Найти тему
WorkTruck

Последние тренды в доставке грузов для маркетплейсов

Оглавление

Друзья, рост объема продаж в маркетплейсах существенно расширил и усложнил логистический сегмент доставки. Еще бы, в 2023 году объем этой отрасли увеличился в два раза.

Каким образом отреагировали логисты? Давайте разбираться. Поехали!

Транспортные компании расширяют спектр услуг

Сейчас продавцы диктуют правила игры, по которым нужно не только складирование и логистика, но и целый перечень других дополнительных услуг:

  • связь с оператором склада в формате 24/7;
  • контроль маркировки;
  • сборка грузов на монопаллеты;
  • возврат грузов со складов.

Параллельно расширяются и габариты перевозимого товара. Не редкость встретить на сайте маркетплейсов автомобили, запчасти и даже неразборные срубы.

На фоне внешнеэкономического давления расцвет маркетплейсов - это логичный шаг в развитии российской экономики. Число представленных на Ozon и Wildberries продавцов к концу 2023 года отразило 53% всего объема онлайн-продаж и 75% заказов. То есть по сравнению с 2022 годом рывок составил 200%.

Вместе с оборотом значительно вырос и товарооборот. К примеру, «Деловые Линии», также подтверждают, что объем перевозок в адрес маркетплейсов за прошлый год вырос вдвое.

Но есть и нюансы. В феврале 2024 года глава департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate Евгений Бумагин уточнил, что в 2020 году на руку логистике сыграла пандемия и удаленный режим работы. В тот год покупатели только приноравливались к жизни в формате онлайн-заказов. К 2023 году это поведение окончательно закрепилось. Сейчас более 60% потребителей имеют отработанные варианты заказа товара через пункты выдачи заказов (ПВЗ).

Глобально, онлайн-продажи после окончания 2023 года характеризуются следующими показателями:

  • Занимают 19% в розничной торговле (7,4 трлн руб);
  • Рост количества заказов вырос с 2018 года — до 4,6 млрд, руб;
  • Средний чек сократился с 4,33 тыс. руб (2018 год) до 1,6 тыс (2023 год).

Аналитики делают вывод, что основные игроки рынка онлайн-торговли сейчас идут мультиформат. Это означает, что потребителям нужно разнообразие форматов ПВЗ и широкая линейка товаров. Неизбежно развитие фулфилмент-центров, сортировочных центров, дарксторов, пунктов выдачи заказов и постаматов.

Изменение предпочтений

Логистическая сфера отслеживает изменение тенденций маркетплейсов и селлеров. Если в 2018 году модно было просто выехать с товаром из пункта А и привезти его в пункт Б, то в 2024 году все не так.

Клиенты требуют мультиформатной связи с оператором ТК при помощи эл.почты и мессенджеров — Telegram, WhatsApp, ВКонтакте и Viber. Трафик сообщений в мессенджерах растет ежемесячно на 10%. Число и объемы обсуждаемых в сети вопросом растут в пределах 26%.

Что касается крупногабаритных товаров, то этот сегмент растет. В настоящее время потребитель может заказать себе доставку на дом: шины, мебели, сантехники, спорттоваров, бассейнов, лодок.

Напомним, что в 2023 году автомашины начал продавать Ozon, а в 2024-м — Сбер. Маркетплейс стал пространством для заказа крупногабаритных товаров. При этом рынок ответил появлением вариантов специализированной транспортной упаковки, страховки и строгим соблюдением сроков доставки.

К примеру, в 2023 году среди крупноузловых товаров лидировали:

  • трубы и профили (+33%);
  • электроинструменты (+28%);
  • огнетушители (+ 22%);
  • лодки (+8 %).

Изменилась и география доставки товаров. В 2023 году растущий трафик с Казахстаном и Белоруссией только подстегнул развитие их онлайн-сектора торговли. Так, в прошлом году на Ozon было 45 400 зарегистрированных казахстанских продавцов, а на Wildberries — 55 700.

Обе компании открыли на территории Казахстана крупные распределительные центры и сеть ПВЗ:

  • Ozon - 2 фулфилмент-центра и 1 189 пунктов выдачи заказов;
  • Wildberries — 6 логистических центров и 621 пункт выдачи.

В рамках 2023 года маркетплейсы стали “локомотивами” торговли в режиме онлайн. При этом покупателю стало интереснее и удобнее покупать в сети. То есть переориентирование ТК на обслуживание перевозок данной группы заказчиком становится с каждыми голом все приоритетнее.

Такие вот пироги!

Желаем всем терпения и удачи!