Недавняя трагедия в Москве показала, насколько много в нашей стране людей, стремящихся помочь пострадавшим и всем, кого травмировал теракт в «Крокус Сити Холле».
В подобных ситуациях особенно важна первая помощь, которая включает в себя и психологические аспекты.
Эту помощь оказывают по долгу службы сотрудники МЧС, в том числе психологи. Вместе с тем об азах первой психологической помощи полезно иметь представление и каждому из нас.
Материал подготовлен специалистами службы психологической поддержки ВлГУ
Первая психологическая помощь – это совокупность мер общечеловеческой поддержки и практической помощи людям в период острой стрессовой реакции в условиях экстремальных и кризисных ситуаций. К таким ситуациям относятся природные бедствия, пожары, теракты, несчастные случаи, неожиданная болезнь или смерть, самоубийства или суицидальные попытки, дорожно-транспортные происшествия и т.д.
Острая стрессовая реакция сопровождается разнообразными, подчас диаметрально противоположными эмоциями и проявлениями такими как заторможенность, оцепенение, агрессия, крик, страх, паника, расторможенность, возбуждение, слезы, смех, молчание.
Важно понимать, что эти проявления являются нормальной реакцией на ненормальную ситуацию.
Даже если негативные эмоции выплёскиваются на окружающих, в том числе на тех, кто оказывает помощь, в действительности эти эмоции адресованы не им, а случившейся чрезвычайной ситуации.
Поскольку первая психологическая помощь предполагает общечеловеческую поддержку и практическую помощь, то ее в определённой мере могут оказывать не только профессионалы, но и просто неравнодушные люди, оказавшиеся рядом (в случае отсутствия / нехватки профессионалов или нежелания человека обращаться к ним).
Что включает в себя данная помощь:
- Оценку потребностей и проблем.
- Помощь людям в удовлетворении насущных потребностей (например, еда и вода, тёплая одежда).
- Выслушивание людей.
- Помощь людям в получении информации, услуг и социальной поддержки.
- Защиту людей от дальнейшего вреда, в т.ч. психологического.
В общении с пострадавшими и другими участниками чрезвычайной ситуации люди часто допускают ошибки (с самыми благими намерениями).
Нельзя:
- Давать ложные надежды и обещания.
- Осуждать чувства и действия человека.
- Касаться человека без его согласия.
- Использовать сарказм и иронию.
- Заставлять вспоминать детали события.
- Рассказывать о своих проблемах.
- Делиться историей пострадавшего с другими.
- Давать свой личный адрес или телефон.
- Ставить «диагноз».
- Спорить, торопить и перебивать.
- Использовать религиозные объяснения.
При оказании помощи избегайте произносить фразы, подобные следующим:
- «Тебе надо постараться это пережить...»
- «По крайней мере, все произошло быстро...»
- «Ты сильный, ты справишься...»
- «У других горе сильнее...»
- «Я знаю (понимаю), каково это...»
- «Все будет хорошо...»
- «Успокойся!»
- «Могло быть хуже...»
- «На все воля Божья...»
- «Тебе надо расслабиться...»
- «Его/ее обязательно спасут...»
- «То, что нас не убивает, делает нас сильнее...»
- «Ты должен радоваться, что выжил...»
При оказании первой психологической помощи нужно руководствоваться следующими практическими принципами:
- Предоставлять достоверную информацию.
- Быть честным.
- Учитывать культурные традиции, возраст, пол.
- Обращать внимание на переживания человека.
- Сопереживать и принимать;
- Слушать.
- Уважать право человека на собственные решения.
- Сохранять конфиденциальность.
Что конкретно делать и говорить при оказании помощи:
- Говорите спокойным и мягким тоном; ведите себя естественно.
- Если человек уже находится вне опасности, напомните ему об этом.
- Спросите, в чем человек нуждается и что его тревожит. Выразите готовность помочь – в меру своих сил по практическим вопросам, но не навязывайте свою помощь.
- Выразите готовность выслушать, если человек захочет поговорить. Если человек не хочет говорить о случившемся, можно просто молча побудьте рядом.
- В процессе слушания выражайте свое внимание, например, кивая головой, и сопереживание.
- Если человек находится в состоянии отрешённости или оцепенения, помогите ему восстановить контакт с реальностью (в идеале этим должен заниматься специалист). Обратите его внимание на какие-либо нейтральные предметы обстановки, которые он может увидеть / услышать / потрогать (как вариант, похлопать руками по своим коленям). Предложите сосредоточиться на дыхании и дышать медленно.
- Предоставляйте фактическую информацию, если она у вас есть. Честно говорите, что знаете, а чего не знаете. Помогите связаться с близкими и со службами поддержки.
Телефоны «горячих линий» по оказанию психологической помощи (бесплатно)
- Линия психологической помощи Российского Красного Креста
8(800)250-18-59. - Телефон психологической помощи МЧС России 8 (495) 989-50-50.
- Горячая линия психологической помощи МЧС России 8 (800) 775-17-17.
- «Горячая линия» психологической помощи благотворительного фонда «Просто люди» 8 (800) 100-19-41.
- Горячая линия Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (круглосуточно) 8 (800) 700-84-60.
- Детский телефон доверия 8 (800) 2000-122 (круглосуточно).
- Экстренная психологическая помощь «Телефон доверия» г. Владимира 8 (4922) 33-33-33 (круглосуточно).
- Служба психологической поддержки ВлГУ 8 (4922) 47-77-10 (по будням с 17:00 до 22:00).
Материал подготовлен специалистами службы психологической поддержки ВлГУ