В сегодняшнем обзоре - культовый горный велосипед второй половины 1990-х, имеющий, правда, весьма неоднозначную репутацию у спортсменов. Речь пойдет об американском двухподвесе Klein Mantra Race, изготовленном в начале 1998 года.
Модель Klein Mantra, выпускавшаяся в нескольких модификациях с довольно серьезными отличиями, была презентована в 1996-м и производилась до 2001 года. Она являлась типичным детищем эпохи бурного развития технологий и поиска оптимальных конструкций в индустрии горного велосипеда, пришедшейся на 1990-е годы. Культовый статус ее бесспорен, хотя ездовые качества отнюдь не бесспорны и имеют как рьяных поклонников, так и столь же ярых противников. Собственно, скандальная слава в совокупностью с необычным дизайном и роскошным оформлением, характерными для практически всей продукции Klein Bicycles Corporation, и стали причиной того, что в наши дни для коллекционеров и музеев Klein Mantra является желанной добычей. ;-)
В коллекции Веломузея сейчас имеется два экземпляра этих аппаратов – один Klein Mantra Race выпуска января 1998-го, о котором сейчас и идет речь, и второй - Klein Mantra Comp 1999 года. Оба велосипеда попали в коллекцию сравнительно недавно и совершенно разными путями.
Для начала я расскажу об истории модели Klein Mantra.
Впервые она была презентована в 1995 году, а промышленное производство началось в 1996-м. Презентация модели была ярким событием и весь 1996 год Mantra не сходила со страниц велосипедных журналов и собирала толпы любопытствующих на выставках. Смелый дизайн и анонсированные ходовые качества привлекали как энтузиастов, так и профессионалов маунтинбайка. По своей конструкции модель относилась к двухподвесам с «объединенным задним треугольником» (Unified Rear Triangle) или коротко – URT. На заднем треугольнике располагается весь механизм привода и заднее колесо в придачу. Шарнир, на котором все это великолепие вращается, расположено высоко и крепится к основной части рамы, напоминающей балку. У этой системы подвески имеются как большие плюсы, так и столь же заметные минусы. Большой ход и минимальные потери при педалировании – это прекрасно. При вставании на педали в подъемах подвеска практически переставала работать и не раскачивалась – это тоже замечательно. Высокая жесткость рамы, у которой был всего один шарнир, позволяла прекрасно контролировать байк – и это серьезный плюс. Велосипед «лез» в гору, как хардтейл, оставляя позади большинство двухподвесов – это тоже привлекало. А вот на спусках начинались проблемы… Ехать сидя по сложному рельефу мало кому нравится, но при вставании на педали подвеска «отключалась». При торможении передним тормозом база велосипеда резко укорачивалась, что делало угрозу полёта через руль более чем реальной. Прохождение на скорости серии кочек или ямы с последующим резким подъемом легко могло привести к тому же результату. В итоге, уже через год на тест-райдах, организуемых на горных курортах компанией Trek, которой в то время принадлежала Klein Bicycles Corporation, по словам журналистов они обходили щедро предоставляемые Mantra седьмой дорогой – никому не хотелось потом «щеголять» с разбитым лицом или со сломанной ключицей. Однако, ряды фанатов модели все равно пополнялись. Они говорили, что Mantra требует особого умения для экстремальной езды, и, надо сказать, некоторые ухитрялись вполне успешно управляться с этой «бешеной лошадью». Для любителей динамичной езды по равнинной местности велосипед был действительно хорош – посудите сами: велосипед имел подвеску с ходом 5,3 дюйма (135 миллиметров), но весил около 24 фунтов (10,8 кг) в комплектации XTR. Другими словами, аппарат весил меньше, чем большинство хардтейлов того времени, но имел длинноходную подвеску, как у фрирайдного велосипеда, да еще и выглядел, как произведение искусства. Любителей, имевших «лишние» 4000$, а именно столько стоил топовый Klein Mantra Pro, недостатки модели не останавливали.
Топовая модель Mantra Pro имела раму (основную часть и задний треугольник), изготовленную из алюминиевого сплава Klein Gradient с использованием добавок циркония вместо хрома, (Гэри Кляйн предложил для этого сплава обозначение ZR9000). В 90-х это был самый жесткий и легкий алюминиевый сплав, используемый в велосипедной индустрии; кроме того, усталостный ресурс у него был в пять раз больше, чем у классических «велосипедных сплавов». У модели Mantra Race из сплава Klein Gradient был изготовлен только задний треугольник, а основная часть рамы состояла из более распространенного сплава 7005, из которого изготавливали рамы большинство заводов - производителей велосипедов. Рама «младшей» и более доступной по цене модели Mantra Comp целиком изготовлена из сплава 7005. Mantra Pro и Mantra Race продавались как в виде комплектных велосипедов, так и в виде отдельных рам или «фюзеляжей» - комплектов «рама + вилка + вынос + руль + подседел». Mantra Comp продавалась только в виде комплектных велосипедов с оборудованием среднего ценового диапазона.
Для комплектации велосипедов всех моделей линейки Mantra использовались компоненты именитых производителей, среди которых были Shimano, Manitou, Fox, Rock Shox, Thomson и Bontrager. Последние получили распространение не только благодаря давней дружбе Гэри Кляйна и Кейта Бонтрейгера, но также инновационности и качеству комплектующих этой марки.
