О Джексоне Поллоке написано очень много. Быть может, потому. Что жизнь большинства художников бедна событиями – только ежедневный труд за закрытыми дверями мастерской. Такие биографии не интересны обывателю, не могут взволновать прессу или лечь в основу увлекательного фильма. Поэтому известность Поллока, человека со сложным характером, яркими фактами биографии, мифами и легендами, окружающими творческий процесс – несколько больше профессиональных заслуг художника.
Тем не менее, в творчестве Поллока есть много того, что, действительно, заслуживает внимания. Мы знаем этого художника как одного из основателей абстрактного экспрессионизма. Находясь под влиянием идей психоанализа, Поллок сделал источником вдохновения не окружающий мир, а своё внутреннее состояние, сместил акцент с результата работы на сам процесс, где картина – всего лишь воспоминание о творческом акте. Его живопись превратилась в фиксацию «священного» танца художника. Свои гигантские холсты Поллок размещал прямо на полу и лил на них бытовые краски прямо из банки.
Можно ли считать эти картины истинными произведениями искусства? С одной стороны, проанализировав творчество художника, мы можем убедиться, что здесь соблюдены основные законы изобразительного искусства.
Во-первых, создан рельеф изобразительной плоскости. Работая слоями, Поллок так рассчитывал цвет и тон каждого слоя, что эти слои кажутся расположенными дальше от зрителя или ближе к нему. На работах художника мы можем проследить ритмизированное чередование «выпуклостей» и «вмятин», создающих иллюзию глубины пространства без разрушения поверхности. Поэтому картины Поллока прекрасно смотрятся на огромных стенах современных вилл миллиардеров.
У Поллока есть понимание плоскости холста, чувство формата, он всегда осваивает края и углы, в отличие от своего коллеги Жоржа Матьё, который навязчиво повторяет одно и то же композиционное решение, оставляя пустые края.
Во-вторых, картины Поллока отличаются разнообразием цветовых и тональных решений.
В-третьих, здесь есть эмоциональность, отражение внутреннего мира художника.
Нет только отражения реальности, нет даже её следа, или воспоминания о ней. Именно отсутствие связи с жизнью ставит под сомнение истинность произведения.
Пикассо писал:
Не существует абстрактного искусства. Нужно всегда начинать с чего-нибудь. Впоследствии можно устранить всякое сходство с реальностью, в этом уже нет ничего опасного, ибо идея объекта уже оставила свой нестираемый отпечаток… Человек есть инструмент природы; она навязывает ему свой характер, свою видимость.
Пикассо остановился у границы чистой абстракции. Сохранил связь с жизнью.