Война. Это чёткое слово вместо «специальной военной операции» звучит все чаще. Когда от вражеских снарядов и пуль гибнут люди в тылу, это война. Конкретная. Жестокая. Для русских – священная.
Экономика перестраивается на военные рельсы. Политическая риторика становится все жёстче. В культуре, в СМИ на первом плане – военная тематика. А как в условиях военного времени меняются законы жизни каждого конкретного человека?
Перед отправкой на фронт бойцы тренируются, проходят боевое слаживание, приобретают новые навыки. Новые навыки требуются и в тылу.
Потому что, как мы все поняли после теракта 22 марта, враг ближе, чем казалось. Мы поняли это, но не запаниковали. Наоборот, внутренне мобилизовались. Интуитивно переосмыслили свою жизнь. Ощутили ценность жизни. Не только своей. Но и чужой – как своей.
Приоритет одной общей цели над сотнями личных, единство – первый закон жизни в условиях военного времени. Тысячи москвичей, не сговариваясь, пришли сдать кровь для пострадавших во время теракта, говорили о том, что просто не могут в эти дни сидеть дома. Потому что бездействие в такое время – опасно для человеческой психики. Инстинкт самосохранения требует работы для общей цели.
Второй закон жизни в военное время – уверенность в нашей общей правоте: наше дело правое, повторяем за предками. В этом смысле очень актуален пример Великой Отечественной. По статистике, почти у всех гитлеровцев были диагностированы психические расстройства – депрессии, нервные срывы, проблемы с памятью и со сном. То же самое сейчас происходит и с нашим врагом, если изучать наблюдения европейских специалистов. Психика русского человека (находящегося как в тылу, так и на фронте) традиционно гораздо крепче, стабильнее, потому что он верит в то, что делает. Осознание величия своей службы – спасительно. Из этой же исторической правды следует третий закон жизни русского человека в условиях военного времени – воспоминания о том, как выживали наши предки. Генетическая память. В отличии от европейцев и американцев, в нас она очень сильна. Военные мотивы – в детских играх (кто из нас не играл в войнушку?), в нашей литературе. Военные фильмы, песни, присказки – в нашем культурном коде. Вы заметили, что тема Великой Отечественной в последние годы приобрела новое осмысление? Многие стали записывать, пересказывать воспоминания о ней своих предков. Так на семейных историях мы учимся побеждать сегодня.
Четвертый закон – тоже старинный, испытанный веками. Это жизнь по заповедям, которые одни для всех конфессий, для всех народов, населяющих нашу страну. На войне нет места гневу, тщеславию, зависти, ведь сейчас мы все – в одном окопе. Нет места гордыне. В этом смысле, мне кажется, в полушаге от святости многие наши волонтеры, которые неустанно умоляют нас помочь им спасать нас же: «Я снова – с протянутой рукой. На помощь госпиталю», «Я опять буду клянчить. В воскресенье выдвигаемся в Донецком направлении. Нужны деньги на гумку», «Товарищи, осталось собрать 19.756 рублей на спанбонд для сетей. Умоляю помочь!» Благодарят, отчитываясь за каждый рубль, поступивший на счет, за принесенные вещи. Благодарят за то, что помогаем им спасать нас. Парадоксально, показательно: и один в поле воин, если он не сам за себя.
Сомкнуть ряды, держать строй, – этот приказ сейчас действует и для тыла. Сплотиться, сконцентрироваться, «не жить на стрёме, но быть на стрёме», как говорят наши бойцы. Это пятый закон. Все мы понимаем, что враг работает внутри страны. Внутри нашего общества. Здесь его оружие – психологические атаки, запугивание, провоцирование смуты, паники. Противник – мастер манипуляций, изрядно поднаторевший в самых разных видах обмана, мошенничества, давления, обладающий огромными техническими, экономическими, интеллектуальными возможностями и средствами. Быть бдительным, внимательным на информационной войне, подготовить к ней пожилых, молодежь, детей, научиться перепроверять информацию, осторожничать в соцсетях, в мессенджерах сейчас так же важно, как обращать внимание на подозрительные предметы в общественных местах. Что же касается тех, кто слабее – старых и малых – то с психологической точки зрения забота о них работает в обе стороны. Помогает и помогающему.
Не жаловаться, не прибедняться, не роптать – шестой закон. Кощунственно сегодня звучит еще вчера обычное: «Ах, колбаса подорожала». «Нашим ребятам там труднее» – во главе угла. Нашим людям в Донецке, в Белгороде, в Шебекино – труднее.
Война – испытание. Проверка для каждого. Такая, от которой невозможно остаться в стороне. Не откупиться, не избежать. Бомбя дома, враг не выбирает, чей это дом – либерала, оппозиционера, ватника, ждуна. Война – это жизнь на острие, поэтому не время мелочиться. Опасно ссориться. Опасно наживаться на войне, ведь Бог скор в расчетах. Опасно предавать – в ответах скор и Бог, и народ.
Исходя из этого и выстраиваем свою жизнь. Ясную, повседневную жизнь на войне. Учимся радоваться простоте бытия. Учимся легко примиряться с близкими. Смиряться с трудностями. Просить. Благодарить. Ценить каждый день. Верить.
На обложке - плакат Великой Отечественной войны