Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Наставники российских императоров. «Мое влияние на него ничтожно»: Василий Жуковский — наставник Александра II

Все российские императоры получили домашнее образование. Кого-то из них с детства готовили к правлению, а кого-то — к военной службе. Программу обучения Александра I составила лично его бабушка Екатерина II, Александра II воспитывал поэт Василий Жуковский, а Александр III и Николай II стремились вырастить «нормальных, здоровых русских детей». Рассказываем, кто читал наследникам престола лекции, кого из будущих императоров пороли, а кого — считали «неразвитым и неодаренным».

Неизвестный художник. Портрет Александра II (фрагмент). XIX век. Музеи Московского Кремля, Москва
Неизвестный художник. Портрет Александра II (фрагмент). XIX век. Музеи Московского Кремля, Москва

Воспитанием будущего императора Александра II руководил лично Николай I. Главным наставником он назначил Василия Жуковского. К тому моменту поэт уже преподавал русский язык Александре Федоровне, матери наследника. Она вспоминала: «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем. Вместо того чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».

Орест Кипренский. Портрет Василия Жуковского (фрагмент). 1816. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Орест Кипренский. Портрет Василия Жуковского (фрагмент). 1816. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Жуковский решил «воспитать не царя, а гражданина». По плану поэта Александр Николаевич изучал очень много предметов: философию и историю, геологию и этнографию, иностранные языки и математику.

Вставать в 6 часов; с 6 до 7 часов — молитва, завтрак, обозрение того, что надлежит сделать в течение дня; с 7 до 9 — уроки; 9–10 — отдых, визиты; 10–12 — уроки; 12–2 часа — прогулка; 2–3 — обед; 3–5 — отдых, игры, прогулка; 5–7 — уроки; 7–8 — гимнастика или игры; 8–9 — ужин; 9–10 — обозрение прошедшего дня; журнал (т. е. ведение дневника).

Распорядок дня Александра Николаевича, из книги историка Веры Боковой «Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола»

Франц Крюгер. Портрет Карла Мердера (фрагмент). 1830-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
Франц Крюгер. Портрет Карла Мердера (фрагмент). 1830-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону

По такому расписанию Александр учился с 8 до 20 лет. Жуковский преподавал наследнику русский язык и литературу и лично отбирал для него книги. Некоторые из них специально переводили для цесаревича с английского, французского и немецкого языков. Цикл лекций «Беседы о законах» Александру прочитал Михаил Сперанский, экономикой с ним занимался министр финансов Егор Канкрин, а дипломатией — посол России в Великобритании Филипп Бруннов. Военное дело ему преподавал генерал Карл Мердер.

Александр Варнек. Портрет Михаила Сперанского (фрагмент). 1824. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Александр Варнек. Портрет Михаила Сперанского (фрагмент). 1824. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск

Под руководством Жуковского наследник престола совершил две поездки — по России и по Европе. В 1837 году за семь месяцев Александр Николаевич посетил 29 губерний, побывал в Сибири. А затем отправился в Скандинавию, Италию, Германию и Великобританию.

Александр II получил прекрасное образование, хотя сам никогда не любил учиться. А к двадцати годам он рассорился с Жуковским. Поэт писал в дневнике: «Мое влияние на него ничтожно… Я для него только представитель скуки». Однако придуманная Жуковским образовательная система в будущем помогла императору провести в Российской империи Великие реформы.

Автор: Анастасия Войко