Найти тему

Мрачная история первого серийного убийцы в США

1871 год. Канадка Жульенна Руссе возвращалась домой через кладбище, когда на нее напало чудовище во всех смыслах этого слова. Звучит как начало сюжета фильма ужасов. К сожалению, речь шла не о кино. Так начиналась история первого серийного убийцы в США.

Напавший на девушку негодяй пытался остаться неузнанным, нарядившись в шкуру буйвола и перепачкав лицо, но девушка все равно его узнала. Тогда, сделав грязное дело, он попытался избавиться от опасной свидетельницы. Жульенна смогла вырваться и убежать, а затем она обратилась в полицию.

Жозеф Лапаж (он же Пеже и Ла Пеже, Ле Паж, в разных документах написание отличалось) родился недалеко от Монреаля в семье французских переселенцев. Родители были уважаемыми в округе фермерами. В 20 лет он женился на девушке на три года старше него. У пары родилось пятеро детей. Через некоторое время супруги Лапаж переехали в городок Сент-Беатрикс. По воспоминаниям горожан, Жозеф был человеком неприятным, агрессивным, общался с подозрительными личностями, жестоко обращался с домочадцами. Особенно доставалось жене и дочерям. Младшая сестра жены Жульенна стала его первой официальной жертвой. Девушка сразу же обратилась в полицию, но когда к Жозефу нагрянули стражи правопорядка, тот смог вырваться и убежать. Ненадолго он осел в США в городке Сент-Олбанс. Жена и дети последовали за ним. Через некоторое время семья Лапаж вернулась в Сент-Беатрикс, где похождения негодяя так и остались безнаказанными. За ум Жозеф не взялся. Он умудрился спалить дом мужчины, дававшего против него показания, ударил по голове дубинкой молодую женщину, с сомнительными целями попытался затащить в лес 14-летнюю девочку. Вскоре он вернулся в Сент-Олбанс, где вел все ту же беспутную жизнь. Иногда он нанимался батраком, иногда работал дровосеком, а в свободное время допекал домочадцев.

24 июля 1874 года была убита Мариетт Н. Болл. Девушка работала учительницей и возвращалась домой одной и той же дорогой через поля. Сент-Олбанс в то время был маленьким городком в штате Вермонт, больше смахивавшем на деревню. Мариетт была крепкого телосложения и, как показала экспертиза, оказала преступнику отчаянное сопротивление. Как позже установило следствие, тот из старого ковра скроил маску, а решительная учительница во время нападения ее сорвала. Лапаж работал в поле и девушку, безусловно, видел много раз. Местный житель Гео М. Лангу сообщил полиции, что заметил на лице Лапажа свежие царапины. Однако полиция сочла это не достаточно веским основанием для ареста, иных улик против подозреваемого не было, а приехавший из Бостона детектив установил, что в этот день в городе было несколько приезжих. В итоге Лапажа отпустили на все четыре стороны, и он отправился в Нью-Гэмпшир в город Санкук.

В Санкуке Лапаж работал оператором молотильной машины. Человек он, по воспоминаниям жителей, был странный, не слишком приятный в общении, но работник из него был хороший. Трууорти Л. Фаулер на свою беду нанял его для работы в близлежащем городке Пембруке. Однажды Лапаж увидел, как сын нанимателя беседовал с двумя девочками и поинтересовался, кто они. Мальчик сообщил, что это его сестра Лития и ее одноклассница. Мальчику показалось довольно странным, что работник постоянно расспрашивает его о Литии и интересуется, какой дорогой та ходит в школу. Как и Сент-Олбанс, Пембрук был маленьким городком немногим больше деревни, кругом леса и поля, а дорог всего несколько. Лапаж, узнав маршрут девочки, устроил засаду и несколько дней караулил юную красавицу. Позже сразу несколько человек говорили, что видели Лапажа, который почему-то сидел в кустах. Однако девочка, словно почуяв опасность, так и не появилась. Зато на свою беду этой дорогой также шла в школу 17-летняя Джози Лэнгмейд, та самая одноклассница. Когда Джози не появилась ни в школе, ни дома, родственники забили тревогу. Неравнодушные жители собрали поисковую группу, которая прочесывала окрестности. Около 9 вечера примерно в километре от школы в кустах возле дороги было обнаружено обезглавленное тело. Неподалеку была найдена деревянная дубинка со следами крови. В качестве отдельного «клада» негодяй спрятал бумажник, кольцо и несколько других вещей. Лапаж вернулся в свой дом в Санкуке, где сжег свою одежду. Когда жена спросила, откуда у него на лице царапины, он заявил, что поцарапался ядовитым плющом. Первоначально подозрения пали на местного жителя по имени Билл Дрю, и беднягу чуть не линчевала разъяренная толпа.

О жутком происшествии написали многие американские газеты. Прочитали об этом и полицейские в Сент-Олбансе. Почерк преступления показался им знаком, поэтому они сообщили о своих подозрениях коллегам из Нью-Гэмпшира. По другой версии тревогу забил некий мистер У. Н. Абелл, который близко знал Мариэтт Болл и связался с полицией Санкука.

К личности Лапажа решили присмотреться получше, а сын Фаулера только подтвердил подозрения, рассказав о странных расспросах про Литию и дорогу, по которой та ходит в школу. Лапажа вскоре арестовали. Состоявшийся суд признал его виновным, однако обвиняемый смог добиться пересмотра дела. Повторный суд вынес тот же приговор. Приговоренного поместили в одиночную камеру, где тот, по словам тюремщиков, постоянно читал молитвы и смотрел в окно. Он не умел читать ни по-английски, ни по-французски, но в камере был календарь с обведенной датой – 15 марта. Лапажа несколько раз посещали репортеры, и теперь уже он не отрицал, что совершил два убийства. Приговор был приведен 15 марта 1878 года. Исследователи считают, что на самом деле жертв было больше. Через месяц после казни сообщение о похожем преступлении пришло из канадского Квебека. Джорджа Фаунти утверждал, его жена и 16-летняя дочь Минни были убиты Лапажем 12 октября 1867 года. Мать и дочь отправились по делам в соседнюю деревню, но так и не вернулись. Позже отправившийся на поиски Джордж Фаунти нашел их тела. С Минни расправились аналогичным способом. Сначала в нем подозревали одного местного жулика, но он оказался невиновен. Жозеф Лапаж официально считается первым американским и канадским серийным убийцей. В прессе его окрестили «французским чудовищем».

В городе Санкук на улице Академи-роуд установили памятник высотой 4.5 метра и 2 каменных столба. Надпись на памятнике гласит: «Смерть погубила ее преждевременно, как ранние заморозки губят прекраснейший цветок на лугу; тело найдено в девяноста футах к северу от каменного столба, голова найдена в 82 ярдах к югу от каменного столба». Сегодня это весьма популярное место для геокэшинга.

#история #сша #детектив #ретродетектив #преступление