Все российские императоры получили домашнее образование. Кого-то из них с детства готовили к правлению, а кого-то — к военной службе. Программу обучения Александра I составила лично его бабушка Екатерина II, Александра II воспитывал поэт Василий Жуковский, а Александр III и Николай II стремились вырастить «нормальных, здоровых русских детей». Рассказываем, кто читал наследникам престола лекции, кого из будущих императоров пороли, а кого — считали «неразвитым и неодаренным».
Будущий император Александр I был старшим сыном Павла I. Он родился в 1777 году, когда Россией еще правила его бабушка, Екатерина II. Она забрала Александра и его младшего брата Константина у родителей и воспитывала внуков лично: подбирала педагогов, утверждала программу занятий и сама посещала их уроки. Екатерина II даже написала «Наставление о сохранении здоровья царственных питомцев», в котором объясняла, как правильно воспитывать детей. Наследника престола и его брата кормили только простой пищей, им запрещали лгать и «оказывать несправедливость»: «Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость». А в целом Екатерина II старалась привить внукам «любовь к ближнему».
Главным наставником Александра и Константина императрица назначила швейцарского генерала Фредерика Лагарпа. Он преподавал французский язык, всеобщую историю, географию, математику, право, особое внимание уделял философии. По совету Екатерины II Лагарп стремился привить Александру взгляды французского мыслителя Жан-Жака Руссо, который призывал установить в мире полное социальное равенство, уделять внимание детям, развивать в них стремление к труду.
Естественные науки императорским внукам преподавал ученый-естествоиспытатель Петр Паллас. А русским языком с наследником престола и его братом занимался поэт, попечитель Московского университета и друг Николая Карамзина Михаил Муравьев.
Образовательная система, которую придумала Екатерина II, была успешной: современники считали Александра I очень образованным. А еще император был республиканцем. Польский князь Адам Чарторыйский вспоминал: «Он утверждал, между прочим, что наследственность престола была несправедливым и бессмысленным установлением, что передача верховной власти должна зависеть не от случайностей рождения, а от голосования народа, который сумеет выбрать наиболее способного правителя».
Автор: Анастасия Войко