Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Наставники российских императоров. «Нормальные, здоровые русские дети»: как воспитывали Николая II

Все российские императоры получили домашнее образование. Кого-то из них с детства готовили к правлению, а кого-то — к военной службе. Программу обучения Александра I составила лично его бабушка Екатерина II, Александра II воспитывал поэт Василий Жуковский, а Александр III и Николай II стремились вырастить «нормальных, здоровых русских детей». Рассказываем, кто читал наследникам престола лекции, кого из будущих императоров пороли, а кого — считали «неразвитым и неодаренным».

Василий Верещагин. Портрет Николая II (фрагмент). После 1909. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск», Павловск, Санкт-Петербург
Василий Верещагин. Портрет Николая II (фрагмент). После 1909. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск», Павловск, Санкт-Петербург

Образовательную программу для будущего императора Николая II, его братьев и сестер составил лично их отец Александр III. Педагогам он писал: «Ни я, ни жена не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру… Учите хорошенько, послаблений не делайте, спрашивайте по всей строгости, не поощряйте лень в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут. Это самое мое первое требование».

Неизвестный художник. Портрет Александра III (фрагмент). XIX век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Портрет Александра III (фрагмент). XIX век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сначала Николай прошел классический гимназический курс: изучал историю, словесность, математику. Однако по просьбе Александра III педагоги убрали из программы древние языки — греческий и латинский. Вместо них наследнику преподавали ботанику, минералогию, зоологию и физиологию. Император любил природу и с помощью этих предметов хотел привить детям интерес к ней.

Неизвестный художник. Портрет генерала Владимира Обручева (фрагмент). 1900-е годы. Фотография: Wikimedia Commons
Неизвестный художник. Портрет генерала Владимира Обручева (фрагмент). 1900-е годы. Фотография: Wikimedia Commons

В 1885–1890 годах Николай Александрович прошел курс высшей школы. Программу специально для него написали известные ученые, чиновники и военные тех лет: генерал Владимир Обручев, химик Николай Бекетов, правовед Константин Победоносцев, композитор и профессор фортификации Цезарь Кюи. По просьбе Александра III педагоги просто читали наследнику лекции и даже не проверяли его знания. Однако учился цесаревич прилежно. Историк Вера Бокова писала о нем: «Николай Александрович… был прекрасно воспитан — аккуратен, выдержан, учтив, пунктуален. <…> Воспитывали его не столько педагоги, сколько семейные традиции и родительский пример».

Военный инженер, композитор Цезарь Кюи. 1960 год. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова, Иркутск
Военный инженер, композитор Цезарь Кюи. 1960 год. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова, Иркутск

В будущем Николай II воспитывал по похожей программе собственного сына — цесаревича Алексея Николаевича. Его супруга Александра Федоровна писала: «Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро». От детей не требовали отличной успеваемости, им позволяли много играть и шалить.

Автор: Анастасия Войко