За время существование Берлинской стены тысячи восточных немцев сбежали в Западный Берлин, а через него в ФРГ.
В отличие от советских граждан жителям ГДР было в какой-то степени проще отважиться на такой побег. Они бежали в по сути свою же страну, такую же Германию, только капиталистическую.
Даже когда в 70-х годах при канцлере Вилли Брандте ФРГ и ГДР формально признали друг друга, власти Западной Германии продолжали массово принимать беженцев с Востока.
Убежавшие из Восточной Германии могли не бояться лишения гражданства. ФРГ автоматически меняла паспорта ГДР на западногерманские. Можно было даже фотографию не делать новую, а переклеить из старого паспорта. Еще у многих по ту сторону линии разделения оставались родственники и знакомые, которые помогали устроиться.
Проблема была только в одном — как перебраться через эту проклятую стену
Первыми начали бежать те, кому сделать это было проще всего — солдаты Народной Армии ГДР, которые строили и охраняли стену.
Уже на третий день существования стены 15-го августа 1961 года все западные газеты опубликовали фотографию 19-летнего пограничника ГДР Конрада Шумана, который просто перепрыгнул через колючую проволоку на своем участке границы, бросая на ходу автомат.
Это фото очень известно. Оно попало в учебники по истории. Шуману в Берлине даже поставили памятник.
11% бежавших в Западный Берлин за все годы существования стены были восточно-германскими солдатами.
Сложнее выбраться было обычным гражданам. В первое время, пока стена была еще невысоким забором, жители приграничных улиц бежали в Западную часть города, спускаясь на простынях с крыш и из окон своих квартир. А то и просто прыгали вниз на удачу. Кто-то благополучно, а кто-то со смертельным исходом. Но когда стена приобрела свой законченный вид, этот путь оказался уже закрыт.
Кто-то, особенно вначале, когда укрепление стены не были еще такими мощными, пытался прорваться силой. В декабре 1961 года машинист Гарри Детерлинг протаранил ворота одного из КПП паровозом, к которому были прицеплены восемь вагонов с более чем двадцатью беженцами.
Через пол года произошел другой прорыв. Хайнц Майкснер, его восточно-берлинская невеста и ее мать прорвались через КПП на низкопольном кабриолете. Автомобиль со снятыми стеклами проскочил под шлагбаумом.
После этого все железнодорожные и трамвайные пути, ведущие к стене были разобраны. А на КПП под шлагбаумами стали ставить усиленные перекладины.
Наиболее распространенным методом побега было строительство подземного хода под стеной. Подкопы рыли как жители ГДР из Восточного Берлина в Западной, так и сочувствующие им жители Западного Берлина, желающие вытащить своих близких.
Это была сложная и тяжелая работа. Обычно на строительство тоннеля уходило не меньше месяца. Рыть нужно было осторожно, чтобы не заметили восточно-германские пограничники. Но такой тоннель был чаще всего одноразовым. Штази, имевшая своих агентов и в Западном Берлине тоже, обычно быстро находила их. Но в случае успеха удавалось переправить на Запад группу в несколько десятков жителей Восточного Берлина.
Наиболее отчаянные даже пытались пролететь над стеной. В 1973 году многократный чемпион ГДР по планеризму Удо Эльки перелетел через границу прямо во время первенства страны на фанерном планере.
В 1979 году две семьи — четверо взрослых и четверо детей — бежали на Запад на огромном воздушном шаре, который сами сшили из кусков разных тканей.
В мае 1989 года (уже под закат ГДР) летчик-любитель Инго Бетке, который сам за несколько лет до этого бежал в ФРГ,перелетел из Западного Берлина в Восточной на одномоторном самолете Икарус. Он приземлился в Трептов-парке и таким образом вытащил из ГДР своего брата Эгберта.
Всего за время существования стены из Восточного Берлина в Западной бежали 5000 жителей ГДР.
Друзья, в следующей статье мы наконец рассмотрим падение Берлинской стены и коротко подведем итоги.
Это статья из серии:
Поддержите автора лайком, подпиской или донатом, это очень поможет развитию канала!