Открываем серию статей, посвящённых нашим великим русским полководцам: Суворову, Нахимову, Ушакову.
Будем рассказывать и учиться их бесценному опыту, привнесенному в нашу жизнь. Искать истинные смыслы, будить память и сознание.
Начнём с нашего великого выдающегося полководца Александра Васильевича Суворова. Обозначим наиболее ценные, с точки зрения развития, качества, традиции, аспекты деятельности из наследия нашего чудо-богатыря, «генерала вперёд», как его называли в шутку.
На окраине города Белогорска (во времена Суворова Город назывался Карасубазар), у подножья Белой скалы стоит дуб. Этому дубу около 800 лет. По преданию именно здесь под этим дубом в марте 1777 года Александр Васильевич Суворов принимает посла турецкого султана. Эти переговоры, а также молниеносные действия Суворова по окружению в четыре раза превосходящих сил противника заставляют отойти турецкие войска в Кафу (ныне Феодосию) и становятся той отправной точкой важных событий, которые впоследствии приведут к присоединению Крыма к Российской империи.
Александр Васильевич Суворов относится к достаточно древним душам из первого рода. Его активное увлечение воинской службой было вызвано генетической памятью на клеточном уровне, заложенной от его Звёздного рода. Он был воином – это его путь сквозь жизни и воплощения.
Его заводили в основном в тяжелые времена для России, когда никто другой не смог бы выстоять и сохранить баланс и державность.
В отношениях с Екатериной II он вёл себя дипломатично, считая её слишком эксцентричной и переменчивой во взглядах. Для него это было неприемлемо так как боевое искусство этого не терпит.
При Павле I Суворов часто находился в опале. На самом деле, таким образом его пытались уберечь от происков англичан и несвоевременного ухода. Для него дом – это весь мир.
Обширная география его сражений была обусловлена собиранием и соединением закладок прошлых жизней к единому центру, к Российской Державе. Этот центр как потенциал находится под Питером, в районе Петродворца и в скором времени может быть активирован, при повторном заходе Души Суворова на Землю. Хотя условия битв и сражений Суворова не располагали к победе, он мог явить точку.
Он был великим стратегом. В любом бою он четко знал и расстановку сил, и ключевую точку битвы. Он предвидел события. Можно сказать, он их предвосхищал.
Он мало спал. И даже во время короткого сна проживал сражения в другой реальности. Это было похоже на постоянное явление момента и быстрый разгон импульса. Он говорил: «Скорость нужна, а поспешность вредна». То есть нужен момент, а не суета.
Суворов учил войска решительно-наступательным действиям, особое значение придавая внезапности и непредсказуемости. «Быстрота и натиск – душа настоящей войны», «Бегущего неприятеля истребляет одно преследование» – писал он.
Он ценил время и понимал, что время – это жизненный энергетический ресурс. «Одна минута решает исход баталии; один час – успех кампании; один день – судьбу империи».
Напомним, что время – это течение любви Абсолюта, это смысл, отражающий реальность, это суть беспредельного развития. Суть времени в быстром сложении полевого рисунка в моменте. Момент – это то, что связывает всё в один узор здесь и сейчас.
Руководствуясь своим принципом: «Быстрота умножает силы», Суворов принимал меры к повышению подвижности войск. Для этого он приказывал ремонтировать дороги, мосты, строить новые переправы.
Не меньшее значение для быстрого, успешного выполнения боевых задач имела и забота Суворова о своевременном питании и отдыхе войск. Если позволяла боевая обстановка, вперёд высылались котлы, продукты. К моменту подхода войск на большой привал там уже обычно был готов обед. «Вьючные лошади с котлами и мясом посылаются вперёд», – командовал он, чтобы люди могли получить пищу, необходимую для поддержания их сил. «Не таскайте за собой больших обозов. Главное быстрота и натиск. Ваш хлеб в обозе и ранцах врагов».
Приучая солдат быть и в мирное время как на войне, Суворов устраивал частые неожиданные дневные и ночные марши с полной боевой выкладкой. В жару и холод, в грязь и слякоть, сходу форсировал большие и малые водные преграды. Штурмовал специально для этой цели построенные на полигонах крепости. Проводил знаменитые сквозные атаки. «Тяжело в учении – легко в походе. Легко в учении – тяжело в походе», – учил он.
Обучая кавалерию, Суворов спешивал половинное число конных войск и ставил их с ружьями, заряженными холостыми патронами. Пешие открывали огонь в тот самый момент, когда всадники проносились сквозь стреляющий фронт. Так, меняясь местами, и пешие, и конные понимали их слабые места, а лошади так приучались к выстрелам, что при одном взгляде на построенных против них солдат с ружьями, начинали ржать и рваться вперёд.
Суворовская система обучения и воспитания предполагала и высокий уровень дисциплины и самодисциплины. Ибо дисциплина, по его выражению: «Мать победы». Действительно, ведь самодисциплина – это то, чего каждому не хватает и что ведет к видимым и ощутимым результатам, внутреннему стрежню, правильным привычкам и внутренней свободе.
Трудолюбивая Душа должна всегда быть занята своим ремеслом и частые упражнения для неё столь же живительны, как обычные упражнения для тела.
Сам Суворов с самых ранних лет приучал себя к раннему подъёму, обливанию холодной водой, зарядке, чистоте, простой пище и быту, самостоятельному обучению наукам. «Праздность – корень всему злу, особливо военному человеку».
