 (буква "Y" обозначала образцы для войсковых испытаний). А уже к августу подписали контракт на 38 серийных В-24А.

ХВ-24 выкатили из цеха в Сан-Диего уже через 8 месяцев и 28 дней после выдачи заказа, на сутки раньше срока. 29 декабря 1939 г. У. Уэтли, шеф пилот "Консолидейтед", впервые поднял самолет в воздух. Реальный ХВ-24 несколько отличался от "модели 32".

Пересмотрели стрелковое вооружение вместо пулемётов винтовочного калибра 7,62 заменили установили 8 штук 12,7-мм на шкворневых установках в носу, в бортовых окнах и в хвосте.

Уже первые полеты подтвердили, что "крыло Дэвиса" дает самолету преимущества, особенно в дальности. С полной бомбовой нагрузкой ХВ-24 летел дальше на 320 км большую, чем В-17С. А с дополнительными бензобаками разница достигала внушительных 950 км. Новый бомбардировщик фирмы Консолидейтед легко покрывал предельное для В-17 расстояние, при этом он нес половину обычной бомбовой нагрузки, в то время как "Летающая крепость" брала на борт только горючее!

Опытный ХВ-24 официально приняли 13 августа 1940 г. Перед этим в машину внесли несколько важных изменений. Моторы R-1830-33 по 1200 л.с. заменили на R-1830-41 той же максимальной мощности, но с турбонагнетателями Дженерал Электрик В-2 (R-1830-33 комплектовались двухскоростными приводными нагнетателями). Турбонаддув двигателей улучшил их высотные характеристики. Под давлением военных конструкторам Консолидейтед пришлось отказаться от интегральных баков и заменить их обычными съемными, но со слоем протектора, затягивающего пулевые пробоины.

опытный XB-24 во время заводских испытаний
опытный XB-24 во время заводских испытаний

Этим дело не ограничилось. Решили увеличить размах стабилизатора, немного переделали мотогондолы и ввели в управление двигателями устройство, позволявшее выдавать не менее 60% мощности даже при полностью не работающем секторе газа у пилотов (на случай боевых повреждений). Все эти переделки увеличили полный вес самолета с 17 250 кг до 18 610 кг - более чем на тонну. После доработок самолет получил обозначение ХВ-24В. Первый его полет в новом облике состоялся 1 февраля 1941 г. Позднее из-за проблем с моторами R-1830-41 пришлось перейти на R-1830-43 той же мощности.

Пока ХВ-24В проходил испытания, стартовали работы над семью YB-24 для войсковых испытаний. Все решения с ХВ-24В, внедрили на первом YB-24 еще до того, как он покинул заводской цех.

YB-24 один из 7 предназначенных для войсковых испытаний прототипов
YB-24 один из 7 предназначенных для войсковых испытаний прототипов

Первым серийным вариантом "Либерейтора", выпущенным в Сан-Диего, стал экспортный самолет.

производство B-24
производство B-24

Чтобы обеспечить Авиационный корпус США нужным количеством «Либерейторов», правительство в начале 1941 г. создало специальную программу по их выпуску. По ней Консолидейтед начала оборудовать новый завод в Форт-Уорте, в Техасе. Фирма Дуглас открыла завод в Талсе (Оклахома), который должен был поставлять другим предприятиям отдельные узлы самолета. Третьим участником программы стал "Форд", который должен был поставлять узлы и детали в Талсу и Форт-Уорт. В октябре 1941 г. планы изменили и Форд получила самостоятельный заказ на сборку бомбардировщиков.

В январе 1942 г. в программу включили четвертого участника. "Норт Америкэн" получила приглашение заняться выпуском "Либерейторов". Она создала для этой цели предприятие в Далласе. В это время рассчитывали, что В-24 будут собирать: Консолидейтед в Сан-Диего, Форд в Уиллоу-Ран и Норт Америкэн в Далласе. Узлы для них будут поставляться из Форт-Уорта и Талсы. Но Форт-Уорт постепенно превратился в предприятие с полным циклом. С января 1943 г. там также стали вести сборку самолетов. Такая сложная схема производства вызвала и довольно сложную систему обозначений модификаций серийных бомбардировщиков.

Итоговый характеристики:

  • Двигатели: Пратт энд Уитни R-1830-43
  • мощность, л.с.: 1200
  • Длина самолета, м.: 19,43
  • Высота самолета, м.: 5,69
  • масса пустого самолета: 13 600 кг
  • нормальная взлетная масса: 18 120кг
  • максимальная взлетная: 24 300
  • Скорость максимальная, км/ч: 470
  • Время набора высоты 3050 м., мин: 5,6
  • Потолок, м.: 9300
  • Дальность полета с бомбовой нагрузкой 1815 кг, км.: 3500

Военная служба.

