Найти тему

Как доказать значимость проекта и получить грант: кейс проекта «Это моя земля»

Оглавление

Сформировать грантовую заявку — сложно. Даже самый полезный и ценный для общества проект может лишиться государственной поддержки, если у команды не получится доходчиво и точно доказать его значимость. Нивелировать риск помогут специалисты по грантовым заявкам, но на такую услугу нужно заранее закладывать порой очень ощутимый бюджет. А можно самостоятельно проработать ключевые требования грантодателя и собрать максимум необходимой информации с помощью аналитики соцмедиа. Рассказываем, как это сделать на примере проекта путеводителя «Донбасс. Это моя земля».

Изучите положение о конкурсе

Перед подготовкой заявки важно выбрать подходящий грантовый конкурс. В официальных документах прописано, кто может участвовать в нем и какие требования к итоговой заявке.

Так, например, в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, могут участвовать:

  • некоммерческие организации (кроме государственных учреждений, корпораций и компаний, а также политических партий);
  • коммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • муниципальные учреждения и предприятия (кроме казенных).

Кроме того, заявка должна соответствовать типу проекта и тематике. В том числе, на грант можно подать стартап в области культуры, искусства и креативных индустрий, сетевые культурные или образовательные проекты и так далее.

В заявке на участие в конкурсе на грант ПФКИ — 21 обязательный пункт, включая:

  • обоснование актуальности и общественной значимости проекта;
  • ожидаемые количественные и качественные результаты проекта;
  • информацию о планируемых каналах коммуникации с целевыми группами проекта (как будет организовано информационное сопровождение проекта).

На эти пункты обращают пристальное внимание, особенно на первый из них.

Обоснуйте актуальность проекта

Актуальность и значимость проекта — это ответ на вопрос «Какую проблему он решает?».

По требованиям грантодателей. нужно было предоставить исследования, чтобы доказать, что действительно существует проблема продвижения достопримечательностой на этих территориях, а также показать потенциал вовлечения в проект местных жителей. Это могли быть чьи-то исследования, но лучше, если есть возможность, предоставить собственные. Мы в заявке опирались на собственные исследования: список объектов и исследование инфополя вокруг них.
Андрей Сулейков
продюсер проекта «Это моя земля»,
эксперт Федерального центра гуманитарных практик

В проверке гипотезы могут помочь главные выгодополучатели проекта. В случае с путеводителем «Донбасс. Это моя земля», выгодополучателями стали местные жители.

У ДНР и ЛНР сейчас — сложности с репрезентацией. В последнее время теряются из вида объективные достоинства региона. Поэтому было важно повысить ценности проживания на территории для местных жителей и подсветить туристические возможности Донбасса. Сборник городских легенд «Донбасс. Это моя земля» должен показать, какая это интересная и разносторонняя территория.

Конечно, во многом это работа на перспективу: когда туристы смогут открыть для себя этот регион, у них уже будет бесплатный путеводитель по самым интересным местам. Ведь у художественных произведений нет срока службы.

Перед формированием заявки, нужно было выяснить, какие интересные туристам места есть на территории ДНР и ЛНР. Была гипотеза, что в регионе — 2 типа значимых объектов: связанные с добычей угля и ратными подвигами.

Ксения Казакова, будущий руководитель проекта, вместе со студентами кафедры туризма Донецкого национального университета экономики и торговли им. Туган-Барановского и просто заинтересованными жителями региона, составила максимально полный список объектов — получилось больше 250 пунктов. Среди них оказалось много природных достопримечательностей (кроме озер, гор и утесов — уникальный каменный лес) и культурно значимых мест. Далее отсекли объекты инфраструктуры — осталось 135 достопримечательностей, каждую из которых можно было использовать для создания легенды. С помощью системы аналитики соцмедиа и СМИ Brand Analytics проанализировали информационный фон оставшихся объектов, в том числе, количество упоминаний в интернете, и выделили те, что интереснее всего раскрыть.

Кроме того, анализ СМИ и соцмедиа показал нехватку позитивной повестки в регионе.

Выберите каналы коммуникации и установите KPI

Коммуникационная стратегия и количественные и качественные показатели проекта — тесно связанные между собой элементы грантовой заявки. Итогом проекта становится не только сам продукт, но и его медийный эффект. KPI по охватам — важная часть успешной заявки. Она показывает, насколько широко планируется донести пользу грантового проекта.

Для определения емкости соцмедиа и СМИ по тематике художественных произведений о Донбассе были проанализированы упоминания аналогичных проектов, например, сборника поэзии, выпущенного при поддержке МИА Россия Сегодня, серии материалов в журнале «Мир Музея» и другого подобного контента о новых регионах. На основе полученных данных сформировали прогнозные показатели эффективности проекта. Команда поставила себе достаточно амбициозный KPI — охват в 1 млн.

Такое исследование можно провести вручную. Для этого можно вручную найти в Яндексе публикации по подходящим проектам, собрать список в удобном формате, например, в табличке, а потом по каждому сайту посмотреть аудиторию в сервисах Similarweb или PR-CY. Аналогично вручную промониторить соцсети. Сервисы типа Brand Analytics позволяют этот процесс автоматизировать и ускорить.

После окончания первого этапа проекта (01.04.2023 — 31.07.2023) и выпуска сборника легенд, этот KPI удалось перевыполнить и достичь охватов в 2,5 млн. в соцмедиа и 0,4 млн. в СМИ:

Соцмедиа:

-2

СМИ:

-3

Во время работы школы амбассадоров (01.08.2023 – 30.11.2023) суммарный охват вырос еще сильнее – на 1 млн. в соцмедиа и на 1,2 млн. в СМИ:

Соцмедиа:

-4

СМИ:

-5
Литературные проекты могут быть интересны широкой аудитории, и статистика это подтверждает
Литературные проекты могут быть интересны широкой аудитории, и статистика это подтверждает

Команда проекта давно в маркетинге, поэтому понимает, что охват — это, возможно, самый эффектный показатель, но не самый релевантный с точки зрения эффективности коммуникаций. Важнее — реальные действия пользователей: количество авторов, количество сообщений и вовлеченность. Проанализировать такие показатели вручную почти невозможно.

Так, например, показатель вовлеченности в соцмедиа с 1 апреля до 15 ноября 2023 достиг 3,7 тыс., что очень достойный результат по сравнению с другими проектами.

-7

Аналитика похожих художественных проектов была полезна и при составлении списка каналов коммуникации, требующихся для гранта. В список потенциальных СМИ и блогеров включили, в том числе, тех, кто уже писал на тему литературы Донбасса.

Итоги

Команде проекта «Донбасс. Это моя земля» с помощью мониторинга и аналитики СМИ и соцмедиа удалось составить успешную заявку и получить грант на 1 млн рублей.

Формирование грантовой заявки — это увлекательный, но непростой процесс. На этом этапе важно показать вашу экспертизу и глубокое погружение в тему: что вы действительно понимаете боли целевой аудитории и хотите их решить. И собственное исследование, приложенное к заявке может в этом помочь. А автоматизация процесса сбора статистики и аналитики по охватам, вовлеченности и другим ключевым показателям эффективности позволяет определить реалистичные KPI и впоследствии отчитаться по ним в полном объеме.