Наряду с дисциплиной Суворов требовал от военачальников проявлять неустанную заботу о подчинённых. В то время в армии была большая смертность от разного рода болезней, эпидемий, грязи, а у него – порядок. Он не отрицал медицину, как таковую, но стремился в корне улучшить положение и быт русского солдата.
В солдатские годы, после четырёх месяцев нахождения на вахте в госпиталях, посмотрев всё изнутри, он называл их богадельнями. «Бойся богадельни!», – не уставал твердить полководец. «Немецкие лекарственницы издалека, потому тухлые. Русский солдат к ним не привык. У нас есть в артелях корешки, травушки, муравушки», «Солдат дорог, береги здоровье, чисти желудок, коли засорился», «Голод – лучшее лекарство», «В богадельне один умирает, а десять его товарищей хлебают его смертный дух».
Он учил мыслить и воевать нестандартно, нешаблонно и каждый раз тем ставил своих противников в тупик: «Делай на войне то, что другие считают невозможным». И Суворов постоянно, прибегая к оригинальным решениям, делал невозможное возможным. Это и есть – жить по высшей планке, дерзать, действовать вопреки устоявшимся догмам, верить в себя и быть верным своему пути. Он смотрел на дело в целом, с выносом наблюдателя, поощряя инициативу и действие по ситуации, применяя новую форму взаимодействия, основанную на организации действия войск по целям, времени и месту.
Проводя военные советы перед наступлением, он выслушивал предложения своих командиров. Приводил всё не только к единому решению, но и к смыслам, когда каждый понимал свой манёвр, цели, для чего он это делает и уходил с победой в голове. Под Суворовским началом все, от командиров до простых солдат, обретали веру в себя, в свои силы и возможности. Он умел создать такое поле, которое взращивало Дух и будило кровь.
По сохранившемуся свидетельству Багратиона из знаменитого Швейцарского похода: «У меня происходило необычное, никогда не бывавшее волнение в крови. Меня трясла от темени до ножных ногтей какая-то могучая сила. Мы вышли с восторженным чувством, с самоотвержением, с силой воли и духа. Победить или умереть со славою. Это настроение передалось и войскам. Солдат, решившийся скорее умереть, чем в чём-либо уступить врагу непобедим».
Русские войска, руководимые гениальным полководцем, в Швейцарском походе победили не только вчетверо сильнейшего врага, вероломство союзников, но и суровую природу неприступных Альп.
Суворов никогда в жизни не терял присутствия Духа. Будучи предельно честен и требователен к себе и не испытывая угрызений совести, великий полководец не боялся смерти: «Кто храбр, тот жив. Кто смел, тот цел». Отсутствие страха позволяло ему даже в самые критические моменты адекватно оценивать ситуацию и безошибочно находить самое верное, а порой даже единственно возможное решение.
В самые критические минуты, например, при штурме Измаила и Чёртова моста, Суворов первым поднимался в атаку, показывая своим солдатам должный пример. Он был с ними рядом и в бою, и в походе. Ел из одного котла, спал на сене, часто носил простой солдатский мундир. Никогда не надевал тёплой шинели, пока в зимнюю форму не переодевался последний солдат.
Ставя перед солдатом высокую цель, он поднимал весь его внутренний мир и внушал ему уважение к самому себе. Он превращал крепостного полураба в русского чудо-богатыря, солдата-патриота с развитым чувством товарищества, взаимовыручки и бессмертной Душой. «Ни руки, ни ноги, не бренное человеческое тело одерживает на войне победу, а бессмертная Душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием. И если Душа велика и могуча, то победа несомненна, а потому и нужно воспитывать, и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!»
Жизненные трудности Суворов переносил мужественно, без жалоб и сетований на судьбу, был всегда бодр и на себя надёжен: «Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть».
Всю свою жизнь он был образчиком чести и достоинства, мужества и героизма, совести и справедливости. Много времени уделял взращиванию лучших качеств Души, любил правду без украшений: «Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках».
Наказывал за мародерство. О совести говорил так: «Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речёт ему гласом тихим без звука. Трогая нежно Душу, приводит её в чувство, и следуя за человеком везде, не даёт ему пощады ни в каком случае».
Вопреки стараниям реакционного генералитета, Суворовские традиции сохранялись передовыми военными деятелями русской армии на протяжении всего XIX века. Они послужили одним из источников, питавших стойкость, храбрость защитников Севастополя 1854-1855 гг., защитников Шипки 1877 г.
В годы Великой Отечественной войны мужественный образ Александра Васильевича Суворова вдохновлял советских воинов на разгром врага. Бойцы шли в бой с именем полководца-победителя. А сегодня боевые традиции сохраняют тысячи воспитанников Суворовских военных училищ.
Вся жизнь, вся деятельность Александра Васильевича Суворова с полным правом позволили ему сказать: «Потомство моё, прошу брать мой пример – до издыхания быть верным своему Отечеству, избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель».
Напоследок несколько посланий Суворова нам, живущим сейчас на Земле:
1. Ничего нет ценнее, чем Родина – это то, что прописано и горит живым огнём в сердце.
2. Отдавая часть себя, своего света на благо Родины, ты служишь сохранению мира.
3. Мир в душе невозможен без мира общего.
4. Мир надо защищать как Родину.
5. Световые закладки сохраняются несмотря на смену эпох.
6. Одним из активаторов световых закладок является непоколебимость.
7. Однополярному и многополярному миру приходит на смену союз.
8. Дух лежит в основе всех соединений.
9. Дух нарабатывается только когда ты служишь на благо Родины.