Первые заказы на B-24 пришли из-за океана, из Франции и Великобритании. Франция свои самолеты получить не успела. Её заказы перешли к британцам. И они получили к своим еще около 160 машин из французского заказа. Это были в основном разведчики-бомбардировщики. Но почему-то их использовали или как учебно-тренировочные, или транспортные. Такая же судьба ждала первые американские B-24. Кстати, на таком прилетел в СССР в сентябре 1941 года американскую делегацию во главе с Гарриманом для обсуждения вопросов ленд-лиза.

Сулаве́си, традиционное европейское название Це́лебес(от порт. Celebes) — остров в группе Больших Зондских островов Малайского архипелага. Входит в состав Индонезии
Сулаве́си, традиционное европейское название Це́лебес(от порт. Celebes) — остров в группе Больших Зондских островов Малайского архипелага. Входит в состав Индонезии

16 января 1942 г. B-24 совершили первый боевой вылет. Три "Либерейтора" вместе с парой В-17 днем бомбили Кендари на острове Целебес. Налет был успешным, американцы потерь не имели.

На следующий день целью стал аэродром Лангоан. Вылетели в том же составе. Бомбы сбросили удачно, но, следуя к назначенному месту посадки, два "Освободителя" отбились от группы и заблудились. Один самолет вынужденно сел на островке у южного побережья Борнео. Лишь через восемь дней его экипаж нашла летающая лодка. Второй исчез бесследно.

Самолет военным понравился из-за своих вполне приличных ЛТХ, надежности и вооружения. Перспектива без проблем долететь до противника, вывалить ему на голову три тонны бомб и уйти обратно целым и невредимым очень радовала экипажи. Двадцатипятитонный бомбер можно было разогнать почти до 500 км/ч, тогда это было очень внушительно. Для бомбардировщика вовремя свалить также важно, как «догнать» для истребителя.

1 августа 1943 г. 179 В-24, вылетели с аэродромов в Северной Африке и нанесли удар по Плоешти. Потери были крайне тяжелыми — 43 самолета. Ещё 23 машины совершили вынужденные посадки на территории Турции.

архивный снимок этого налета
архивный снимок этого налета

13 августа 61 "Либерейтор" из Ливии совершил налет на авиазавод в Винер-Нойштадте (Австрия), а три дня спустя 86 В-24 бомбили аэродромы на севере Италии. Последний боевой вылет из Северной Африки состоялся 22 сентября 1943 г., для атаки аэродромов противника в Греции. Самолеты наносили удары по объектам в Южной Франции, Германии (в частности, принимали участие в операции «Аргумент» в феврале 1944 г.), Северной Италии, на Балканах. Приоритетными целями были нефтепромыслы и перерабатывающие заводы в районе Плоешти.

Вообще в Европе B-24 был настоящей рабочей лошадкой ВВС союзников. "Либирейторы" составляли приблизительно 1/3 авиапарка 8 Воздушной армии США. Кроме того, ими были вооружены части 9-й воздушной армии ВВС США. А в 15-й самолёты B-24 стояли на вооружении 13 из 18 бомбардировочных групп!

9-я воздушная армия поддерживала высадку союзных войск в Нормандии в 1944 году. Именно тут появились ярко разукрашенные B-24, оснащённые дополнительным светосигнальным оборудованием и пиротехническими устройствами. Их основной задачей было собрать в воздухе в строй эскадрильи бомбардировщиков для последующих налётов.

B 24d Liberator Formation Ship - так назывались самолеты, в задачу которых входил сбор и ведение эскадрилий
B 24d Liberator Formation Ship - так назывались самолеты, в задачу которых входил сбор и ведение эскадрилий

Кроме этого они занимались снабжением сил сопротивления. На оккупированную немцами территорию бомбардировщики везли оружие, боеприпасы, медикаменты и снаряжение. Обратно перебрасывали бежавших из концлагерей военнопленных. Ещё при помощи B-24 забрасывали агентов и диверсионные групп в тылы противника. Все полёты осуществлялись в ночное время. Для них "Либерейторы" окрашивались в черный глянцевый цвет, чтобы снизить заметность в лучах зенитных прожекторов гитлеровцев.

Мнение.

B-24 Либератор несомненно остается одним из наиболее значимых и впечатляющих бомбардировщиков своего времени. Его роль в Второй мировой войне была велика, помогая обеспечить воздушное превосходство союзников и нанося удары по стратегическим целям противника. Наследие B-24 продолжает жить и в наши дни, вдохновляя новые поколения военных и авиационных инженеров. Этот летающий гигант не только проложил путь для будущих разработок в авиации, но и оставил неизгладимый след в истории, напоминая о жертвенности и дерзости тех, кто служил на его борту.

-12