У самых первых промышленных экземпляров Mantra Pro 1995 года был оригинальный задний амортизатор с эластичными ячейками и гидравлическим демпфером, разработанный фирмой Klein, похожий, как писали не без юмора велосипедные журналисты, на ракетную шахту. На серийных велосипедах c 1996 года уже использовались гидравлические и пневматические амортизаторы сторонних производителей.
В 1998 году началось производство модели Klein Karma Pave, имевшей ту же концепцию с URT подвеской, но в качестве амортизатора использовались эластомеры. Передняя вилка была жесткой, да и в целом модель относилась к нижней (для Klein) ценовой категории.
В 1999 году началось производства Mantra с передней частью рамы, изготовленной из карбона. Еще тогда в публикациях новую версию называли «вызывающе сексуальной». :-) Экономия веса у новинки была не столь уж и впечатляющей, так что к двойственной славе модели она не привнесла ничего нового.
В Россию первые велосипеды Klein Mantra попали, насколько мне известно, в 1997 году. В №2 первого российского велосипедного журнала Вело Темпо за тот же год была опубликована статья про эти велосипеды с восторженными впечатлениями от тестового заезда. Тестировались Mantra Pro и Mantra Race. Честно говоря, сейчас уже я бы не назвал тот тест объективным, но тогда он воспринимался, как потрясающая информация с обратной стороны Луны. ;-) Интересно, что были указаны и розничные цены этих машин «уже здесь» – 6250 $ за Pro 3446$ за Race. Велосипеды были доступны только по предзаказу. Сколько новых велосипедов в результате было привезено в Россию, мне неизвестно, но подозреваю, что вряд ли их было более двух десятков. Большинство Klein Mantra, «бороздивших просторы» нашей страны, попали сюда со вторичного рынка. К примеру, на моем Klein Mantra Race, который фигурирует в этом обзоре, наличествует аж две наклейки велосипедных магазинов, причем один из них находится в шотландском Глазго, а второй аж в Дубаи. Лично я купил велосипед в Южно-Сахалинске. Неплохо попутешествовал байк – не правда ли?
Судя по всему, первоначально велосипед был куплен в виде голой рамы, изготовленной в январе 1998 года и собран на комплектующих высокого класса того времени. Большинство компонентов групп Deore XT и XTR от Shimano. Интересна передняя пневматическая вилка Pace модели RC38 Air Force с карбоновыми перьями и механизмом дистанционной блокировки рычажком на руле. У нее имеется полный комплект регулировок и мостик из магниевого сплава. В то время это была топовая кросс-кантрийная вилка. Вынос и руль от фирмы Bontrager, а подседельный штырь модели Thomson Elite. Тормоза V-Brake с параллельным ходом колодок группы Deore XT я считаю лучшими среди тормозов этого типа. Переключение передач той же группы мне также очень нравится – на нескольких велосипедах, которыми я владел в конце 90-х, были установлены аналогичные компоненты. Колесные втулки группы XTR довершают картину.
Мне впервые довелось протестировать Klein Mantra летом 2000-го года в Чехии, а конкретно – в горах Моравии. Один мой знакомый коллекционер антикварных велосипедов, сам в прошлом велогонщик, владел таким велосипедом. У него была «топовая» версия Klein Mantra Pro на компонентах XTR с тормозами V-Brake. Узнав, что я любитель горного велосипеда, он сам предложил прокатиться на своей «Мантре», предупредив, что аппарат «с норовом» и посоветовал поаккуратнее тормозить на спусках. Я тогда в основном ездил на Cannondale Super V, так что мне было интересно сравнить культовые велосипеды. Вокруг была довольно гористая местность, так что я целый день носился по окрестностям и в полной мере оценил коварный нрав «Мантры». Порадовавшись минимальной раскачке подвески на подъемах, на спусках я пару раз едва не совершил полет через руль в казалось бы не так чтобы опасных ситуациях – велосипед вел себя совершенно иначе, нежели мой привычный «Кадейл». Потом я вроде адаптировался и получил удовольствие от чувствительности «Мантры» в смысле управления и потрясающей отзывчивости при педалировании. Велосипед мне понравился, хотя Cannondale показался более предсказуемым и универсальным. Когда я вернулся, коллега встретил меня, ни слова не говоря завел велосипед в гараж и выкатил… еще одну «Мантру»! На сей раз это была Mantra Race, но не с телескопической вилкой, как на предыдущем байке, а с параллелограммной вилкой Girvin! «Попробуй эту и сравни!» - порекомендовал он, а я отправился в очередной тестовый заезд. Несмотря на усталость, я нарезал еще один круг по окрестным буеракам и мне показалось, что велосипед с пераллелограммом лучше себя ведет при торможении на спусках и при выходе из крупных выемок – меньше «клюет» и ощущается более предсказуемым, что ли… Рассказав о своих наблюдениях владельцу двух «Мантр» я получил одобрительное хмыканье и мощное рукопожатие. ;-)
Об истории Klein Bicycles Corporation я расскажу в публикации, посвященной второму экземпляру Klein Mantra 1999 года, хранящемуся в коллекции Веломузея.
Посмотрите обзоры горных велосипедов различных конструкций из коллекции Веломузея: