Все российские императоры получили домашнее образование. Кого-то из них с детства готовили к правлению, а кого-то — к военной службе. Программу обучения Александра I составила лично его бабушка Екатерина II, Александра II воспитывал поэт Василий Жуковский, а Александр III и Николай II стремились вырастить «нормальных, здоровых русских детей». Рассказываем, кто читал наследникам престола лекции, кого из будущих императоров пороли, а кого — считали «неразвитым и неодаренным».
Воспитанием будущего императора Александра II руководил лично Николай I. Главным наставником он назначил Василия Жуковского. К тому моменту поэт уже преподавал русский язык Александре Федоровне, матери наследника. Она вспоминала: «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем. Вместо того чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».
Жуковский решил «воспитать не царя, а гражданина». По плану поэта Александр Николаевич изучал очень много предметов: философию и историю, геологию и этнографию, иностранные языки и математику.
Вставать в 6 часов; с 6 до 7 часов — молитва, завтрак, обозрение того, что надлежит сделать в течение дня; с 7 до 9 — уроки; 9–10 — отдых, визиты; 10–12 — уроки; 12–2 часа — прогулка; 2–3 — обед; 3–5 — отдых, игры, прогулка; 5–7 — уроки; 7–8 — гимнастика или игры; 8–9 — ужин; 9–10 — обозрение прошедшего дня; журнал (т. е. ведение дневника).
Распорядок дня Александра Николаевича, из книги историка Веры Боковой «Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола»
По такому расписанию Александр учился с 8 до 20 лет. Жуковский преподавал наследнику русский язык и литературу и лично отбирал для него книги. Некоторые из них специально переводили для цесаревича с английского, французского и немецкого языков. Цикл лекций «Беседы о законах» Александру прочитал Михаил Сперанский, экономикой с ним занимался министр финансов Егор Канкрин, а дипломатией — посол России в Великобритании Филипп Бруннов. Военное дело ему преподавал генерал Карл Мердер.
Под руководством Жуковского наследник престола совершил две поездки — по России и по Европе. В 1837 году за семь месяцев Александр Николаевич посетил 29 губерний, побывал в Сибири. А затем отправился в Скандинавию, Италию, Германию и Великобританию.
Александр II получил прекрасное образование, хотя сам никогда не любил учиться. А к двадцати годам он рассорился с Жуковским. Поэт писал в дневнике: «Мое влияние на него ничтожно… Я для него только представитель скуки». Однако придуманная Жуковским образовательная система в будущем помогла императору провести в Российской империи Великие реформы.
Автор: Анастасия Войко