Илья Кабаков (1933 г - н.в.) — русский художник и график, прославившийся своими нестандартными инсталляциями и сатирическими иллюстрациями в стиле «романтического концептуализма». Сейчас за его работы коллекционеры готовы платить миллионы долларов, а Кабаков прочно вошёл в художественную элиту, чьи картины мечтают заполучить в свою коллекцию ведущие музеи мира. Но если бы об этом кто-нибудь сказал художнику в 1960-х годах, то он воспринял бы подобное заявление как неприкрытую насмешку. О том, как нищий иллюстратор детских книг, ненавидящий свою работу, стал художником и графиком с мировым именем мы и поговорим в этой статье.
Илья Кабаков родом из Днепропетровска. В детстве проявлял определённые способности к рисованию, а потому в 10 лет, уже живя в Самарканде, куда поехал вместе с матерью в эвакуацию, спасаясь от наступления фашистов во время Великой Отечественной войны, стал учиться в художественной школе. Преподавали там педагоги, эвакуированные из Ленинграда, так-то это был определённый шанс, получить действительно качественное образование. Правда, школу вскоре перевели в Загорск, а потом и в Ленинград, а доучиваться пришлось уже в Москве, куда юного Илью отправили вместо ещё не пришедшего в себя после ужасов многодневной блокады Ленинграда.
Илье приходилось жить в общежитии, мириться с бытовой неустроенностью, отсутствием личного пространства и необходимостью пресмыкаться перед более взрослыми и сильными одноклассниками и преподавателями, которые требовали безоговорочного подчинения, а в противном случае грозились отправить домой как «неблагонадёжного». Всё это уже позже выразится в создании серии работ и инсталляций, посвящённых «маленькому человечку», полностью зависящего от прихотей окружающих, от которого все только требуют, но мало что дают взамен.
Он больше всего мечтает о великой роскоши — свободе, и одновременно понимает, что его я содержит в себе целый мир с неограниченными возможностями, вот только проявить их в полной мере в имеющейся среде практически невозможно.
В 1957 году Кабаков окончил отделение графики в Суриковском институте и получил высокооплачиваемую работу — он иллюстрирует детские книги издательства «Детгиз» и знаменитые советские журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки», которые наверняка помнят все, кто вырос в Советском Союзе. Вот только сам Кабаков детские иллюстрации не любил, но по его признанию отлично научился их имитировать.
Вот только за благонадёжным детским иллюстратором скрывался неудовлетворённый своим творчеством художник-нонконформист, занятый поисками своего я. Поэтому и его картины в полуподвальных мастерских, написанные «в стол» нарочито небрежные и даже отталкивающие — Кабаков таким образом просто протестовал против принятой в искусстве декоративности и красоты, как это было на серии работ «Душ».
И после этой работы Кабаков понял, что это его, отвечает всем внутренним потребностям — разумеется, не эстетики, а желанию сказать нечто важное для самого художника.
Автопортрет 1962 года — последняя полноценная картина Кабакова в XX веке. Он закончил с живописью и перешёл на инсталляции. В 1965 году он создал инсталляцию «Мальчик» своеобразную пародию на желание общества скроить человека по определённым лекалам, которое начинается ещё со школы.
В 1970 годы Кабаков жил двумя жизнями — первая преуспевающий иллюстратор, не слишком любящий свою работу и вторая — активный участник подпольной московской творческой протестной тусовки. Он создаёт работу «Ответы экспериментальной группы», где вместо портретов людей показаны фразы. Смысл её в обезличенности человека во времена ССР, когда он лишь часть коллектива, строчка в таблице, от него ждут лишь правильных слов и действий, которые вполне укладываются в официозно-бюрократическую картину мира.
Постепенно Кабаков перешёл к тотальным инсталляциям — масштабным произведениям, в которых сам зритель становится непосредственным участником. Он может буквально войти в мир, созданный художником.
Именно они, всё более сложные и изощрённые принесли Кабакову мировую славу, правда, для этого ему повезло перебраться в 1989 году в Германию и главное — повстречать Эмилию Леках, которая стала его спутницей жизни, а заодно и личным менеджером, продвинувшим инсталляции Кабакова на мировых аукционах.
А как вы думаете, имеет ли такое искусство право на существование и стоит ли оно запрашиваемых за него миллионов долларов — пишите в комментариях.
Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.