Технологии в современной фотографии шагнули очень далеко и сегодня к услугам фотографа, желающего сделать резкий кадр на длительной выдержке, кроме традиционных штативов и моноподов представлены новейшие системы стабилизации изображения.
Систем стабилизации достаточно много и каждый из производителей настаивает на том, что его решение самое лучшее, фотографу же предстоит самостоятельно решить — какой из систем отдать свое предпочтение.
В рамках статьи предлагаем подробно ознакомиться с вариантами технологических решений в сфере стабилизации изображения. А также сделать некоторые выводы, которые, возможно, облегчат муки выбора фотографа и видеографа при приобретении современной фото и видеотехники.
Начать стоит ознакомление с основными видами стабилизации изображения, применяемыми современными производителями фототехники.
Первый и один из самых распространенных — это оптическая стабилизация. Этот метод работает за счет компенсационного сдвига оптической оси одного из оптических блоков объектива по вертикальной и горизонтальной оси. Такой подход позволяет частично компенсировать смаз кадра на длительных выдержках при незначительном перемещении фотоаппарата в руках (при дрожании рук и дыхании фотографа). Сам механизм работы такой стабилизации достаточно прост. Центральный блог линз объектива имеет возможность небольшого перемещения по двум осям, а сам механизм смещения выполнен в виде четырех пар электромагнитов с возможностью управления силы их притяжения. Оптика висит в своеобразной магнитной рамке. Управляет этим устройством электронный гироскоп фотоаппарата.
Такая система очень хорошо отработана, однако каждый год производители объективов увеличивают ее возможности. Если первые объективы могли похвастаться стабилизацией выдержек, нарушенных на 2-3 ступени экспозиции, то сегодня оптическая стабилизация приближается к порогу в пять ступеней.
Интересный факт указан в инструкции для объективом с оптической стабилизацией. Прежде чем выключить камеру, производители рекомендуют выключит стабилизацию на объективе. В таком случае стабилизатор «паркует» линзы и в объективе при транспортировке ничего не гремит. Однако правда состоит в том, что при выключенном фотоаппарате питания для электромагнитов нет и буквально через несколько минут объектив снова превращается в «погремушку». В сервис с такой оптикой идти не надо — это абсолютно нормальное и безвредное явление. Такие системы получили большое распространение на объективах Canon, Nikon, Sony.
И еще один нюанс, касающийся оптической стабилизации на телеобъективах. При съемки движущихся объектов на длительной выдержке для достижения эффекта смазанного фона переключатель оптического стабилизатора лучше переводить в положение «Active» или «Sport». При этом горизонтальная стабилизация отключается и объектив перестает «отлавливать» горизонтальное перемещение камеры.
Вторая система стабилизации — это многоосевая стабилизация сенсора фотоаппарата. Звучит фантастично, но в некоторых современных камерах матрица действительно закреплена подвижно. Устройство похоже на оптическую стабилизацию, но магнитное поле перемещает не линзы, а сам сенсор. При этом возможен не только сдвиг, но и наклон матриц. Такой способ практически равносилен, а при сравнении отдельных систем, бывает даже эффективней, чем оптическая стабилизация. Плюсом такой системы также является, что все объективы, устанавливаемые на такую камеру становятся как бы «стабилизированными», включая и неродную оптику, устанавливаемую через переходник. Самое интересное, что подобная система стабилизации может работать совместно с оптической, повышая свою эффективность чуть ли не в два раза. Первым этого добились инженеры Sony, а вслед за ними и бренды Olympus и Panasonic внедрили аналогичные технологии в свои камеры.
И третий вариант — это цифровая стабилизация. Тут нет никаких подвижных частей, просто при включении функции стабилизации на длительных выдержках уменьшается поле рабочей области матрицы и за счет освободившихся по краям пикселей происходит перемещение-переключении рабочей области матрицы вслед за смещением изображения на ней. Такая система чаще присутствует на компактных камерах, телефонах и видеокамерах, однако и на фотокамерах со сменной оптикой такие решения могут встречаться как дополнительные к работе оптического и матричного стабилизаторов.
Сказать однозначно, какой из трех вышеупомянутых подходов лучше, практически невозможно. Но есть ситуации, в которых они могут иметь преимущества друг перед другом. Например, если у фотографа уже есть камера, на которой нет матричного стабилизатора, то покупка телеобъектива со стабилизацией будет предпочтительней, чем покупка обычного телеобъектива.
Если фотографу или видеооператору только предстоит выбрать свою рабочую камеру, то становится очевидным, что обращать свое внимание стоит, в первую очередь, на камеры с матричной стабилизацией. Особенно если оператор планирует работать с оптикой независимых производителей через адаптеры и переходники, не дающей полной совместимости между оптикой и камерой.
Ну и конечно, если фотограф по какой-то причине решил перейти на другую систему или ему только предстоит купить свою первую системную камеру — выбирать ее стоит среди систем, поддерживающих как оптическую, так и матричную стабилизацию.
Что касается сравнения систем стабилизации в реальных рабочих условиях — это весьма сомнительное занятие. Определяется это тем, что в разных руках каждая из систем будет вести себя по разному, а проверить стабилизацию, жестко зафиксировав камеру на штативе (чтобы была какая-то единая система отсчета) невозможно, так как система просто не будет работать. К тому же стоит понимать, что даже самая совершенная система стабилизации (или их комплекс) не в состоянии гарантировать отсутствие смаза в каждом кадре.
В качестве итога можно сказать, что в общем процент удачных кадров значительно возрастает при включении любой системы стабилизации. То есть любой тип стабилизации это безусловное благо и чем современней объектив или камере, тем лучше. Совершенство «стабилизаторов» растет от поколения к поколению.
А какие у вас впечатления от съемки объективами с оптической стабилизацией?
И какое, на ваш взгляд, будущее у подобных систем?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2024 г.