Символом новой эпохи стали Бранденбургские ворота, которые оказались точно на линии разделения и как бы внутри Берлинской стены.
Как делили жилые районы
Граница между Восточным и Западным Берлинами и раньше проходила по жилым кварталам. А теперь между ними выросла стена. При строительстве стены к Западному Берлину прирезали несколько гектаров пустырей, чтобы провести и стену более прямо.
Но в жилых районах так было сделать невозможно. Тут стену клали напрямик, особо не считаясь ни застройкой, ни с коммуникациями.
Из домов на улицах, расположенных у стены, выселяли жителей. А где это было невозможно, солдаты Народной Армии ГДР замуровывали окна квартир, выходящие на Западную сторону. При этом в таких домах продолжали жить люди. В их подъездах дежурили пограничники, проверявшие документы у входящих и выходящих.
В некоторых местах граница формально проходила между тротуаром и фасадом. Здесь были замурованы и двери.
Разделенное метро
В метро появились вокзалы-призраки — станции, которые поезда проезжали не останавливаясь. Дело в том, что Берлинская стена разорвала и метрополитен. На четырех из пяти веток станции находились и в Западном, и в Восточном Берлине.
В результате ветка «А» Берлинского метро оказалась разделена на две части между Западом и Востоком. А за транзит поездов по веткам «С» и «D», которые соединяли части Западного Берлина через Восточный, власти ГДР брали с Западного Берлина 2,8 миллиона марок ФРГ в год.
Все станции метро на этих двух ветках, находящихся на территории ГДР были закрыты на вход и выход. Надземные вестибюли метро снесли, будто их и не было вовсе. Восточно-берлинская молодежь в 70-80-е годы даже не знала, что раньше на этом месте было метро.
Электричка и станция Фридрихштрассе
Иначе поступили с электричкой. Она была разделена на две части — в Западном Берлине и в Восточном. Электрички функционировали как разные железнодорожные системы.
Причем в Восточном Берлине электричка постепенно стала главным видом транспорта. А в Западном Берлине из-за стены к 80-му году действовало только три маршрута из десяти довоенных. Электричку в Западном Берлине вообще хотели закрыть. Она сохранилась только после массовых протестов.
Интересная судьба была у станции Фридрихштрассе. Это был целый железнодорожный узел, соединявший электричку, метро и железную дорогу. При строительстве стены станция оказалась на ней.
Но просто закрыть ее оказалось невозможно из-за стратегического значения. В итоге Фридрихштрассе стала станцией КПП. Две платформы там считались частью Западного Берлина, а третья — частью ГДР. Между ними было установлено металлическое ограждение, а платформу патрулировали пограничники и агенты Штази.
Туристы из Западного Берлина и ФРГ могли пройти на платформу ГДР. А вот гражданам ГДР проход на западно-берлинские платформы был закрыт. Станцию Фридрихштрассе прозвали «Дворец слез». Там жители Восточного Берлина могли повидать своих западногерманских родственников.
Станции-приведения
В подземных же вестибюлях станций-привидений круглосуточно дежурили пограничники. Замурованные и закрытые на тяжелые ворота были не только входы и выходы, но также и оборотные и запасные тоннели, энергетические и вентиляционные штольни и т.п.
Специалисты Штази даже снабдили края платформ специальными козырьками с острыми шипами, которые мешали взобраться на платформу снизу.
Ужасно, что столько усилий, столько средств было потрачено на то, чтобы запереть как в тюрьме собственных граждан. Чтобы закрыть даже малейшую лазейку для побега. А могли бы направить эти усилия на улучшение жизни граждан, чтобы им не захотелось сбежать из «самой справедливой и счастливой» страны.
Друзья, в следующей статье рассмотрим побеги через Берлинскую стену. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Это статья из серии:
Поддержите автора лайком, подпиской или донатом, это очень поможет развитию канала!