В XIX веке женщинам в царской России было непозволительно учиться на серьезную профессию: такие эмансипированные «первопроходицы» вызывали бурю насмешек и непринятия как в мужском, так и в женском обществе.
Свою долю оскорблений получила и Надежда Суслова, первая в истории России женщина-врач. Но она не просто осуществила свою мечту, а доказала всему обществу, что женщины могут работать на таких сложных профессиях!
Детство Наденьки
Надежда Прокофьевна Суслова родилась в сентябре 1843 года в Нижегородской губернии. Ее отец, бывший крестьянин, стал управляющим у графа Шереметьева и затем приобрел свою фабрику в Санкт-Петербурге. Суслов-старший не был сторонником традиционных взглядов на воспитание дочерей и посчитал, что дочерям — Надежде и Аполлинарии — необходимо достойное образование: он нанял гувернанток для обучения языкам, танцам и точным наукам, за что девочки были ему благодарны всю жизнь.
Позже они отправятся в пансионат, о котором будут вспоминать без восторга: «Мало работы головой...»
В Санкт-Петербурге Надежда увлеклась литературой, вместе с сестрой даже стала автором некрасовского «Современника», но наравне с нравоучительной темой ее увлекла тема врачевания — именно там Надежда нашла свое призвание.
Табу на развитие
Медициной увлек ее брат: он рассказал любознательной Надежде о мертвом языке — латыни и даже обучил ее азам по естественным наукам. Надежда решила поступить в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, но это оказалось настоящим подвигом, ведь девушек не принимали в университеты, только в 1859 году им разрешили посещать вузы как вольнослушательницам. В академии женщинам дерзили и всячески глумились, преподаватели игнорировали, там даже не было уборных, предназначенных для женщин! Все это не остановило Надежду: в 1862 году она начала изучать анатомию и физиологию в стенах академии.
Надежда настолько увлеклась наукой, что уже почти не обращала внимания на свой внешний вид. Она работала у Ивана Сеченова, где ставила свои первые эксперименты, в основном на себе (!), написала первую статью о влиянии электрического тока на кожные покровы после того, как приложила к себе проводники от электрического прибора.
Но всего лишь год спустя по распоряжению тогдашнего министерства просвещения девушкам опять запретили посещать учебное заведение. Наденька была безутешна, но отец поддержал начинания дочери и отправил ее учиться в Цюрих, Швейцарию. Европа тогда мало чем отличалась по отношению к женщинам от России, и Суслову приняли скорее для того, чтобы убедиться, что женщины такую сложную программу «по умственным и душевным способностям» не потянут.
Вера отца
Надежда всегда пользовалась поддержкой своего отца. Когда она уехала за границу, он благословил ее на все начинания. В университете Цюриха Надежда писала в своем дневнике:
Профессор Бромер с ехидством сообщил мне решение: «Принять мадемуазель Суслову в число студентов потому только, что эта первая попытка женщины будет последней» ... Ох, как они ошибаются... За мной придут тысячи!
Несмотря на презрение преподавателей и однокурсников, она не побоялась сдать экзамен на звание доктора: в законе не было запрета на прохождение экзаменов женщинами, поэтому ректор не мог отказать ей. В тот день Надежда Суслова стала первой женщиной в Швейцарии, получившей звание доктора медицины, защитив доклад о физиологии лимфы. Ей даже вручили лавровый венок с памятной надписью, который она хранила до самой смерти.
Возвращение в Россию
Еще обучаясь в Цюрихе, Надежда и начинающий медик Фридрих Эрисман сыграли свадьбу. После обучения молодожены приехали в Россию, но Сусловой не разрешили заниматься практикой — лишь после ее прошения к императору и повторной сдачи экзаменов, но уже в Санкт-Петербурге, ей позволили работать в больнице.
Надежда Суслова выбрала гинекологию в качестве своей специализации и стала самым популярным врачом в столице. Ее муж вспоминал: «...есть ли такой врач, которым пациенты довольны больше, чем тобой?». И, действительно, другого такого врача не было! К гинекологам-мужчинам дамы ходили неохотно или брали с собой куклу, чтобы показать, «где болит». С появлением Сусловой диагностика вышла на новый уровень.
Позже Надежда переехала в Нижегородскую губернию и устроилась в родильное отделение, где не могла никому отказать в помощи и принимала даже бесплатно.Параллельно лечебному делу Суслова основала первые фельдшерские курсы для женщин и активно боролась за права женщин и детей, работающих на фабриках. Но государственные деятели долгое время были убеждены в ее политической неблагонадежности, а муж Сусловой и вовсе был выслан из страны.
Хоронили босой
Второй муж Надежды Сусловой, медик Александр Голубев, перевез жену в Крым. В Алуште Надежда продолжила принимать больных, работала, вела активную общественную жизнь. С началом Гражданской войны дом Голубевых был разграблен. Это буквально разбило ей сердце. Через 2 месяца она скончалась в полной нищете: по воспоминаниям современников, даже хоронили Наденьку босой.
Но несмотря на то, что жизнь оборвалась так трагично, Надежда Суслова нашла свое предназначение в жизни — её слова «За мной придут тысячи» оказались пророческими.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.